Что такое дадаизм и дада?




Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.

Причины появления:
Да­да­измпо­явил­сякакожи­да­емаяре­ак­циянаужас­ныепос­ледс­твиями­ровойвой­ны, бес­смыс­ленность и жес­то­костько­торой, пооб­ще­мумне­ниюучас­тни­ковте­ченияда­да­ис­тов, яр­ковыс­ве­тилабес­смыс­ленность «ра­зум­но­го» су­щес­тво­вания. Ло­гика и ра­ци­она­лизмбы­лиобъ­яв­ле­ныглав­ны­миви­нов­ни­камиво­ен­ныхкон­флик­тов. Ос­новнойиде­ейда­да­из­мабы­лопос­ле­дова­тель­ноеунич­то­жениелю­бойэс­те­тики. Ло­зунгДа­да­ис­товгла­сил: "Да­да­ис­тынепред­став­ля­ютсо­бойни­чего, ни­чего, ни­чего, не­сом­ненно, онинедос­тигнутни­чего, ни­чего, ни­чего".

Ос­но­вопо­лага­ющи­миприн­ци­памида­да­ис­товсчи­талисьот­ри­цаниека­нонов и стан­дартов в ис­кусс­тве, аб­со­лют­наяир­ра­ци­ональ­ность, ра­зоча­рован­ность в ми­ре и ци­низм. Счи­та­ет­ся, чтода­да­ис­тыяв­ля­ют­сяпред­шес­твен­ни­камисюр­ре­алис­тов, пред­ла­гав­шихаб­сур­дное, про­тиво­речи­воесо­чета­ниена­тура­лис­ти­чес­кихоб­ра­зовпос­редс­твомкол­ла­жа.

Термин «дада»:
Согласно одной из легенд, он появился благодаря австрийскому писателю Рихарду Хюльзенбеку, который произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие («dada» — французское просторечное выражение, обозначающее игрушечную лошадку-качалку), стало названием для нового творческого течения.

По другой версии, слово «дада» обнаружил в словаре один из основателей движения Тристан Тцара. В манифесте 1918 года он писал: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать… <…> Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Вероятно, это слово было выбрано именно благодаря своей универсальности: то, что оно имело разные значения (или вовсе не имело таковых) в разных языках, отражало интернациональность всего движения дадаистов.

История и идеи:

Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе.

Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма - монтаж, коллаж и "реди-мейд" (обыденные предметы, представленные как произведения искусства). Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на

концептуальное искусство
сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

 

 

Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Формы творчества дадистов:

1. Од­нойизса­мыхрас­простра­нен­ныхфор­мойтвор­чес­твада­да­ис­тов в изоб­ра­зитель­номис­кусс­твебылкол­лаж, — спо­собпос­тро­енияпро­из­ве­денийизлю­быхес­тес­твен­ныхилиспе­ци­аль­нооб­ра­ботан­ныхэле­мен­тов (бу­маги, вы­резокизга­зет и жур­на­лов, ку­соч­ковко­жи, де­рева, хол­ста, ке­рами­ки,.. че­гоугод­но) и зак­реплен­ных в оп­ре­делен­номпо­ряд­ке, ча­щевсе­го, наплос­койпо­вер­хнос­ти (хол­сте, бу­маге, дос­ке). В да­да­из­мевы­деля­юттриос­новныхнап­равле­ниякол­ла­жа: "цю­рих­ский" - слу­чай­ныйкол­лаж, "бер­лин­ский" - ма­нифес­та­ци­он­ныйкол­лаж и "кёль­нско-ган­но­вер­ский"- кол­лажпо­эти­чес­кий.

 

· Коллаж в Цюрихе

В Цю­рихеда­да­ис­тыде­лалиос­новнойак­центнаслу­чай­ныйпо­рядокэле­мен­тов, от­сутс­твиело­гики в соз­да­ниикол­ла­жей. К при­меру, ХансАрпсоз­да­валсвоира­ботыпрос­товы­сыпавналисткар­то­наку­соч­кираз­ноцвет­нойбу­маги, а затемприк­ле­иваяихнамес­та, ко­торыеониза­нялиприпа­дении. Тца­рапред­ла­галвре­затьизга­зетымно­жес­твослов и затем, негля­дя, дос­та­ватьихизсум­ки, что­быпо­лучи­лосьсти­хот­во­рение (тоесть, прин­циппос­тро­ениякол­ла­жаизраз­рознен­ныхэле­мен­товпо­доб­ранныхслу­чай­нымоб­ра­зом, яв­ля­ет­сянетоль­коизоб­ра­зитель­нойтех­ни­кой, нотакжесталис­поль­зо­вать­ся в по­эзии). О слу­чай­нос­ти в по­эти­чес­кихэк­спе­римен­тахАр­па, Кла­усШу­ман (из­вес­тныйли­тера­туро­вед) пи­сал: "Онавыс­во­бож­да­етси­лы, соз­на­тель­ноис­поль­зу­ющиеан­тиху­дожес­твен­ность и ко­торыедол­жнысвес­ти к аб­сурдувсе, чтообыч­ноас­со­ци­иру­ет­ся с ис­кусс­твом: за­коныком­по­зиции, эс­те­тичес­куюфор­му, стильи раз­мер". "Соз­данныевоп­ре­кика­койли­боза­коно­мер­ности" кол­ла­жиАр­па в фор­маль­номот­но­шениидос­та­точ­носку­пы и абс­трак­тны, об­ра­щенывовнутрь, насобс­твен­нопро­цесссво­егосоз­да­ния.

 

· Берлинскийколлаж

Кол­лажбер­лин­скихда­да­ис­товсос­то­итизмно­жес­тваэле­мен­тов, обыч­ноне­сет в се­бе, яр­ковы­ражен­ный, по­лити­чес­кий, про­тес­ту­ющийсмысл. Ху­дож­никГе­оргГроссут­вер­ждал: - кол­лажпоз­во­ля­етобой­тизап­ре­тыцен­зу­ры, пе­редав в изоб­ра­зитель­нойфор­ме, точтонель­зявы­разитьсло­вами. Бер­лин­скийкол­лажчас­топри­меня­етчас­тифо­тог­ра­фий и вы­рез­киизжур­на­лов, га­зет. Ху­дож­ни­кира­бота­ющие в сти­ле "бер­лин­ско­гокол­ла­жа", чтобывы­делитьсвоира­ботыот­но­ситель­но "изоб­ра­зитель­но­го", ку­бист­ско­гокол­ла­жа, на­зыва­ютсвоира­боты "фо­томон­таж", а се­бяонина­зыва­ют «фо­томон­тажни­ки», сни­жаяпа­фос­ностьзва­ниятвор­ца и про­водяпря­муюпа­рал­лель с обыч­ны­ми, про­мыш­ленны­мира­бочи­ми. Прин­ци­пи­аль­ноеот­ли­чиебер­лин­скойгруп­пыда­даотцю­рих­скойбы­лосфор­му­лиро­ваноху­дож­ни­комРа­улемХа­ус­ма­ном: "В Швей­ца­риида­да­измбылско­рее "ар­тисти­чес­койиг­рой", а Бер­линвы­нуж­денбылвы­ражатьсвоеот­ри­цатель­ноемне­ниепро­тивкон­флик­тов, выз­ванныхПер­войми­ровойвой­ной, а затемрас­простра­нени­емболь­ше­вист­скойте­ории". Пер­ваями­роваявой­на, про­шед­шаями­мобла­гопо­луч­нойШвей­ца­рии, необош­лаБер­линип­ри­нес­ла в го­родго­лод и сму­ту. От­ре­чениеотправнапрес­толВиль­гель­ма II, Но­ябрь­скаяре­волю­ция, убий­ствовид­ныхне­мец­кихком­му­нис­товРо­зыЛюк­сембург и Кар­лаЛиб­кнех­та, ус­та­нов­ле­ниеВей­мар­скойрес­публи­ки — этосо­бытиявсгодвухлет, нафо­неко­торыхра­бота­ли и тво­рилиучас­тни­кибер­лин­ско­гоКлу­баДа­да: Ге­оргГросс, Ви­ландХер­цфель­де, егобратДжонХар­тфилд, Хюль­зен­бек, И­оган­несБа­адер, Ха­ус­ман, Хан­наХёх.

Всеучас­тни­кигруп­пывыс­ту­пализара­дикаль­ноле­выевзгля­ды, бы­лиярос­тны­импро­тив­ни­камибур­жу­аз­нойрес­публи­киЭбер­та и Шей­дер­ма­на, ноот­кры­товсту­пили в ря­дыКом­му­нис­ти­чес­койпар­тииГер­ма­нии, толь­коГе­оргГросс и Хар­тфилд. Под­держи­ваяра­дикаль­ныепе­реме­ны в по­лити­чес­комкур­се, груп­панас­то­ятель­нотре­бова­лара­дикаль­ныхпе­ремен в ис­кусс­тве: насме­нуин­ди­виду­алис­ти­чес­ко­муис­кусс­тву, дол­жнобы­лоприй­тиис­кусс­твоот­кры­тоеок­ру­жа­ющейдей­стви­тель­нос­ти, отоб­ра­жа­ющеепе­реме­ны в нас­тро­ени­ях и тре­бова­ни­яхмасс. Бы­лаог­ла­шенане­об­хо­димостьот­ка­зать­сяотолжи в поль­зунас­то­ящейобъ­ек­тивнос­ти, оз­ву­читьса­муре­аль­ность, с этойцельюиде­аль­нопод­хо­дилатех­ни­какол­ла­жа. Ре­зуль­та­томпри­мене­ниятех­ни­кикол­ла­жа к фо­тог­ра­фичес­кимсним­кам, приз­на­ва­емымда­да­ис­та­мизаихбес­пристрас­тнуюдос­то­вер­ность "оп­равдан­нойоб­разнойфор­мойпе­реда­чифак­тов", ро­дил­сяфо­томон­таж — ис­кусс­тво, пе­рерож­де­нияфо­тома­тери­алов, по­казы­ва­ющее, какод­новре­мен­но с раз­ру­шени­ем, дей­стви­тель­ностьчу­дес­нымоб­ра­зомпрев­ра­ща­ет­ся в со­вер­шенноно­вое. Фо­томон­тажсчи­та­ет­сябо­лееслож­ной, ноод­новре­мен­но и бо­лееточ­нойфор­мойпо­дачиин­форма­ции, таккак в от­ли­чиеотеди­нич­но­гофо­тос­нимка, вых­ва­тив­ше­гоиздей­стви­тель­нос­тиод­носо­бытие, точ­неевсе­голишьегоко­рот­киймо­мент, кол­лажсов­ме­ща­етмно­жес­твосо­бытий, со­пос­тавляяилина­обо­ротпро­тиво­пос­тавляяих. Приэтом, воз­дей­ству­етмо­мен­таль­но и точ­но, неос­тавляявре­менинараз­думье. Тех­ни­ка, кол­ла­жа, какпи­салРа­ульХа­ус­ман, «об­ла­далазна­читель­нойпро­паган­дист­скойси­лой, ис­поль­зо­ватько­торую у ихсов­ре­мен­ни­ковнехва­талосме­лос­ти".

 

· Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третьяин­тенция — при­даниекол­ла­жусвой­ствпо­эти­чес­ко­гопро­из­ве­дения — ис­поль­зу­ет­ся в кёль­нскихра­ботахМак­саЭрн­ста, а так­же в ас­сам­бля­жахКур­таШвит­терса, ра­ботав­ше­го в не­мец­комГан­но­вере. Несмот­рянато, чтостильра­ботэтихху­дож­ни­ковнесов­па­да­ет, ихобъ­еди­ня­етпо­нима­ниекол­ла­жакакяв­ле­ние, дос­та­точ­нородс­твен­ноепо­эзии. КуртШвит­терспи­сал: "В по­эзиисло­вопро­тиво­пос­тавля­ет­сясло­ву, здесьжеэле­ментпро­тиво­пос­тавля­ет­сяэле­мен­ту, ма­тери­ал — ма­тери­алу". В своюоче­редьМаксЭрнстдалсле­ду­ющееоп­ре­деле­ниекол­ла­жу: "…тех­ни­какол­ла­жаестьсис­те­мати­чес­каяэкс­плу­ата­цияис­кусс­твен­носпро­воци­рован­но­гоилислу­чай­но­госов­па­дениянес­коль­кихраз­но­род­ныхре­аль­нос­тей в ма­лопод­хо­дящейдлянихсре­де, и ис­крапо­эзии, ко­тораявспы­хива­етприсбли­женииэтихре­аль­нос­тей".

Основнымихудожниками, представителямидадаизма, являютсяГансАрп (Германия), МарсельДюшан (Франция), КуртШвиттерс (Германия), ФрансисПикабиа, МаксЭрнст (Германия), МанРэй (Франция), МарсельЯнко (Румыния), ХансБеллмер (Германия), СофиТойбер-Арп (Швейцария).К ос­но­вате­лямда­да­из­маобыч­ноот­но­сятху­дож­ни­ковМак­саЭрн­ста, Хан­саАр­па, Мар­се­ляЯн­ко.

Дадаизмбыстрозашел в тупик и остался в историикаксоциальныйсимволсвоеговремени. В 1920-е годыфранцузскийдадаизмслился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: