Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических формаций




Формационный анализ исторического развития общества и культуры оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50-е гг. XIX в., получил свое наиболее полное выражение в «Капитале» Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса.

Экономическая общественная формация является центральным элементом в марксовом членении истории.

ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность: 1) производственных отношений, 2) производительных сил, 3) общественных связей, 4) политического строя; 5) формы собственности.

Согласно такому подходу, вся история человечества делится на три самых больших периода – три общественные формации (макроформации):

1) доклассовое (догосударственное) общество – архаическая формация – первобытнообщинный строй;

2) классовое (государственное) общество – это государственно-организованное классовое общество, основанное на эксплуатации;

3) бесклассовое (безгосударственное) общество – это коммунизм, в котором нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.

В экономической формации выделяют три периода (ОЭФ):

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

Согласно этим формациям выделяют три типа эксплуататорских государств: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.

Бесклассовое (безгосударственное) общество – коммунизм должно прийти на смену буржуазному эксплуататорскому государству пройдя период – социалистической ОЭФ, которому соответствует социалистическое государство.

Таким образом, можно выделить четыре исторических типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, и все они определяются в первую очередь своей классовой принадлежностью.

4. Цивилизационный подход.

«Цивилизация» – (от лат. civilis – гражданский, государственный). определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Критериев типологии цивилизаций в настоящее время достаточно много.

Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида:

1) социокультурный (социокультурные факторы);

2) и универсалистский (технологические факторы).

В рамках социокультурного подхода выделяют концепции цивилизаций Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Дж- Тойнби (1889-1975).

Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский вычленил 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский.

Немецкий философ О. Шпенглер, в отличие от Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию (цивилизация есть продукт вырождения и перерождения культуры). О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя.

Кроме того, он писал о возможности появления еще нерожденной русско-сибирской культуры.

Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 12 томном труде «Постижение истории» (1934-1961).

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 37.

Основных цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21 и пять живых цивилизаций:

1) христианскую (западное общество);

2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны);

3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока);

4) индуистскую (Индия);

5) буддистскую (Китай и другие страны).

36. Формационный подход к типологии государства.

Формационный анализ исторического развития общества и культуры оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50-е гг. XIX в., получил свое наиболее полное выражение в «Капитале» Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса.

Экономическая общественная формация является центральным элементом в марксовом членении истории.

ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность: 1) производственных отношений, 2) производительных сил, 3) общественных связей, 4) политического строя; 5) формы собственности.

Согласно такому подходу, вся история человечества делится на три самых больших периода – три общественные формации (макроформации):

1) доклассовое (догосударственное) общество – архаическая формация – первобытнообщинный строй;

2) классовое (государственное) общество – это государственно-организованное классовое общество, основанное на эксплуатации;

3) бесклассовое (безгосударственное) общество – это коммунизм, в котором нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.

В экономической формации выделяют три периода (ОЭФ):

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

Согласно этим формациям выделяют три типа эксплуататорских государств: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.

Бесклассовое (безгосударственное) общество – коммунизм должно прийти на смену буржуазному эксплуататорскому государству пройдя период – социалистической ОЭФ, которому соответствует социалистическое государство.

Таким образом, можно выделить четыре исторических типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, и все они определяются в первую очередь своей классовой принадлежностью.

37. Типология государств при цивилизационном подходе.

Цивилизационный подход.

«Цивилизация» – (от лат. civilis – гражданский, государственный). определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.

Критериев типологии цивилизаций в настоящее время достаточно много.

Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида:

1) социокультурный (социокультурные факторы);

2) и универсалистский (технологические факторы).

В рамках социокультурного подхода выделяют концепции цивилизаций Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Дж- Тойнби (1889-1975).

Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский вычленил 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский.

Немецкий философ О. Шпенглер, в отличие от Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию (цивилизация есть продукт вырождения и перерождения культуры). О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя.

Кроме того, он писал о возможности появления еще нерожденной русско-сибирской культуры.

Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 12 томном труде «Постижение истории» (1934-1961).

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 37.

Основных цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21 и пять живых цивилизаций:

1) христианскую (западное общество);

2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны);

3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока);

4) индуистскую (Индия);

5) буддистскую (Китай и другие страны).

38. Понятие и структура механизма государства.

39. Принципы деятельности механизма государства. Принцип разделения властей.

Принципы организации и деятельности механизма государства.

Принципы организации и деятельности механизма государства - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на:

1) общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом;

2) частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

1. Общие принципы делят на две группы:

Первая группа включает принципы, которые закреплены в Конституции РФ.

Второй группы - принципы, сформулированы в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах (Федеральный закон РФ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).

К первой группе относятся следующие принципы:

1. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ.

Народ осуществляет власть непосредственно - на референдумах, плебисцитах, выборах или опосредованно, передавая ее на строго определенный срок своим представителям, избранным путем всеобщего голосования.

2. Принцип гуманизма означает, что государство служит человеку, обществу, создается для обеспечения благополучия и прав человека и гражданина.

3. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделение власти следует понимать не как противостояние, а как форму разделения управленческих функций, чтобы они не концентрировались в одних руках.

4. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

5. Принцип законности заключается в том, что сформулированная населением государственная власть должна действовать, соблюдая определенные правила.

Общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

3) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

4) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

5) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

6) профессионализм и компетентность госслужащих;

7) гласность в осуществлении государственной службы;

8) ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

9) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.

2. Частные принципы. Это специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата. Например, принцип коллегиальности характерен преимущественно для деятельности законодательных и высших судебных органов, где решения принимаются большинством членов этих органов. В свою очередь, принцип единоначалия присущ деятельности исполнительных органов власти, занимающихся решением повседневных вопросов и поэтому требующих оперативности.

Принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. Отдельного внимания заслуживают принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можно выделить следующие принципы.

1. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а также нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.

2. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного са­моуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК).

3. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

4. Принцип обязательности решений таможенных органов.

5. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии с данным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены.

Действие частных принципов достаточно избирательно. Например, принцип внепартийности характерен для деятельности судов, исполнительных органов и не свойствен для представленных органов, создаваемых на основе партийной принадлежности депутатов законодательных собраний. Или принцип несменяемости, характерный для судебных органов, нецелесообразно использовать для организации деятельности законодательных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: