Периодизация становления системы специального образования в России




Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к людям с ОВЗ. Более того, являясь государственным институтом, специальное образование возникает и развивается как особая форма отражения ценностных ориентаций государства. Это можно проследить в изменении отношения государства и общества к лицам с ОВЗ и соответствующей смене этапов развития специального образования.

Выделяют пять периодов в истории становления и развития российской национальной системы специального образования. За это время общество прошло исторический путь от ненависти до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии [28, С. 78].

Первый период эволюции характеризуется сменой агрессии и нетерпимости на заботу о лицах с ОВЗ в учреждениях общественного призрения и церкви.

Осознание необходимости призрения лиц с ОВЗ сменяется осознанием возможности их обучения. Данное изменение общественного сознания характеризует собой начало второго этапа, характеризующегося открытием первых специальных учреждений: для глухонемых (1806 г.) и слепых (1807 г.).

Открытие специальных школ в России стало важным этапом становления специального образования, оно произошло под влиянием стремления российских монархов во всем копировать западноевропейский образ жизни. В России к этому времени еще не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями - модель организации их обучения была заимствована, но не понята в должной степени.

Осознание возможности обучения детей с отклонениями переходит в признание их права на образование. Этот период считается временем становления системы специального образования (1806-1930) - создается сеть специальных образовательных учреждений трех видов (для слепых, глухих и умственно отсталых детей), и после революции 1917 г. система специального образования впервые становится частью государственной образовательной системы. Формируемая сеть специальных учреждений находилась под тотальным контролем государства, которое изолировало специальные школы от других образовательных институтов. В результате в нашей стране ведущим типом специального образовательного учреждения становятся закрытые школы-интернаты круглогодичного содержания, в которых дети находились в полной изоляции от общества, семьи, нормально развивающихся сверстников [11, С. 87].

Четвертый период исторического развития длится до 1991 г. - происходят развитие и дифференциация системы специального образования. Данный этап характеризуется тотальным контролем государства за деятельностью специальных школ: полная закрытость от средств массовой информации, их развитие вне интересов общества и родителей. Эта политика государства диктовалась коммунистической идеологией построения социализма, требовавшей ликвидации каких бы то ни было показателей неблагополучия.

Кроме того, после постановления ЦК ВКП(б) «О всеобуче» на детей с ОВЗ распространяются общеобразовательные нормативы обучения - образование носит «цензовый характер».

Необходимость усвоения ребенком с отклонениями государственного стандарта (ценза) предопределила интенсивную разработку дефектологической науки и развитие классификаций детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. С конца 1970-х - начала 1980-х гг. в массовых школах начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР. Открываются первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых. К 1990 г. общее число специальных школ составило 2 789 (около 575 тыс. учащихся).

Пятый период (1991 г. - по настоящее время) -переход к интегрированному обучению. Согласно Н. Н. Малофееву, на современном этапе развития системы специального образования и общественного сознания Россия проходит эволюционный период: происходит постепенная интеграция детей с ОВЗ в массовые школы, в среду их нормально развивающихся сверстников [16]. И если за рубежом ведущей тенденцией специального образования является интеграция, в рамках которой осуществляется кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования, а также ориентация специального образования главным образом на подготовку ребенка с особыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе, признающем полное гражданское равноправие инвалидов, осознающем неправомерность деления на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, стремящемся к полной социальной интеграции меньшинств, то Россия в настоящее время только провозглашает смену отношения к инвалидам и делает первые шаги в реализации курса интеграции инвалидов в общество.

Таким образом, при изучении исторической компоненты становления специального образования в России становятся очевидными факты противоречивости и непоследовательности политики государства по отношению к лицам с ОВЗ. Это находит выражение как в недоразвитии специального образования как института государства, так и в неготовности общества принять отличающихся от нормы людей, что, в свою очередь, выражается в специфике их обеспечения основными правами и свободами, в том числе и в сфере образования.

Как пишет исследователь Н. М. Назарова, все государства несут ответственность за создание правовой основы для принятия мер с целью обеспечения участия инвалидов в полной мере в жизни общества и их равноправия. В национальном законодательстве, в котором определены права и обязанности граждан, должны излагаться также права и обязанности инвалидов. Кроме того, государства обязаны обеспечивать инвалидам возможность пользоваться своими правами, включая гражданские и политические права человека, на равной основе с другими гражданами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: