Методика работы с детьми по использованию дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе. Методические рекомендации




Цель опытно-практической работы была направлена на создание условий для дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе.

Работа с детьми включала разработку соответствующего плана, в котором особое место отводилось дидактическим играм.

Таблица №2

План

Название игры Цель Дидактический материал
«Пчелки» Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж»; учить действовать по словесному сигналу. Маска медведя
«Хохлатка» Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки. Маска курицы, картинки с изображением курицы и цыплят.
«Курочка-рябушечка» Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении. Картинки с изображением курицы и цыплят.
«Угадай, кто позвал» Упражнять звуковой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. Платок, чтобы завязать глаза.
«Белочка и зайчик» Развитие внимания, закрепление знаний о том, чем питаются белка и заяц. Игрушки белки и зайца, карточки с изображением грибов, шишек, орехов, моркови, капусты.
«Живое домино» Закрепить знания о цвете (лент), понимание слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. Цветные ленточки на кольце: по две ленты красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого цветов; аудиозапись детских песен из мультфильмов.
«Найди предмет по описанию» Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку. Игрушки: кукла, мяч резиновый, машина, ведерко, резиновый котенок, Буратино.

 

 

При организации игр мы соблюдали следующие педагогические условия:

ü знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

ü создание положительного игрового настроения;

ü использование наглядности: картинок, игрушек, театральных атрибутов - масок;

ü включение воспитателя в процесс игры.

При проведении дидактических игр мы использовали следующие правила:

ü при объяснении правил игры обращать взгляд на всех детей, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре;

ü до игры познакомить детей с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках;

ü подводя итоги игры с детьми, отмечать только положительные стороны: играли дружно, убрали игрушки на место;

ü для усиления интереса к игре, предлагать детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры;

ü использование музыкального сопровождения;

ü предложение детям исполнять роли волшебника и следопыта.

 

20.04.2017 года была проведена игра «Пчелки» (см. приложение № 3) с целью упражнения детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука «Ж»; учить действовать по словесному сигналу. В игре участвовало 10 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: вначале поговорили о героях игры; использовали шапочку-маску медведя; педагог принимал участие в процессе игры; в конце игры было отмечено, что дети очень хорошо изобразили медведя и пчелок; использование сюрпризного момента – «угощение пчелок».

21.04.2017 года была проведена игра «Хохлатка» (см.приложение № 3) с целью упражнения детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки. В игре участвовало 12 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: вначале была показана картинка с изображением курицы с цыплятами, была проведена беседа – чем они питаются, как беспокоится мама-курица за своих цыплят; для создания образа мамы-курицы воспитатель одела шапочку-маску курицы; для создания положительного настроя на продолжение игры воспитатель использовала тактильный контакт – гладила, обнимала детей; называла по имени каждого ребенка; хвалила всех детей.

22.04.2017 года была проведена игра «Курочка-рябушечка» (см.приложение № 3) с целью развить у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении. В игре участвовало 11 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: использование наглядности – картинки с изображением курицы с цыплятами; задавание вопросов вначале самим воспитателем; подсказка ответов детям.

26.04.2017 года была проведена игра «Угадай, кто позвал» (см. приложение № 3) с целью упражнять звуковой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе. В игре участвовало 7 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: подготовка детей к игре – дети звали друг друга; использовался платок, чтобы ребенок не видел, того, кто его зовет; предложение поиграть в волшебников, использование «магического» слова – «абракадабра»; похвала детей за правильный ответ.

03.05.2017 года была проведена игра «Белочка и зайчик» (см. приложение № 3) с целью развития внимания, закреплении знаний о том, чем питаются белки и зайцы. В игре участвовало 14 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: была проведена беседа о среде обитания белки и зайца, чем они питаются; показ детьми, как ходят лесные звери; использование игрушечных белки и зайца. Было упущено воспитателем одно условие – чтобы каждый ребенок брал только одну карточку, чтобы все дети имели возможность взять карточку. Поэтому один ребенок набрал себе много карточек, и некоторым детям не хватило карточек. Таким образом, дети не выполнили все правила игры.

04.05.2017 года была проведена игра «Живое домино» (см. приложение № 3) с целью закрепить знания о цвете (лент), понимании слов одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово. В игре участвовало 10 детей. При проведении этой игры соблюдались следующие условия: воспитатель дала возможность обследовать ленточки – потрогать их, рассмотреть; дети определили, что у кого-то одного есть ленточка такого же цвета; педагог использовала веселую музыку; проговаривали правила – найти себе пару; игру закончили хороводом под музыку.

05.05.2017 года была проведена игра «Найди предмет по описанию» (см. приложение № 3) с целью воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность, находчивость; учить детей описывать предмет, не называя его; воспитывать выдержку. В игре участвовало 5 детей. При проведении игры были использованы следующие условия: воспитатель провела беседу с детьми о внешнем виде игрушек, их форме, цвете, из чего сделаны, для чего нужны; введение в роль ведущего поиска Буратино; предложение не просто искать, а побыть следопытом; похвала за найденную игрушку.

В результате проведенной работы у детей стал проявляться интерес к дидактическим играм – дети стали просить повторить игры, самостоятельно организовывали игры на прогулке и в группе в свободное от занятий время. Работа строилась с учетом возрастных особенностей детей – учет исходил из выбора дидактических игр с двигательным компонентом, так как детский организм требует движения. Так же мы отметили интерес детей к перевоплощениям в главные действующие лица игры.

Для достижения поставленной цели опытно-практической работы нам необходима была тесная связь с родителями. 17 мая 2017 года для родителей была проведена консультация «Как научить ребенка играть в дидактические игры и ее роль в развитии детей» (см. приложение № 4). Родителей привлекла данная тема, они с интересом ее прослушали, стали обмениваться опытом: кто и как выбирает дидактические игры, на что опираются при покупке, кто играет с ребенком дома. Несколько мам пришли с папами. Родителям было интересно прослушать о подборе дидактических игр и игрушек на разных возрастных этапах, так как у многих семей есть вторые дети.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственная опытно-практическая работа позволила сформулировать методические рекомендации для родителей и воспитателей по созданию педагогических условий организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: