Времена года
Человек смотрел на природу не только взглядом ученого, она стала для него неиссякаемым источником вдохновения и радости. Посредством звука, цвета и слова художники могли передать ее непостижимую красоту и величие. Часто случалось, что состояние природы и состояние души человека сливались воедино.
Особенно популярной в искусстве стала тема смены времен года. Во-первых, в различных видах искусства она открывала для художника возможность запечатлеть характерные особенности того или иного периода в жизни природы. Во-вторых, она несла в себе глубинный философский смысл и рассматривалась как этапы жизни человека. Весна воспринималась как символ рождения и юности, лето – жизненный расцвет, осень и зима ассоциировались со зрелостью и старостью.
Рассмотрим сначала некоторые музыкальные произведения на эту тему. (Записываем в тетрадь композитора и его произведение, слушаем-смотрим по ссылке)
А.Вивальди. Скрипичный концерт №2 «Лето». Часть 3 («Гроза» из цикла «Времена года»)
https://www.youtube.com/watch?v=N5SIxDLO2io
Наверное, каждый из вас слышал это популярное классическое произведение итальянского композитора 18 века Антонио Вивальди. Композитор написал 4 скрипичных концерта, каждый из которых посвящен одному времени года. Сами концерты состоят из трех частей, что составляет всего 12 частей. Однако не следует полагать, что эти части каким-то образом соответствуют 12 месяцам. Второй концерт «Лето» так же состоит из 3-х частей, каждая из которых имеет название:
1. «Жара. Птицы и ветер. Жалоба крестьянина»
2. «Летняя страда»
3. «Летняя гроза»
Существует мнение, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов, которые являются предпосылкой и литературной программой музыки. Вот стихотворение ко второму концерту:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
П.Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»)
https://www.youtube.com/watch?v=6F2pNyR3K0g
Вслед за Вивальди ряд других композиторов создавали подобные «музыкальные календари». Ярчайшим примером является фортепианный цикл русского композитора 19 в. Петра Ильича Чайковского, который тоже так и называется «Времена года». Цикл состоит из 12 пьес для фортепиано, которые на сей раз соответствуют каждому месяцу в году. Каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф. Так, «Осеннюю песнь» предваряют строки А.К.Толстого:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят»
Осень в природе – это осень жизни, поэтому здесь по-особому звучат мотивы печали и одиночества, задумчивости и прощания. Музыкальные интонации зримо передают картины угасающего солнца, капель дождя, опадающих листьев и качающихся на ветру деревьев…
Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть («Грезы зимнею дорогой»)
https://www.youtube.com/watch?v=skQ7SFwJKX8
Прослушайте фрагмент из симфонии №1 этого же композитора под названием «Зимние грезы». Симфония состоит из 4-х частей, первые из которых имеют программные заголовки:
1. «Грезы зимнею дорогой»
2. «Угрюмый край. Туманный край»
Содержание симфонии навеяно картинами русской зимней природы и дороги, с которыми тесно связаны размышления человека. Многие темы симфонии имеют песенный характер, напоминая русские народные песни: они льются широко, как бесконечно разворачивающаяся лента. Слушая эту музыку, можно представить, как будто ты едешь по широкой дороге, а мимо тебя сменяются картины то застывших лесов, то заснеженных полей…
И.Стравинский. «Поцелуй Земле» из балета «Весна священная»
https://www.youtube.com/watch?v=ENDpCMcU8Go&t=34s
(Может не дать результатов, тогда набираем в Youtube следующее:
Весна Священная. Волшебная флейта (Видео длится 4.27)).
Прослушайте фрагмент из музыки к балету «Весна священная» русского композитора 20в. Игоря Федоровича Стравинского (Музыка Стравинского в видео идет первые 2 минуты под видеоряд картин Н.Рериха). Балет о жизни древних славян открывала картина «Поцелуй Земле», в которой выражено «светлое воскресение природы», возрождающейся к новой жизни. Для передачи радостного настроения языком музыки в 20-м веке нужны были новые жесткие ритмы и смелые, резкие звучания. Мелодии, исполняемые на разных инструментах, сначала напоминают пение птиц, журчание ручья, шелест листьев. Затем они сливаются в единый хор весенней природы.