Тема 6. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ




ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «домашние животные».

Взрослый объясняет, что такое домашние животные (это такие животные, которые живут рядом с человеком, приносят пользу), чем они отличаются от диких животных (не боятся человека — он ухаживает за домашними животными). Взрослый предлагает ребенку назвать первое животное (Это корова), обвести изображение и раскрасить. То же проделать с остальными рисунками. Во время работы напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль).

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

а) В клеточках изображены дикие и домашние животные, птицы. Ребенок оставляет только домашних животных, зачеркивая «лишнее». Объясняет свои действия, пользуясь образцом. (Медведьдикое животное. Коза и лошадьдомашние животные. На рисунке медведь лишний.)

б) Далее для закрепления обобщающего понятия «домашние животные» предлагается ряд упражнений:

-ребенок отвечает на вопросы (можно ли назвать корову, свинью, собаку одним словом? каким?);

- объясняет сложным предложением по образцу, почему этих животных называют домашними. Желательно, чтобы в его ответе было дано простейшее определение домашних животных, указывались их отличительные признаки (Коровадомашнее животное, потому что живет рядом с человеком, который за ней ухаживает);

в) ищет в высказывании Незнайки «Свинья, собака, лев — домашние животные» ошибку и объясняет свое мнение.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

а) Взрослый вводит ребенка в. игровую ситуацию: Антошка торопится к бабушке, и надо добежать вместе с ним до ее домика. Чтобы это сделать, следует нарисовать дорожку, проходя по которой, Антошка будет встречать животных. Проходя мимо животного, ребенок называет его и подбирает три «слова-признака» (какой? какая?). Составляет полные предложения по образцу (Это быстрая, выносливая, стройная лошадь).

Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-признаков ».

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку про кошку и придумать свою по образцу (Пушистая, ласковая, игривая. Кто это?), используя «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 4. «Слова-действия».

а) Взрослый обращает внимание ребенка на символическое обозначение «слов-действий» и напоминает, что такое «слова-действия», на примере его самого (Я умею прыгать, бегать, читать). Потом показывает на картинки с лошадьми и спрашивает, что делают животные. Ребенок отвечает (Лошадь идет). Спрашивает, что еще может делать это животное. Ребенок придумывает другие «слова-действия».

б) Аналогично проводится работа по картинкам с собаками.

в) Ребенку предлагается загадка про кошку. Затем по образцу (Мяукает, ласкается, играет. Кто это?) он должен придумать свою загадку, используя «слова-действия».

ЗАДАНИЕ 5. Части тела домашних животных. Общее и различия. Использование слов в родительном падеже. Притяжательные прилагательные.

а) Взрослый объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть общее: голова, шея, туловище, лапы (ноги), хвост. Но вместе с тем у каждого есть и что-то свое, особое. Ребенок называет части тела коровы (Это голова).

б) Взрослый предлагает ребенку вырезать части тела коровы и кошки (см. приложение), сложить их, приклеить и раскрасить. При этом он должен сопровождать свои действия словами (Это коровьи ноги). Взрослый следит за правильным употреблением притяжательных прилагательных.

Взрослый обращает внимание на «картинку-помощницу» — символическое обозначение частей тела животных.

в) Антошка нарисовал фантастическое существо: взял части тела от разных животных (показаны сверху), соединил их вместе. Взрослый предлагает отгадать, части тела каких животных использовал Антошка, и назвать их по образцу (Это уши осла). Затем просит изменить фразу таким образом, чтобы появилось «слово-признак» —притяжательное прилагательное (Это ослиные уши. Это козьи рога).

Ребенок придумывает название или имя фантастическому животному, если может, говорит, где оно живет, чем питается и т.д.

г) Антошка загадывает загадки. Взрослый с помощью вопросов {Что есть у лошади, но нет у коровы?) следит, чтобы ребенок правильно склонял существительные в родительном падеже (У лошади есть грива, челка. Но у лошади нет рогов и вымени).

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-признаки».

а) Игровая ситуация: на площадку хозяева привели своих четвероногих друзей.

Взрослый рассказывает, что части тела у животных внешне очень разные. У одной собаки морда большая, длинная и узкая, хвост пушистый, а у другой мордочка маленькая, хвостик гладкий, тонкий, длинный.

Взрослый вместе с ребенком составляет рассказ про собаку. При этом ставит вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, характеризуя части тела животного, подбирает «слова-признаки». Затем он целиком проговаривает описательный рассказ про одну из собак и далее составляет рассказы про остальных.

б) Игровая ситуация: Настя приехала к бабушке в деревню. Там много домашних животных.Они очень разные. Ребенок описывает домашних животных, которые нарисованы на картинках.

ЗАДАНИЕ 7. Числительные. Согласование существительных с числительными.

а) Взрослый просит ребенка сосчитать баранов правильно (Один баран, два барана, три барана, четыре барана, пять баранов). Обращает внимание на правильное окончание существительных в сочетании с числительны ми.

б) Взрослый просит ребенка так же правильно сосчитать животных, которые пасутся на лугу (Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы). Предлагает ребенку продолжить предложение: сказать, кого много на лугу (На лугу пасется много коров).

в) Взрослый медленно и четко проговаривает, как сосчитал лошадей Незнайка: «Один коза. Две козов. Три коз. Четыре козы. Пять козов», — и просит ребенка исправить ошибки.

ЗАДАНИЕ 8. Детеныши. Уменьшительно-ласкательная форма имен существительных.

а) Взрослый напоминает, что животные отличаются друг от друга размером (большойсредниймаленький). Показывает на корову и просит назвать ее просто, «как обычно» (корова), а затем назвать маленькое животное (коровка). Аналогично ребенок называет остальных животных по размеру.

Затем ребенок находит детенышей животных и помогает им пройти к своим мамам — проводит линию от взрослого животного (слева) к детенышу (справа). Взрослый просит назвать «ласково» маму (коровка, коровушка) и детеныша (теленочек). Затем спрашивает, у какого животного не хватает детеныша.

б) Детям загадывают загадку (Мяукает, ласкается, царапается. У нее есть котята. Кто это?). Взрослый напоминает, как сочиняются загадки: не называя само животное, можно назвать «слова-действия», которые для него характерны, а также и его детенышей.

ЗАДАНИЕ 9. Кто что ест?

Взрослый коротко рассказывает, что едят домашние животные, показывает, где изображена на картинке пища, которой питается то или иное животное. Ребенок проводит линии от животного к еде и по образцу рассказывает, чем данное животное питается (Корова ест летом траву, а зимой сено). >

Взрослый, показывая на корову, спрашивает ребенка, чем она питается. Тот отвечает (травой). Взрослый говорит, что это травоядное животное, просит ребенка отыскать на картинке травоядных животных и сказать по образцу (Корова — травоядное животное, потому что ест траву). Затем, показывая на собаку, спрашивает, чем она питается. Ребенок отвечает (Ест мясо). «Такие животные называются хищниками», — объясняет взрослый. Просит отыскать на картинке хищников и сказать по образцу (Собакахищник, потому что ест мясо).

Взрослый напоминает, что «картинка-помощница» обозначает пищу, которой питается животное.

ЗАДАНИЕ 10. Кто где живет?

Взрослый объясняет, что у домашних животных есть свое жилище. Показывает на картинки и объясняет, что они обозначают (конюшня, овчарня, коровник, свинарник, клетка, будка, дом человека). Ребенок соединяет линиями изображения животных и их жилища. При этом он, пользуясь образцом, говорит, кто где живет (Корова живет в коровнике).

ЗАДАНИЕ 11. Кто ухаживает за домашними животными?

Взрослый спрашивает, как называются профессии людей, которые ухаживают за домашними животными (или конкретнее: «Кто ухаживает за коровами?»). Ребенок отвечает по образцу (Доярка ухаживает за коровами). Далее он отвечает на другие вопросы:

Кто ухаживает за лошадьми? (Конюх.) Кто ухаживает за свиньями? (Свинарка.) Кто ухаживает за телятами? (Телятница.) Кто пасет домашних животных? (Пастух.) Кто лечит домашних животных? (Ветеринар.)

Взрослый объясняет, что «картинка-помощница» обозначает профессию человека, который ухаживает за домашними животными.

ЗАДАНИЕ 12. Какую пользу приносят домашние животные?

а) Взрослый рассказывает, какую пользу человеку могут приносить домашние животные (дают шерсть, мясо, молоко), объясняет, что обозначают «картинки-помощницы». Ребенок последовательно называет животных и говорит полным предложением, какую пользу приносит каждое (Корова дает человеку молоко и мясо. Из молока делают масло, сметану, творог).

б) Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки и придумать свои по образцу, используя схемы со «словами-признаками», «словами-действиями», а также со словами, которые говорили бы о пользе, которую приносит животное. (Пушистая, ласковая, игривая. Ловит мышей. Кто это?)

ЗАДАНИЕ 13. Составление загадок.

Взрослый предлагает для повторения пройденного материала придумать загадки, используя схемы. В случае необходимости напоминает, что означают схемы. После составления загадки закрашивается флажок на гирлянде.

ЗАДАНИЕ 14. Составление рассказов.

Взрослый показывает «картинки-помощницы», вспоминает вместе с ребенком их значение и задает вопросы (кто это?). Ребенок отвечает на них последовательно, полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ, потому что получившиеся предложения «дружат» между собой: в них речь идет об одном и том же животном (баране). Читает целиком рассказ о баране и просит пересказать его. Ребенок пересказывает, затем по образцу составляет рассказы о других домашних животных. Взрослый следит за целостностью рассказов.


Тема 7. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего

понятия «домашние птицы».

Взрослый объясняет, что такое домашние птицы, чем они отличаются от диких (за домашними птицами ухаживает человек). Предлагает ребенку назвать каждую птицу на картинке (Это курица), раскрасить изображение. Во время работы напоминает, что такое предложение (когда все понятно, когда есть законченная мысль). Ребенок называет лишнюю птицу (дикую) — голубя.

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы».

а) На рисунках изображены звери, насекомые, домашние и дикие птицы. Ребенок отмечает цветным карандашом только домашних птиц.

б) Перечисляя домашних птиц, взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать курицу, гуся одним словом? Каким?» Просит его объяснить сложным предложением по образцу, почему этих птиц называют домашними. При ответе ребенок дает простейшее определение домашних птиц, указывает на их отличительные признаки (Гусь —- домашняя птица, потому что живет рядом с человеком, который за ней ухаживает).

в) Взрослый медленно и четко читает высказывания Незнайки: «Гусь, петух, орел — домашние птицы», ребенок ищет ошибку и объясняет свое мнение.

г) Взрослый объясняет, чем птицы отличаются от животных. После этого он показывает картинки в приложении I, рис. 7 и объясняет, что они обозначают. Предлагает вырезать эти картинки и приклеить в таблицу различий. Ребенок рассказывает, чем птицы отличаются от животных (У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев).

Животное Птица
Нет крыльев Есть крылья
Четыре лапы Две ноги
Шерсть Перья
Нет клюва Есть клюв

ЗАДАНИЕ 3. Части тела птицы.

а) Взрослый коротко объясняет, что тело птицы состоит из частей. У всех птиц есть нечто общее: крылья, клюв, голова, шея, туловище, лапы, хвост. Но вместе с тем у каждой есть и что-то особое. Показывает ребенку птицу (петуха) и просит назвать части тела по образцу

(У петуха есть гребешок, клюв...).

Обращает внимание ребенка на символическое обозначение частей тела домашних птиц.

б) Взрослый предлагает ребенку вырезать картинки — части тела петуха и гуся (см. приложение I, рис. 8) и наклеить. Во время работы ребенок называет части тела (У петуха есть хвост, крылья, клюв).

ЗАДАНИЕ 4. Части тела. «Слова-признаки».

а) Взрослый рассказывает, что части тела у птиц внешне очень разные. У петуха хвост разноцветный, из больших перьев, у индюка хвост пышный, огромный. Составляет с ребенком рассказ про петуха, задавая вопросы (какая? какой? какие?). Ребенок, отвечая на вопросы, характеризует части тела птицы «слова ми-признаками». Затем он целиком проговаривает описательный рассказ про петуха и составляет аналогичный рассказ про индюка.

б) Взрослый предлагает ребенку назвать птиц на первой картинке. Тот, глядя на остальные картинки, говорит, какой птицы не стало. При ответе используются «слова-признаки» (Не стало большого и важного индюка).

в) Взрослый предлагает отгадать загадку про утку и придумать по образцу свою о любой птице, используя «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 5. «Слова-действия».

а) Ребенок рассматривает картинки и рассказывает, что делает та или иная птица (Курица клюет). Взрослый спрашивает, что еще может делать эта птица. Ребенок придумывает другие «слова-действия» (смотрит, кудахчет, гуляет).

б) Игровая ситуация: птичий гвалт. Взрослый спрашивает, кто как кричит, и просит назвать соответствующие «слова-действия». Ребенок упражняется в звукоподражании (Петух кукарекаетку-ка-ре-ку).

в) Взрослый спрашивает, кто больше ходит по земле, а кто больше плавает в воде. Ребенок отвечает по образцу (Курица ходит по земле, не умеет плавать) и соединяет линией изображение птицы с изображением воды или суши. Взрослый объясняет, что некоторые птицы и ходят по земле, и плавают (гусь, утка).

ЗАДАНИЕ 6. Птенцы. Большой и маленький. Уменьшительно-ласкательная форма.

а) Взрослый просит ребенка назвать родителей птичьих семейств (гусьгусыня). Затем ребенок находит птенцов и называет их (гусенок). Затем он проводит линии от взрослых птиц (слева) к птенцам (справа).

б) Взрослый предлагает назвать «ласково» птиц (утеночек, утятки).

в) Взрослый предлагает назвать основные моменты в развитии птицы и поставить стрелочки: что было вначале, что — потом (Сначала курица снесет яичко. Из него появляется цыпленок. Цыпленок вырастает и становится курочкой или петушком).

г) Затем взрослый просит отгадать загадку Настеньки и придумать по схемам свои.

ЗАДАНИЕ 7. Числительные. Согласование существительных с числительными, а) Взрослый просит ребенка последовательно сосчитать птенцов (утят) и следит за правильностью согласования существительных с числительными (Один утенок, два, три, четыре утенка. Пять утят. У утки много утят).

б) Взрослый предлагает ребенку закончить предложения (У курицы один...).

в) Игровая ситуация: во дворе у Марьюшки. Взрослый предлагает ребенку сосчитать птиц, чтобы Марьюшка проверила, не утащила ликого лиса (Одна курица. Две... пять куриц). Затем ребенок говорит, кого много во дворе (Во дворе много куриц). При этом обращается внимание на правильные окончания существительных и числительных.

ЗАДАНИЕ 8. Кто какую пользу приносит?

Взрослый объясняет, что обозначает «картинка-помощница», какую пользу человеку могут приносить домашние птицы (дают пух, перья, мясо, яйца). Ребенок последовательно называет каждую птицу и говорит полным предложением, какую пользу она приносит (Курица дает человеку мясо, перья).

ЗАДАНИЕ 9. Где живут птицы. Кто за ними ухаживает?

Взрослый спрашивает, где живут домашние птицы (на птицефабрике или на хозяйском дворе).

Затем следует вопрос, как называется профессия человека, который ухаживает за птицами (птичница), что делает этот человек (кормит зерном, убирает мусор, помет). На хозяйском дворе за птицами ухаживает хозяйка.

Взрослый побуждает ребенка использовать как можно более полные и распространенные предложения.

ЗАДАНИЕ 10. Составление рассказов.

Взрослый показывает «картинки-помощницы», вспоминает вместе с ребенком их значение. Задает вопросы. Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ: предложения «дружат» между собой, в них говорится об одном и том же предмете. Взрослый читает целиком рассказ (о петухе) и просит ребенка пересказать его. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы о других домашних птицах. Взрослый следит за целостностью рассказов.


Тема 8. ДИКИЕ ПТИЦЫ

ЗАДАНИЕ 1. Формирование обобщающего понятия «дикие птицы».

а) Взрослый объясняет, что такое дикие птицы, чем они отличаются от домашних (за дикими птицами человек не ухаживает — они боятся человека). Предлагает ребенку назвать каждую птицу на картинке (Это дятел) и раскрасить изображения. Во время работы взрослый напоминает, что такое предложение (когда все понятно и есть законченная мысль).

б) Взрослый спрашивает, почему этих птиц называют дикими. Ребенок самостоятельно отвечает по образцу (Воробейдикая птица, потому что за ним человек не ухаживает. Воробей боится человека).

ЗАДАНИЕ 2. Части тела диких птиц. «Слова-признаки». Притяжательные прилагательные.

а) Взрослый коротко напоминает, что тело птицы состоит из частей. У всех птиц есть общее (крылья, клюв, голова, шея, туловище, лапы, хвост), но вместе с тем есть и что-то особое. Показывает части тела какой-либо птицы (когти) и просит назвать характерные признаки (Это цепкие, острые когти коршуна).

Напоминает о символическом обозначении частей тела домашних птиц.

б) Игровая ситуация: воробей попросил волшебника превратить его в орла, но волшебник все перепутал. Ребенок должен ответить, чья голова у диковинной птицы. Он отвечает по образцу (Орлиная голова, или орлиный клюв, орлиная шея).

 

ЗАДАНИЕ 3. Кто где живет?

а) Взрослый спрашивает ребенка, где живут птицы, в каких краях обитают. Выслушав ответ, объясняет, что дикие птицы живут в холодных краях, в средней полосе, в жарких странах. При этом показывает соответствующее изображение местности. Ребенок отвечает на вопросы по образцу (Пингвин обитает в холодных краях).

б) Взрослый рассказывает, какие птицы где обычно живут: в городе, в лесу, в водоеме. При этом он показывает соответствующие изображения города, леса, водоема. Спрашивает, показывая на голубя, где тот живет. Ребенок отвечает по образцу (Голубь живет в городе).

в) Взрослый рассказывает, какие разные домики (клетка, скворечник, гнездо на дереве, дупло, гнездо под крышей, гнездо на скале) делают себе птицы сами или мастерит для них человек. Предлагает ребенку назвать птицу в нижнем ряду и домик в верхнем ряду и составить предложение (Попугай живет в клетке). Затем спрашивает, какие домики птицы делают сами, а какие мастерит для них человек.

ЗАДАНИЕ 4. Кто чем питается?

Взрослый рассказывает, что разные птицы едят различную пищу. Показывает картинки с изображениями насекомых, ягод и зёрен, мелких животных (мышь, лягушка), рыбы. Предлагает ребенку накормить птиц: провести линии от птиц к корму и сказать по образцу, чем питается каждая птица (Цапля питается лягушками). Затем ребенок называет птиц, которые являются хищниками — питаются мелкими животными и рыбой.

ЗАДАНИЕ 5. Виды диких птиц, а) Взрослый рассказывает, что дикие птицы имеют такие особенности: некоторые всю жизнь живут на одном месте, а другие осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются домой.

Взрослый предлагает ребенку охарактеризовать птиц, сказать по образцу (Гусиперелетные птицы, потому что они улетают на зиму в теплые края). б) Взрослый рассказывает, что некоторые птицы умеют летать (летающие), а некоторые не умеют (нелетающие). Одни умеют и плавать, и летать (водоплавающие), другие только плавать, но не летать. Некоторые быстро бегают по суше — у них сильные ноги, а другие передвигаются медленно (пингвин).

Взрослый предлагает ребенку охарактеризовать птиц, ответив на вопросы по образцу (Ласточка умеет летать, а пингвин не умеет летать).

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия»

а) Игровая ситуация: птичий хор. Взрослый объясняет ребенку, что птицы разных видов имеют особенности в подаче голоса («разговор»). Спрашивает, кто как подает голос. Ребенок отвечает по образцу (Ворона каркает) и при этом упражняется в звукоподражаниях.

б) Взрослый объясняет, что дикие птицы живут своей особой — «птичьей» —жизнью. Жизненный цикл рассматривается на примере перелетных птиц. Весной они прилетают и вьют гнезда. Летом откладывают яйца, выводят потомство, кормят птенцов. Осенью улетают в теплые края.

Далее ребенок рассматривает картинки и составляет по ним рассказ о жизни грача (Весной грач вьет гнездо). Взрослый спрашивает, что еще может делать эта птица. Ребенок придумывает другие «слова-действия».

ЗАДАНИЕ 7. Какой характер у этих птиц? «Слова-признаки».

а) Взрослый объясняет, что птицы имеют особенности поведения и чем-то похожи на людей. Ребенок подбирает «слова-признаки», например сорока — болтливая (издает много звуков и будто бы болтает). Взрослый предлагает сказать, какой характер у птиц, и закончить предложения (Болтливый, как сорока).

б) Взрослый предлагает ребенку сравнить двух птиц, найти сходство и различия, ответив на вопросы. Ребенок составляет предложения (Пингвин обитает в холодных краях, а страус в жарких).

ЗАДАНИЕ 8. Составление загадок.

Взрослый предлагает ребенку найти спрятавшихся птиц и придумать про них загадки по схемам. Если это необходимо, вспоминает вместе с ним значение картинок-символов («помощниц»).

ЗАДАНИЕ 9. Составление рассказов.

Взрослый показывает «картинки-помощницы», вспоминает вместе с ребенком их значение. Затем ребенок последовательно отвечает полными предложениями на вопросы. Взрослый обращает его внимание на то, что ответы выстраиваются в рассказ. Читает целиком рассказ «Орел» и просит ребенка пересказать его. После пересказа ребенок по образцу составляет рассказы о диких птицах. Взрослый следит за целостностью рассказа.


Тема 9. ВРЕМЕНА ГОДА

ОСЕНЬ

ЗАДАНИЕ 1. Признаки осени.

Взрослый проводит с ребенком предварительную беседу о том, какая сейчас погода на улице, какие изменения видны в окружающем мире.

Взрослый спрашивает, какое время года изображено на рисунке. Затем проводит анализ каждого фрагмента в отдельности («Какие признаки осени на этом фрагменте? ») и предлагает ребенку раскрасить эту часть рисунка. При этом ребенок говорит по образцу (Осенью часто моросит дождь). Взрослый помогает ему сформулировать вывод о том, что такое осень. (Это такое время года, когда стоит хмурая погода, часто идут дожди, с деревьев опадают листья, и т. д.;

ЗАДАНИЕ 2. Знакомство с понятием «времена года».

а) Взрослый проводит с ребенком беседу о том, что бывает четыре времени года, они последовательно сменяют друг друга. Кратко рассказывает о каждом.

Взрослый предлагает помочь матрешке найти, закрасить, вырезать и наклеить картинки в нужной последовательности. В приложении I ребенок ищет картинку, на которой изображено время года, которое у нас сейчас (осень), которое было до осени (лето), которое будет после осени (зима). Ребенок отвечает на вопросы взрослого по образцу (До осени было лето).

б) В клеточках изображены вперемежку картинки с изображением разных времен года. Взрослый предлагает ребенку вместе с Карандашом найти «осенние» картинки, закрасить их красным цветом и рассказать, о каком признаке осени «говорится» на этих картинках (Осенью птицы улетают на юг). Остальные картинки можно закрасить другим (желтым) цветом.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

Игровая ситуация: веселый фотограф сделал «осенние» снимки. Ребенок должен помочь веселому фотографу подобрать «слова-признаки» к снимкам.

а) Взрослый предлагает ребенку раскрасить листики цветами осени (желтым, красным, зеленым, коричневым...). При этом ребенок подбирает «слова-признаки» по цвету и виду дерева (Это желтый кленовый лист).

б) Взрослый показывает на снимки и спрашивает, какой дождь осенью (Это мелкий дождь).

в) Взрослый показывает на снимки и спрашивает, какие листья бывают летом и осенью. Затем ребенок раскрашивает и сравнивает две картинки, используя «слова-признаки» (Осенью листья желтые, сухие, а летом они зеленые, свежие).

г) Взрослый просит ребенка найти на картинке веточки весеннюю, зимнюю, осеннюю, летнюю и рассказать о них (Летом на веточке много зеленых листьев). Затем ребенок раскрашивает рисунок с осенней веточкой.

д) Взрослый просит ребенка найти на картинке солнышко весеннее, зимнее, осеннее, летнее и рассказать о нем, подобрать к каждому изображению «слова-признаки» и «слова-действия» (Летом солнышко жаркое, жгучее, палящее. Летом солнце жарит, обжигает, палит). Затем ребенок раскрашивает рисунок, где изображено осеннее солнышко.

е) Взрослый рассказывает, что осень бывает разная по характеру. Показывает на картинке и просит ребенка охарактеризовать осень, помогая наводящими вопросами (Если осень началась рано, то осень ранняя).

ж) Ребенок отыскивает ошибки на рисунках Незнайки и аргументирует свое мнение (Снеговика лепят зимой, а цветы растут летом).

ЗАДАНИЕ 4. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый показывает символ «солнышко» в центре рисунка. Говорит, что солнышко такое ласковое, светит приветливо. Ребенок называет ласково «осенние» предметы (грибгрибочекгрибок).

ЗАДАНИЕ 5. Осенняя одежда.

На рисунке в клеточках изображены вперемежку предметы одежды, которую надевают люди в разное время года. Взрослый спрашивает ребенка, какую одежду он наденет, и просит найти осеннюю одежду и сказать по образцу (Осенью я надену шерстяную шапочку, резиновые сапоги или ботинки, куртку). Взрослый уточняет, почему эту одежду надевают осенью.

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия».

Взрослый напоминает ребенку, что обозначают «слова-действия».

Спрашивает, что изображено на картинке. Ребенок составляет предложения, взрослый обращает его внимание на слова-действия (Дождь льет, моросит, капает).

ЗАДАНИЕ 7. Составление рассказа.

а) Взрослый показывает ребенку опорные картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы взрослого.

б) Взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить рассказ.

ЗИМА

ЗАДАНИЕ 1. Признаки зимы.

Взрослый проводит с ребенком предварительную беседу о том, какая сейчас погода на улице, какие изменения он видит в окружающем мире. Спрашивает, какое время года изображено на рисунке. Затем анализируется каждый фрагмент картинки в отдельности («Какие признаки зимы на этом фрагменте?»). Ребенок последовательно раскрашивает фрагменты. При этом он называет по образцу (Это зима. Зимой идет снег). Взрослый помогает ему сформулировать, что за время года зима (Это такое время года, когда стоит мороз, часто идет снег, деревья стоят голые шт. д.).

 

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление понятия «времена года».

а) Взрослый напоминает, что существует четыре времени года, они последовательно сменяют друг друга. Кратко рассказывает о каждом.

Взрослый предлагает ребенку сказать, какое время года на рисунке (зима), найти в приложении I и закрасить, вырезать и наклеить картинки в нужной последовательности. Ребенок ищет картинки, на которых изображены времена года, отвечает на вопросы взрослого («Что было до зимы? Что будет после зимы?») по образцу.

б) Взрослый обращает внимание ребенка на первую картинку в саду (осень, листопад) и последнюю (весна, тает снег, расцветают ландыши). Затем объясняет, что три картинки обозначают три месяца: декабрь, январь и февраль. Предлагает назвать зимние месяцы по образцу (Первый зимний месяцдекабрь).

в) В клеточках помещены вперемежку картинки с изображением разных времен года. Взрослый предлагает ребенку найти «зимние» картинки, закрасить их и рассказать, о каком признаке зимы в них «говорится» (Зимой падает снег). Остальные картинки можно закрасить другим цветом.

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки». «Слова-действия ».

а) Игровая ситуация: веселый фотограф сделал «зимние» снимки. Ребенку предлагается помочь веселому фотографу подобрать «слова-признаки» к снимкам.

Взрослый рассказывает, что снег бывает разным, в зависимости от того, какая погода на улице — есть ли ветер, солнце. Предлагает ребенку, глядя на картинку, сказать, что происходит со снегом, какой снег бывает зимой. Ребенок подбирает «слова-действия» и «слова-признаки» к картинкам (Снег падает, кружится, блестит, искрится. Снег белый, искрящийся).

б) Взрослый показывает на снимки и спрашивает, что изображено на них (река застыла, покрылась льдом и т. д.). После обсуждения картинки предлагает «отгадать загадку» — закончить предложение (Замерзшая водаэто лед).

в) Взрослый рассказывает, что зима каждый год разная; например, если зима длится долго, то она долгая. Помогая наводящими вопросами, предлагает ребенку выделить на картинке основной признак (ветер дует и холодно, снег падает, окна покрываются инеем), сказать, что происходит со снегом, какой он бывает зимой. Ребенок дает описания картинок, используя «слова-признаки» (Зима холодная, снежная).

ЗАДАНИЕ 4. Уменьшительно-ласкательные слова.

Взрослый напоминает, что «солнышко» обозначает «скажи ласково». Ребенок называет ласково зимние предметы (елкаелочка).

ЗАДАНИЕ 5.

На картинке изображены вперемежку предметы одежды, которую надевают люди в разное время года. Взрослый спрашивает, какую одежду человек наденет зимой, просит найти зимнюю одежду и сказать по образцу (Зимой я надену меховую шапку, меховые сапоги, шубу). Уточняет, почему эту одежду надевают зимой.

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия».

Взрослый спрашивает ребенка, что изображено на картинке. Ребенок составляет предложения, взрослый обращает его внимание на «слова-действия» (Дети лепят снеговика).

ЗАДАНИЕ 7. Составление сюжетного рассказа «Веселый хоровод».

Взрослый задает ребенку вопросы, помогающие осмыслить то, что изображено на картинке. Ребенок, отвечая на вопросы, составляет рассказ по картинке, используя «слова-действия» и «слова-признаки».

ЗАДАНИЕ 8. Составление рассказа «Зима».

Взрослый показывает ребенку опорные картинки. Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями, используя в ответе «слова-признаки» (Наступила холодная, суровая зима). Из ответов составляется рассказ.

