Глава II. Опытная работа с детьми младшего дошкольного возраста по созданию педагогических условий организации дидактических игр
Анализ состояния изучаемой проблемы в современной практике воспитания и обучения детей дошкольного возраста (материал констатирующего этапа работы)
Опытно-практическая работа проходила с декабря 2016 года по май 2017 года на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения школы № 763 детский сад №1818 Северо-восточного округа города Москвы. Опытной работой было охвачено 17 детей в возрасте от трех до четырех лет и 16 родителей этих детей.
На этапе констатации были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности использования дидактических игр в детском саду и семье.
2. Определить взгляды педагогов и родителей на значение дидактических игр в развитии детей.
Использовались следующие методы:
· Наблюдение за детьми;
· Беседа с воспитателями;
· Анкетирование родителей;
· Сбор, анализ и обработка полученных результатов.
В период с 13 декабря по 27 декабря 2016 года за детьми велось наблюдение с целью выявления их интереса к дидактическим играм. Нас интересовало: в какие дидактические игры играют дети, насколько постоянен их интерес к используемым играм.
В процессе наблюдения мы всех детей условно разбили на 3 группы:
1 группа – низкий уровень проявления интереса к играм, характеризуется нечастым использованием дидактических игр;
2 группа – средний уровень проявления интереса к дидактическим играм, характеризуется достаточным использованием дидактических игр, но быстрым переключением на другие виды деятельности;
3 группа – высокий уровень проявления интереса к дидактическим играм, характеризуется частым использованием дидактических игр и выполнением задачи игры.
|
Таблица №1
Уровни интереса к дидактическим играм
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
1.Дамир | 1.Саша | 1. Анастасия |
2.Егор | 2.Гоша | 2.Аня |
3.Леон | 3.Витя | 3.Варвара |
4.Дима | 4.Таисия | |
5.Алиса | ||
6.Олег | ||
7.Алина | ||
8.Соня | ||
9.Ваня | ||
10.Кристина |
В группу высокого уровня вошли девочки – Анастасия, Аня, Варвара, Таисия. По характеру эти девочки – спокойные, любознательные, помогают воспитателю в наведении порядка в уголке дидактических игр.
В группу среднего уровня вошли мальчики – Саша, Гоша, Витя. По характеру Саша и Гоша – заводилы в группе, любят больше конструктивные игры. Витя – эмоциональный ребенок, реагирует на свои неудачи агрессивно (может ударить или укусить товарища), уступает в играх с трудом, после беседы с ним воспитателя.
Детей, которые вошли в группу низкого уровня, можно условно разделить на две подгруппы:
ü Дети, физически активные, предпочитающие подвижные игры – Егор, Дамир, Олег, Ваня, Алина;
ü Дети, физически спокойные, предпочитающие наблюдать, как играют другие, либо заняты творчеством в уголке изо – Леон, Соня, Алиса, Дима, Кристина.
Обратимся к материалам протоколов. Анализ протоколов показал, что детей интересуют преимущественно игры на составление целого из частей – разного вида пазлы: «Животные», «Времена года», «Транспорт», «Репка». В процессе собирания рисунка некоторые дети сопровождают свои действия словами (см. приложение № 1).
|
Протокол №3 15 декабря 2016год
… Таисия выбрала деревянные пазлы «Репка», проговаривая слова из сказки – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, собачка за внучку, кошка за собачку, мышка за кошку…
Детей привлекают игры типа лото – «Животные», «Магазин». Игра проходит увлекательней, если воспитатель участвует в игре (см. приложение № 1).
Протокол №2 14 декабря 2016год
Анастасия, Аня, Ваня, Леон, Таисия попросили лото «Животные». Воспитатель в роли ведущего. Воспитатель раздала детям карточки. Доставая из мешочка картинки, спрашивает детей: «Кто это? Как он(а) говорит?». За правильный ответ воспитатель хвалит детей. Остальные дети были зрителями и тоже отвечали на вопросы.
Из наблюдений видно, что детей интересуют игры-ассоциации «Подбери по форме». Причем есть некоторые дети, проявляющие постоянный интерес к этой игре (см.приложение № 1).
Протокол №2 14 декабря 2016 год
Егор, Гоша, Варвара, Саша играют в игру «Подбери по форме». По ходу меняются исходными формами.
Протокол №6 20 декабря 2016год
Варвара и Анастасия взяли игру «Подбери по форме». Анастасия переключилась тут же на рисование. Подошли Гоша и Саша Гоша подсказывал Варваре, а Саша просто смотрел.
Протокол №8 22 декабря 2016 год
Варвара взяла игру «Подбери по форме». Собрав все картинки правильно, взяла пазлы «Животные».
Из наблюдений видно, что дети воспроизводят процесс игры вслед за воспитателем (см. приложение № 1). Это подтверждает протокол №10 от 27 декабря 2016 года:
«Варвара, Аня, Таисия взяли лото «Животные». Таисия достает из мешочка карточки, показывает девочкам и спрашивает:
|
«Кто это?» Аня и Варвара угадывают. Если девочки отвечают правильно, то Таисия хвалит их: «Правильно, молодцы!».»
Наблюдение за детьми показало, что у большинства детей преобладает низкий уровень интереса к дидактическим играм. Анализ наблюдений показывает, что воспитатель имеет значимую роль в поддержании постоянного интереса к дидактическим играм. Интерес возникает вследствие беседы воспитателя с детьми, участия воспитателя в игре, похвалы детей в ходе игры.
С целью выявления педагогических условий организации дидактических игр с воспитателем была проведена беседа. Воспитателю были заданы следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы необходимым приобщать дошкольников к дидактическим играм. Почему? - Конечно, необходимо. Для ребенка это всего лишь игра, а для педагога средство обучения.
2. Какие дидактические игры присутствуют в развивающей среде Вашей группы? – Лото «Ребятам о зверятах», развивающее лото, лото «Мы играем в магазин», «Фрукты. Овощи. Цветы.», «Кто чей малыш», игра «Фигуры и формы», мозаика напольная, мозаика для самых маленьких, деревянные пазлы, стаканчики (круглые, квадратные), пирамидка «Мишка», мини-игры «Зверята», «Домовенок», «Овощи, фрукты», игры серии «Учись, играя» - «Обобщение», «Сочетание цветов», «Контуры», «Свойства», «Признаки».
3. Дети Вашей группы имеют возможность с ними играть или воспринимают их только визуально? – Дети имеют свободный доступ к играм.
4. В каком возрасте, на Ваш взгляд, использование дидактических игр имеет особое значение? – В любом возрасте дидактическая игра имеет значение. Они важны и в раннем возрасте, и в старшем дошкольном возрасте.
5. Какие формы и методы приобщения родителей к актуализации дидактических игр в жизни их детей Вы могли бы предложить? – Консультации, беседы о значении дидактической игры в развитии ребенка, собрание на тему.
6. Представляют ли дидактические игры ценность для Ваших воспитанников? – Да, дети очень любят эти игры.
7. Конфликтуют ли дети во время игры? – Да, иногда бывают конфликты.
8. Как разрешает конфликтную ситуацию воспитатель? – Кто первый взял, тот и играет. Переключение на другую игру.
Анализ беседы показал, что воспитатель осознает значимость дидактических игр в развитии детей, знает достаточное количество дидактических игр, но не создает условия в активном использовании в воспитательно-образовательном процессе.
Для нас было важно выявить взгляды родителей на использование дидактических игр в воспитании детей. С этой целью 20 апреля 2017 года было проведено анкетирование (см. приложение № 2). В анкетировании участвовало 16 родителей.
В первом вопросе нас интересовало, что такое дидактическая игра. Большинство родителей правильно ответили, что это обучающая игра. Кто-то написал, что это средство обучения, что это познавательная игра.
Во втором вопросе 15 родителей написали, что ребенок любит дидактические игры и один ответил, что все зависит от настроения и подхода к игре.
В третьем вопросе мы попросили перечислить дидактические игры, в которые дети играют дома. Родители написали, что это различные виды лото, домино, пазлы, пирамидки, мозаика, настольно-печатные игры. Один родитель написал, что к ним относятся ролевые игры, игры на компьютере. Кто-то отнес к дидактической игре аппликацию, лепку, конструирование.
При ответе на четвертый вопрос родители размышляли над вопросом: «Чему может научить дидактическая игра?» Многие родители написали, что дидактическая игра развивает речь, внимание, память, мышление. Один родитель написал, что дидактическая игра развивает аккуратность, бережливость, усидчивость. Кто-то из родителей написал, что дидактическая игра «способствует обучению ребенка в процессе игры». Большинство родителей считают, что дидактические игры развивают логику.
Анализ анкет показал, что родители имеют представление о дидактической игре, их разновидностях, их значении. Хотя их представления весьма поверхностны.
Таким образом, на наш взгляд недостаточно уделяется внимания педагогическим условиям организации дидактических игр в группе. Наблюдение за детьми показало, что у большинства детей преобладает низкий уровень интереса к дидактическим играм. Воспитатель имеет значимую роль в поддержании постоянного интереса к дидактическим играм. Интерес возникает вследствие беседы воспитателя с детьми, участия воспитателя в игре, похвалы детей в ходе игры. Анализ беседы показал, что воспитатель осознает значимость дидактических игр в развитии детей, знает достаточное количество дидактических игр, но не создает условия в активном использовании в воспитательно-образовательном процессе. Анкетирование продемонстрировало, что родители имеют представление о дидактической игре, их разновидностях, их значении. Хотя их представления весьма поверхностны. Поэтому необходимо разработать и внедрять педагогические условия организации дидактических игр для младших дошкольников в воспитательно-образовательный процесс.