Ульяновская Н.Д.,
методист ГБУ НАО «НРЦРО»
Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий - УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описание заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщённость информации.
Структура технологической карты включает:
· название темы с указанием часов, отведённых на её изучение;
· цель освоения учебного содержания;
· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
· основные понятия темы;
· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируется результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты ФГОС;
· определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего конечного результата;
· системно формировать у обучающихся УУД;
· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающихся на каждом этапе освоения темы;
· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
· соотнести результат с целью обучения после создания продукта-набора технологических карт;
· обеспечить повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т.к.:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.