ВЕСНА

ЗАДАНИЕ 1. Признаки весны.

Взрослый проводит с ребенком предварительную беседу о том, какая сейчас погода на улице, какие изменения он видит в окружающем мире. Ребенок раскрашивает рисунок и составляет предложения по образцу (Весной солнце светит ярче и согревает воздух).

Взрослый помогает ребенку сформулировать, что за время года весна. (Это такое время года, когда погода становится все теплее, тает снег, на деревьях набухают почки и появляются листочки, И Т. Д.)

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление понятия «времена года».

а) Взрослый проводит с ребенком беседу о том, что бывает четыре времени года, они последовательно сменяют друг друга. Кратко рассказывает о каждом.

В клеточках изображены картинки о разных временах года. Взрослый предлагает ребенку найти «весенние» картинки, раскрасить их и рассказать, о каком признаке весны в них «говорится» (Весной птицы вьют гнезда). Остальные картинки ребенок может зачеркнуть или закрасить другим цветом и сказать по образцу (Дожди льют летом и осенью, а не весной. Эта картинка лишняя, я ее зачеркну).

б) Взрослый предлагает ребенку найти, раскрасить, вырезать и наклеить картинки в нужной последовательности. В приложении I ребенок ищет картинки, на которых изображены времена года, одно из которых было до весны (зима), а другое будет после весны (лето). Ребенок отвечает на вопросы взросло го по образцу (До весны была зима).

в) Взрослый рассказывает, что весна бывает разная по характеру. Показывает на картинки и просит ребенка охарактеризовать весну, помогая наводящими вопросами (Если весна началась рано, то весна ранняя).

ЗАДАНИЕ 3. «Слова-признаки».

Игровая ситуация: веселый фотограф сделал «весенние снимки». Нужно помочь веселому фотографу подобрать «слова-признаки» к снимкам.

а) Взрослый предлагает ребенку подобрать «слова-признаки» (Ручьи весной звонкие).

б) Взрослый беседует с ребенком о том, что снег зимой не похож на снег весной (разный цвет, качество и т.д.), потому что весной становится теплее. Показывает на снимки, картинки, предлагает сравнить их (Зимой снег белый, а весной темно-серый).

в) Игровая ситуация: веселый художник хочет раскрасить «весенними словами» картинки. Для этого ему нужно помочь — подобрать три «слова-признака» к каждой картинке. Ребенок составляет предложение по образцу (Весной солнце теплое, ласковое, лучистое).

г) Взрослый просит ребенка найти солнышко весеннее, зимнее, осеннее, летнее и рассказать о нем, подобрать к каждому изображению солнышка «слова-признаки» и «слова-действия» (Весной солнышко ласковое, нежное, теплое. Весной солнышко пригревает, ласкает). Затем ребенок раскрашивает рисунок осеннего солнышка.

ЗАДАНИЕ 4. «Уменьшительно-ласкательные слова».

Взрослый показывает символ «солнышко» и напоминает его значение — «скажи ласково». Ребенок называет ласково «весенние» предметы (солнцесолнышко).

ЗАДАНИЕ 5. Весенняя одежда.

На картинке нарисованы предметы одежды, которую надевают люди в разное время года. Взрослый спрашивает ребенка, какую одежду он наденет весной, и просит найти весеннюю одежду и сказать по образцу (Весной я надену шерстяную шапочку). Уточняет, почему эту одежду надевают весной.

ЗАДАНИЕ 6. «Слова-действия ».

Взрослый напоминает ребенку, что обозначают «слова-действия». Спрашивает, что изображено на картинке. Ребенок составляет предложения, взрослый обращает его внимание на «слова-действия» (Солнце припекает, согревает, ласкает).

ЗАДАНИЕ 7. Составление рассказа.

Взрослый показывает ребенку опорные картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями, используя в ответе «слова-признаки».

 

ЛЕТО

ЗАДАНИЕ 1. Признаки лета.

Взрослый предлагает ребенку раскрасить рисунок. Ребенок составляет предложение по образцу (Летом солнце светит ярко).

Взрослый помогает ребенку сформулировать, что за время года лето. (Это такое время года, когда стоит жаркая погода, деревья зеленые, ит. д.;

 

ЗАДАНИЕ 2. Закрепление понятия «времена года».

а) Взрослый напоминает ребенку, что бывает четыре времени года — они последовательно см



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: