1. У Антошки есть домашние животные. Ты всех узнал? Назови, обведи и раскрась.
* Это корова. Корова — домашнее животное.
2. а) Зачеркни лишнее.
* Медведь — дикое животное. Коза и лошадь животные. На рисунке медведь лишний.
б) Можно ли назвать корову, свинью и собаку одним словом? Каким? Почему корову называют домашним животным?
* Корова домашнее животное, потому что живёт рядом с человеком, который за ней ухаживает.
в) Правильно ли сказал Незнайка: «Свинья, собака, лев — домашние животные»? Скажи своё мнение.
3. а) Проводи Антошку к бабушке. «Проходя» мимо животного, назови его и употреби три слова-признака (какой? какая?).
* Это быстрая, выносливая, стройная лошадь.
б) Антошка научился загадывать загадки, используя слова-признаки. Отгадай загадку Антошки. Отыщи и обведи животных на рисунке. Придумай свои загадки.
* Пушистая, ласковая, игривая. Кто это? (Кошка).
4. а) Что делают лошади? Подбери слова-действия. Что ещё может делать лошадь?
* Эта лошадь идёт. Лошадь может возить телегу.
6) Что делают собаки? Подбери слова-действия. Что ещё может делать собака?
* Собака нюхает, грызёт кость, лежит.
в) Отгадай загадку Антошки, придумай свои загадки со словами-действиями.
* Мяукает, ласкается, играет. Кто это? (Кошка.)
Отыщи и обведи это животное на рисунке.
5. а) Назови части тела коровы. * Это голова.
6) Вырежи и приклей картинки (см. приложение I, рис. 6). Чем отличаются части тела у коровы и у кошки?
* Это ноги коровы. Это коровьи ноги.
в) Антошка придумал фантастических животных. У кого чьи части тела?
|
* У фантастического животного есть ослиные уши, козьи рога на голове.
г) Отгадай Антошкины загадки.
Что есть у лошади, но нет у коровы? (Гривы, челки.) Что есть у коровы, но нет у свиньи? (Рогов, вымени.) Что есть у свиньи, но нет у ослика? (Пятачка, щетины.) Что есть у ослика, но нет у кролика? (Копыт.) Что есть у кролика, но нет у кошки? (Длинных ушей, маленького хвостика.) Что есть у кошки, но нет у овцы? (Усов, когтей, длинного хвоста.) Что есть у овцы, но нет у верблюда? (Курчавой шерсти.) Что есть у верблюда, но нет у лошади? (Горба, длинной шеи.).
* У лошади грива, чёлка. Но у лошади нет рогов и вымени, как у коровы.
6. а) На площадке много разных собак. Расскажи, ориентируясь на вопросы, о каждой из собак. Включи в предложения слова-признаки.
У собаки какие уши? Какие глаза? Какой нос? Какие лапы? Какая шерсть? Какой хвост?
б) Настя приехала к бабушке в деревню. Там много домашних животных. Они очень разные. Расскажи по вопросам о каждом животном. Включи в рассказ «слова-признаки» этого животного.
Кто это? Какая голова? Какие уши? Какие глаза? Какой нос? Какие ноги (лапы)? Какое туловище? Какая шерсть? Какой хвост?
7. а) Сосчитай баранов правильно.
* Один баран. Два барана. Три барана. Четыре барана. Пять баранов.
б) Помоги Антошке сосчитать животных, которые пасутся на лугу.
* Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы.
Продолжи предложение.
* На лугу пасётся много коров.
в) Исправь Незнайкины ошибки.
* Один коза. Две козов. Три коз. Четыре козы. Пять козы.
8. а) У кого кто? Помоги мамам отыскать детёнышей. Назови ласково животных и их детёнышей.
|
* У лошади жеребёнок.
6) Придумай загадки, используй слова-действия и названия детёнышей.
* Мяукает, ласкается, царапается, У неё есть котята. Кто это? (Кошка.)
9. Кто что ест? Проведи линии от животных к их еде. Обведи одной общей линией хищников. Назови травоядных. Какое животное всеядное? Без чего не могут существовать все животные? (Без воды.)
* Корова ест летом траву, а зимой сено. Корова — травоядное животное.
10. Кто где живёт? На конюшне? В овчарне? В коровнике? В свинарнике? В клетке? В будке? В доме?
* Корова живёт в коровнике.
11. Что значит «ухаживать за животными»? Кто ухаживает за коровами (телятами, лошадьми, свиньями)? Кто пасёт животных? Кто лечит домашних животных?
* За коровами ухаживает доярка.
12. а) Кто какую пользу приносит? Проведи линию от животного к символу.
* Корова даёт человеку молоко и мясо. Из молока делают масло, сметану, творог.
6) Отгадай загадки. Придумай свои загадки, используя схемы. * Пушистая, ласковая, игривая. Ловит мышей. Кто это? (Кошка.) * Мяукает, царапается, играет. Ловит мышей. Кто это? (Кошка.) |
13. Придумай загадку по схеме и закрась флажок на гирлянде.
* Пушистая, ласковая, игривая. Пьёт молоко. Кто это? (Кошка.)
14. Составь рассказы по схеме про барана (см. приложение II, рис. 4) и других домашних животных.
Как животное выглядит? Как зовут его детёнышей? Кто и как за ним ухаживает? Какую пользу оно приносит?
|
БАРАН
Это — баран. Домашнее животное. У барана крутые рога, тонкие длинные ноги с копытами. Туловище покрыто густой кудрявой шерстью. Баран летом питается травой, а зимой — сеном. У барана есть маленькие забавные ягнята. Баран живёт в деревне, в сарае. За ним ухаживает хозяйка: кормит, поит, пасёт, убирает за ним. Баран даёт людям тёплую шерсть.
Тема 7. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Назови домашних птиц. Найди лишнее. Раскрась только домашних птиц.
* Это курица
2. а) Отметь цветным карандашом только домашних птиц Это гусь. Гусь — домашняя птица,
б) Назови одним словом курицу, гуся. Почему этих птиц называют домашними?
* Гусь — домашняя птица, потому что живёт рядом с человеком, который за ней ухаживает.
в) Правильно ли сказал Незнайка: «Гусь, петух, орёл — домашние птицы. Индюк, курица, голубь — домашние птицы»?
г) Расскажи, чем птицы отличаются от животных. Вырежи (см. приложение I, рис. 7) и приклей каждую картинку в нужное место. Скажи, что есть у птиц, но нет у животных.
у птиц есть крылья, а у животных нет крыльев.
3. а) Назови части тела петуха.
* У петуха есть гребешок, клюв...
б) Вырежи картинки (см. приложение I, рис. 8), наклей в нужные места и назови части тела птиц.
* У курицы есть хвост, крылья, клюв.
4. а) Во дворе живут домашние птицы. Они очень разные. Расскажи о каждой птице, используя в предложениях слова-признаки.
* У Марьюшки дома живёт петух. У него (какие?) глаза. У него (какой?) клюв. У него (какие?) лапы. У него (какие?) перья. У него (какой?) хвост.
6) Скажи, какой птицы не стало. Употреби слова-признаки. Не стало большого и важного индюка.
в) Отгадай загадку. Обведи изображение. Придумай загадки по схеме.
* Неповоротливая, неуклюжая. Кто это? (Утка.)
5. а) Что делают птицы? Что ещё они могут делать? Подбери слова-действия.
* Курица клюёт.
б) Птичий гвалт. Кто как кричит? Назови слова-действия.
* Петух кукарекает — ку-ка-ре-ку. Гусь гогочет — га-га-га. Курица кудахчет — ко-ко-ко. Индюк болбочет — бл-бл-бл. Утка крякает — кря-кря-кря.
в) Кто ходит по земле, а кто плавает по воде? * Курица ходит по земле, не умеет плавать.
6. а) Назови родителей птичьих семейств. Найди и назови птенцов. Соедини птичью семью и скажи, у кого кто.
* Это гусь. Это гусыня. Это гусёнок. У гуся и гусыни гусёнок.
б) Назови «ласково» птиц и их птенцов. * Гусочка. Гусёночек.
в) Поставь стрелки: что вначале, что потом.
* Сначала курица сносит яичко.
Из него появляется цыплёнок.
Цыплёнок вырастает и становится курочкой или петушком.
г) Придумай загадки про птиц, изображенных на доске, используя схемы. * Неуклюжая, водоплавающая. У неё есть утята. Кто это?(Утка). * Плавает, шипит. У неё есть гусята. Кто это? (Гусыня.) |
7. а) Сосчитай птенцов.
* Один утёнок. Два (три, четыре) утёнка. Пять утят. У утки много утят.
б) Закончи предложения.
* У курицы один цыпленок.
У курицы много цыплят.
У индюка один У гусыни один.
У индюшки много У гусыни много...
в) Марьюшка считает птиц, которые вернулись во двор. * Одна курица, две курицы... пять куриц. Много куриц.
8. Кто какую пользу приносит?
* Курица даёт человеку яйца, мясо, перья.
9. Расскажи о домашних птицах. Где они живут, чем питаются? Что значит «ухаживать» за домашними птицами? Кто (профессия человека) ухаживает за домашними птицами?
* Куры живут на птицефабрике. За курами ухаживает птичница.
Она кормит их зерном, убирает мусор, помёт.
Также куры живут в деревне на хозяйском дворе. За ними ухаживает хозяйка.
10. Составь рассказ о петухе (см. приложение II, рис. 6) и других домашних птицах. Используй схему и вопросы.
ПЕТУХ
Это петух. Петух — домашняя птица. У петуха красный гребешок, острый клюв, длинная бородка. Перышки у петуха разноцветные. Две лапки — с острыми коготками и шпорами. У петуха два крыла, но летает он плохо. Петух клюёт зерно, ищет червячков в земле. У петуха и курочки много жёлтеньких пушистых цыплят. За петухом ухаживает хозяйка: даёт ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике. Петух даёт человеку вкусное мясо и мягкие перья*
Тема 8. ДИКИЕ ПТИЦЫ
1. а) Обведи и раскрась диких птиц. * Это дятел.
б) Почему этих птиц называют дикими?
* Воробей — дикая птица, потому что за ним человек не ухаживает. Воробей боится человека.
2. а) Подбери слова-признаки к частям тела птицы. * Это цепкие острые когти коршуна.
б) Воробей попросил волшебника превратить его в орла, но волшебник всё перепутал. Чья голова у диковинной птицы? Чьё туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
* Орлиная голова (орлиный клюв, орлиная шея). Пингвинье туловище.
3. а) Кто где живёт? Где живут дикие птицы: в холодных краях, в средней полосе, в жарких странах?
* Пингвин живёт в холодных краях.
б) Кто где живёт: в городе/в лесу, у водоёма? * Голубь живёт в городе.
в) Кто в каком домике живёт? Какие домики птицы делают сами, а какие делает им человек?
* Попугай живёт в клетке. Для попугая домик делает человек.
4. Кто чем питается? Накорми птиц: проведи линии от птиц к корму.
* Цапля питается лягушками. Кто из этих птиц хищник?
5. а) Какие из этих птиц перелётные, а какие — зимующие?
* Гуси — перелётные птицы, потому что они улетают на зиму в тёплые края.
б) Кто умеет летать (летающие), а кто не умеет летать (нелетающие)? Кто из птиц умеет плавать (водоплавающие)? Кто быстро бегает? Кто хорошо плавает под водой? * Ласточка умеет летать, а пингвин не умеет летать. Гусь — водоплавающая дикая птица. |
6. а) Птичий хор. Кто как подаёт голос?
* Ворона... (каркает). Воробей... (чирикает, щебечет). Голубь, (воркует). Кукушка... (кукует). Сорока... (стрекочет). Соловей., (поёт).
6) Что делают дикие птицы весной, летом, осенью? Составь рассказ по картинкам о жизни грача.
* Весной грач вьёт гнездо.
7. а) Какой характер у этих птиц? Закончи предложения.
* Болтливый, как... (сорока). Мудрый, как... (сова). Гордый, как... (орёл). Задиристый (шустрый), как... (воробей). Смелый, как... (сокол). Нахальный, как... (ворона). Пугливый, как... (синица). Неуклюжий, как... (пингвин, утка). Голосистый, как... (соловей). Красивый (грациозный), как... (лебедь).
Про человека говорят:
* Повторяет, как... (попугай). Распустил хвост, как... (павлин). Болтает, как... (сорока).
6) Сравни птиц. Найди сходство и различия. Где обитают? Умеют ли летать? Быстро ли двигаются? Умеют ли плавать? Чем питаются? Чем отличаются клюв, крылья, лапы, шея?
* Пингвин обитает в холодных краях, а страус в жарких.
8. Найди спрятавшихся птиц и придумай про них загадки по схемам.
* Шустрый, озорной. Живёт в городе. Гнезда не вьёт. Питается зёрнышками и червячками. Кто это? {Воробей.)
9. Составь рассказы 6 диких птицах на примере орла (см. приложение II, рис. 5).
ОРЁЛ
Это орёл. У него маленькая голова, крепкий, острый клюв, большие, сильные крылья, на лапах острые когти. Орёл — хищная птица. Он парит в небе и высматривает добычу: зайцев, мышей и других мелких животных. Орла можно встретить в лесу или в горах.