Общая характеристика методологии и ее оснований




Лекция 1. Методология – как учение об организации деятельности

Методология — система принципов и способов и приемов организации и построения теоретической и практической деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.), а также учение об этой системе (о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности), общая теория метода, теория в действии.

Научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

В гуманитарных, общественных науках, в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.

Например, в педагогике В.И. Загвязинский определяет методологию как учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В этом определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны — его зауженность. А подобные подходы к определению методологии довольно типичны.

Кроме того, в физико-математических, в технических науках под методологией стали упрощенно понимать либо лишь общий подход к решению задач того или иного класса, либо путать методологию с методикой - последовательностью действий по достижению требуемого результата. Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ.

Обе трактовки имеют право на существование, но являются слишком узкими.

Некоторые авторы разделили методологию науки на два типа: дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и прескриптивную (нормативную) методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Но такое разделение опять же ведет к раздвоению, неоднозначности предмета методологии. Очевидно, в данном случае следовало бы говорить о двух разных функциях - описательной и нормативной одного учения – методологии.

Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были свои причины. Дело в том, что методология (в первую очередь методология науки) стала оформляться лишь в 60-е - 70-е годы XX века. До этого вся методология заключалась в марксистско-ленинском учении, и всякие разговоры о какой-либо еще «методологии» вредны и опасны. Несмотря на это, методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга, поскольку они смогли и противостоять идеологическому давлению. Но, в то же время, они поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре этажа:

- философский;

- общенаучный;

- конкретно-научный;

- технологический (конкретные методики и техники исследования).

Верхние первый и второй этажи вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях (в прошлых десятилетиях, а то и столетиях). Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (остались лишь результаты прошлой деятельности). А ученым - представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология (как наука об организации деятельности) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время.

Далее, третий сверху «этаж» отведен как бы методологам конкретных наук – методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» – они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях. А конкретными методиками и техниками исследований должны бы заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

Таким образом, приходится констатировать, что при всем большом объеме накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой стороны – его зауженность.

Так, по сути дела, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности. А их, по мнению А. и Д. Новиковых, необходимо рассматривать в одном ключе, с единых позиций, а именно с позиций современного проектно-технологического типа организационной культуры.

Чем же принципиально методология науки (методология научной деятельности, методология научного исследования — синонимы) отличается от методологии любой другой человеческой деятельности? И чем, в частности, если говорить о методологии науки, методология, например, педагогики как науки отличается от методологии психологии или физики?

Невозможно выделить отдельно какие-либо сугубо специфические для какой-либо конкретной науки методы, принципы или средства исследования. Так, особенности научной деятельности, принципы познания и т.д. едины для всей науки вообще, науки в целом. Требования, например, к эксперименту одинаковы и для физики, и для биологии, и для педагогики, и для любой другой отрасли научного знания. Даже, казалось бы, такие экзотические методы, как бурение скважин в геологии или раскопки в археологии – это разновидности опытной работы, так же, как и в педагогике, и в психологии. Другое дело, что, к примеру, аксиоматический метод: методы математического моделирования широко применяются в физике, а в социологии, в педагогике и т.д. их применение пока что весьма ограничено. Или же наоборот – изучение и обобщение передового опыта широко применяется в педагогике, в экономике, в организации труда и производства, а в физике и химии их применение бессмысленно. Но это лишь специфика применения тех или иных методов, в принципе же общее строение методологии науки едино.

И все это позволяет, с одной стороны, утверждать, что общие принципы, средства, методы исследования в разных науках одни и те же. Хотя содержание исследований в разных научных областях – разное.

А.М. и Д.А. Новиковы дают определение методологии как учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности.

В то же время, необходимо отметить, что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Такая деятельность, как, например, однообразная деятельность токаря-операционника в любом механическом цеху, или рутинная повседневная деятельность учителя - «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.

Другое дело - продуктивная деятельность, направленная па получение объективно нового или субъективно нового результата.

Если методологию рассматривать как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, организация:

1) свойство: внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) процесс: совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) организационная система: объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны — и индивидуальной, и коллективной деятельности.

Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о:

- методологии игровой деятельности (имея в виду, в первую очередь, детскую игру);

- методологии учебной деятельности;

- методологии трудовой, профессиональной деятельности;

В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:

‾ практическую деятельность как в сфере материального, гак и в сфере духовного производства. В этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;

‾ специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия. Соответственно, это: философская деятельность, научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.

На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования); методологию практической деятельности; методологию учебной деятельности; начала методологии художественной деятельности; и методологии игровой деятельности.

Можно предложить следующую «схему методологии»:

1. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

2. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

3. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности

Человеческая деятельность характеризуется пятью инвариантами (инвариантными сторонами): ценностно-ориентировочная деятельность, познавательная деятельность, преобразовательная деятельность, эстетическая и коммуникативная деятельность (общение).

Поэтому выделяют следующие основания современной методологии (Г.П. Щедровицкий, А.М.Новиков, Д.А.Новиков):

1. Философско-психологическая теория деятельности.

2. Системный анализ (системотехника) [1].

3. Науковедение, теория науки. В первую очередь, к методологии имеют отношение такие разделы науковедения, как гносеология (теория познания) и семиотика (наука о знаках).

4. Этика деятельности.

5. Эстетика деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: