Занятие 5. Лексические игры и упражнения




Цель. Активизировать словарный запас детей.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я приготовила для вас сюрприз, – начинает разговор воспитатель, – новую игру. Она называется „И я тоже!“ Правила игры очень простые: я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: „И я тоже!“


Вышел с удочкой Сережа.
….!
Стал удить на речке Вожже.
…!
Он сидел и улыбался.
….!
Лещ на удочку попался.
….!
Кто на удочку попался?
Б. Сыров

И сколько же детей попало на удочку?

Вы знаете, кто такой барсук? У слова барсук тоже есть родственники. Назовите их. (Барсучата, барсучий (жир, нос, хвост), барсучиха…)

Барсучок. Слышите в конце слова четкое -чок? Чок-чок – барсучок. Чок-чок… (паучок, старичок, сучок, сундучок, каблучок, мужичок…)

А теперь поиграем в игру „Скажи по-другому“».

– Мальчик бежал очень быстро. Мальчик бежал… (он мчался, бежал, что было сил; мчался с большой скоростью…)

– Установилась плохая погода… (дождливая, пасмурная, с сильным ветром…)

– Актер хорошо играл свою роль… (с выдумкой, с вдохновением, играл прекрасно, превосходно, играл на бис…)

– Это был не очень воспитанный человек. Он… (говорил очень громко, дергал собеседника за рукав, громко хохотал, не извинялся за грубость…)

Дети, которые отвечают невпопад или отмалчиваются, получают штрафную фишку.

Далее педагог предлагает дошкольникам следующее задание. Он называет обобщающее слово и бросает кому-нибудь из детей мяч (кладет перед ним камешек или фишку), ребенок возвращает мяч и конкретизирует слово. Например: «Ягода – это…?» (Малина, черника, земляника…) При этом дети должны быстро отвечать на вопросы воспитателя.

Педагог может предложить детям следующие слова: головной убор, инструмент, растение, кресло, сковорода, свекла.

Заканчивая занятие, педагог интересуется у детей, чему они сегодня учились.

Занятие 6. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель. Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Ход занятия

«Я очень люблю сказку С. Маршака „Двенадцать месяцев“, – начинает беседу педагог. – Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. Весной еще не пахнет. Чтобы до весны дожить, надо…? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. Я недаром этот разговор затеяла. Хочу, чтобы вы, слушая сказку, все правильно поняли».

Воспитатель читает произведение. Затем просит детей поделиться впечатлениями от прочитанного.

«Как вы думаете, – интересуется педагог, – почему месяцы, которые не могут, не должны меняться местами, ради девчушки нарушили уклад жизни?»

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает отрывок из сказки «Двенадцать месяцев»: «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

И заключает: «Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».

Февраль

Занятие 1. Чтение русской народной сказки

«Никита Кожемяка» [18]

Цель. Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Ход занятия

«Мы так много с вами читаем, что боюсь, не забыли ли вы русские народные сказки, не путаете ли сказки с рассказами», – начинает беседу воспитатель.

Дети называют сказки. Если ребенок ошибается и вспоминает авторскую литературную сказку, его надо похвалить, но ответ не засчитывать.

Затем педагог называет произведения, с которыми дети познакомились в этом учебном году.

Воспитатель читает новую сказку. Говорит, что это русская народная сказка. И уточняет, что народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Поясняет, что сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике А. Афанасьева.

Педагог просит детей объяснить, почему это сказочное произведение.

Завершая занятие говорит: «Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Цель. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

Ход занятия

«Хотите подготовиться к школе? – спрашивает у детей педагог. – Тогда будьте повнимательнее и поактивнее. Морская волна высока и сильна. Как думаете, что я произнесла? Можете повторить предложение? А назвать слова со звуком л? В словах волна и сильна звук л стоит? (В середине слова.) Теперь негромко повторите эти слова. В них один и тот же звук л звучит по-разному. Услышали?

Сейчас очень трудное задание. Услышав в слове мягкий звук ль, надо хлопнуть в ладоши и сразу же положить руки на стол. Работайте самостоятельно.

Итак: Юла – Юля – кальмар – ладошка – легонькая – Любушка – голубушка.

Мы с вами умеем играть в игру „Я – вам, вы – мне“, не так ли? Но сегодня мы будем считать не слова в предложении, а части слова. Итак, слово луна (дети выкладывают на стол нужную карточку из математического набора или две фишки). Назовите части слова. (Лу-, -на.) ».

Педагог обращает внимание детей на картинки (одна на двоих) с изображением жука, лисы, раков, розы, вазы, гусей и др. Дети называют изображения, а потом определяют, из скольких частей состоит слово – название предмета.

Воспитатель просит детей сосчитать и назвать части в словах коты, мыши.

«А теперь вы можете дать мне задание, сказав: „Валентина Викторовна, сосчитайте части в моем слове“, – говорит педагог. – А слово – название картинки перед вами. Итак, я называю слово малина. (Дети кладут на столы соответствующие карточки или фишки.) А теперь задание мне дает (называет имя ребенка)».

Упражнение повторяется 3–4 раза.

«Давайте немного пошалим», – предлагает воспитатель и просит дополнить услышанное слово «неправильным» глаголом.

«Будьте внимательны, – объясняет воспитатель. – Слово, которое уже прозвучало, повторять нельзя. За это вы получите штрафную фишку.

Итак, оказались мы в сказочной стране. Там кошки квакают, лягушки рычат, медведи…, мыши…, рыбы…, тигры…, волки…».

Завершая занятие, педагог напоминает, что сегодня дети учились быть внимательными и осваивали новое сложное умение – делить слова на части.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: