Стратегия поведения фирмы в условиях олигополии и меры их государственного регулирования




 

В качестве примера устойчивой олигополистической структуры, можно рассмотреть рынок сотовой связи, с одной стороны, сильно мотивированного к групповой монополизации, а с другой - «разрываемый» высокой внутренней конкуренцией, когда каждая из компаний претендует на абсолютное лидерство.

Численность абонентов мобильной связи на начало 2006 года составляла 462 тыс., на конец года - 700 тыс., в 2007 году - около 2 млн., в 2008 году - 3,3 млн., а в 2009 году - приблизительно 10 млн. Поэтому, учитывая мировой опыт, можно предположить, что в процессе экономического развития России и роста доходов населения, количество абонентов сетей мобильной сотовой связи будет неуклонно увеличиваться. Это приведет к уменьшению удельного веса постоянных затрат в стоимости услуг мобильной связи, следовательно, обусловит уменьшение тарифов и расширение круга потребителей. Тем более, население России 47 млн. человек и лишь 10 млн. абонентов мобильной связи. То есть наш рынок не заполнен даже на половину, тогда как в европейских странах он насыщен на 80-100%, а обычно структура рынка мобильной связи находится в стадии глубокого насыщения, включает в себя одного-двух доминирующих и двух-четырех небольших операторов. Общая доля групп "третьих" операторов в среднем составляют 20-30%.

Следует заметить, что мобильная связь всегда была в центре внимания иностранных инвесторов. Ни один из операторов, работающий в России, не является стопроцентно российским. Каждый имеет иностранного партнера, который инвестирует не только финансовые ресурсы, но и оборудование, ноу-хау и опыт.

На российском рынке мобильной связи действуют несколько крупных фирм, производящих идентичную продукцию, так называемая «Большая тройка».

«МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800 был образован в мае 2002 года. МегаФон стал первым и пока единственным оператором, развернувшим собственную сеть во всех субъектах России. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году МегаФон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009». В 2009 году МегаФон стал официальным мобильным оператором Зимних Олимпийских Игр 2014 года.

Группа компаний «ВымпелКом» (Билайн) предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. Компании группы «ВымпелКом» предоставляют услуги под брендом «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских брендов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek.

Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года такими компаниями, как ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям - 47 %. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.

Компании «Большой тройки» контролируют более 80% рынка: ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (34,5 %), ОАО «Билайн»(25,1%) и ОАО «Мегафон»(23 %). Покажем количество абонентов и доли рынка операторов сотовой связи РФ (данные на конец 2010 года) в таблице 3.

 

Таблица 3

Оператор связи Абонентов, чел. Доля рынка, %
ОАО «МТС» 61 882 046 34,5
ОАО «Билайн» 45 092 756 25,1
ОАО «МегаФон» 41 357 524  
Другие 28 818 887 17,4

 

Олигополисты «Большой тройки» обладают высоким уровнем рыночной власти, могут формировать развитие рынка в ту или иную сторону. Они обладают не просто рыночной силой, но и особой устойчивостью и запасом прочности в конкурентной борьбе.

Среди определенных действий крупных участников-олигополистов, направленных на создание барьеров для входа в отрасль, можно выделить следующие: эксклюзивный доступ к ресурсам; патенты; отдача от масштаба; высокий уровень развития неценовой конкуренции (имиджевая реклама, сильный маркетинг, программы лояльности); аренда выгодных с технической точки зрения мест (естественные высоты и строения) на условиях, препятствующих размещению там же оборудования сети других операторов; заключение договоров на аренду по завышенным для региона ценам, тем самым создавая невыгодные для местных операторов условия на аренду и некоторые другие действия. В то же время эти барьеры не являются абсолютно не преодолимыми, и проникновение на рынок отрасли новых крупных игроков теоретически исключить нельзя. Рынок сотовой связи является отраслевым рынком с ограниченной конкуренцией, степень развития которой определяется олигопольным положением «Большой тройки», высокой степенью концентрации и развитым уровнем рыночной власти и силы.

Существует высокая вероятность сговора крупных фирм данной отрасли. Рыночная расстановка сил такова, что данная модель поведения (тенденция к сговору) является оптимальной для получения максимальной прибыли. В связи с этим особое значение приобретает государственное антимонопольное регулирование с целью устранения возможных последствий действий крупных компаний, для поддержания определенного уровня конкурентной среды в отрасли сотовой связи.

Для рынка наиболее актуальными являются следующие направления государственного антимонопольного регулирования: разработка и эффективная реализация институтов и инструментов законодательства о недобросовестной рекламе, рекламе, вводящей в заблуждение потребителей мобильной связи, и о рекламе, принижающей конкурентов; усиление мер, противодействующих монополизации отрасли, включая улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержку малого отечественного бизнеса; контроль над процедурой получения лицензий, доступа к частному ресурсу, который будет способствовать усилению антикоррупционной направленности антимонопольного ведомства (ФАС) и будет формировать систему поддержки антикоррупционного поведения добросовестных операторов.

В то же время, государственное антимонопольное регулирование способно нанести вред национальной экономике, если оно без учета экономических взаимосвязей и скрупулезной и всесторонней оценки последствий запрещает укрупнение фирм, что не позволяет оптимально сочетать развитие системы конкуренции с преимуществами крупного производства. Необходима единая национальная конкурентная политика и общегосударственная система развития конкуренции. Во-первых, России следует определиться с выбором модели конкурентной политики: поощрительной и протекционистской. Во-вторых, в России следует усилить систему защиты хозяйствующих субъектов от негативных конкурентных явлений, в том числе: от действий государственных органов, ограничивающих конкуренцию, государственного фаворитизма, антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, создания преимущественных условий для ведения бизнеса отдельными субъектами хозяйственной деятельности, создания административных барьеров входа на рынки, необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов, избирательного предоставления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Для этого необходима качественная модернизация административной инфраструктуры ФАС на следующих принципах:

приверженность развитию прозрачности: например, установление требования, что вносимые в конкурентную политику изменения должны быть оперативно преданы широкой гласности и подлежат обсуждению до их ввода в действие;

расширение возможностей внешних наблюдателей по мониторингу развития конкурентной политики; укрепление доверия к ФАС через усиление процедур обеспечения конфиденциальности информации, содержащейся в деловой документации или касающейся урегулирования споров; независимость ФАС от политического влияния.

Необходима выработка стандартов национальной конкурентной политики, отвечающих международным принципам обеспечения конкурентной среды на товарных рынках, включая унификацию антимонопольного законодательства и конкурентной политики РФ с государствами, с которыми мы в Евразийское экономическое пространство и завершение работы по присоединению России к ВТО и закрепление ее основных принципов рыночной конкуренции в отечественных правовых актах. Представляется целесообразным включить в число процессов, подлежащих обязательному мониторированию ФАС, оценку тенденций картельных сговоров на отраслевых рынках. На сегодняшний день основной реально действующий руководящий методологический и методический документ в этой области «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный ФАС России, никак не оценивает заинтересованность, готовность к вступлению в сговор, либо степень вероятности такого сговора крупнейших хозяйствующих субъектов, оперирующих на конкретном отраслевом рынке. А именно такой анализ в динамике необходим антимонопольным структурам, так как является основой для эффективного предупреждения развития разрушительных монополистических процессов на рынках. Считаем, что предложенные выше меры по стимулированию роста конкуренции на отраслевом рынке сотовой связи будут способствовать повышению конкурентоспособности отрасли и российской экономики в целом. Адресная конкурентная политика государства, направленная на реальную поддержку бизнеса и рыночных конкурентных механизмов, будет способствовать поддержанию макроэкономической стабильности в стране и одновременно стимулировать экономический рост за счет укрепления и развития важнейшего института рыночной экономики - цивилизованной конкуренции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: