Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.
Причины появления:
Дадаизмпоявилсякакожидаемаяреакциянаужасныепоследствиямировойвойны, бессмысленность и жестокостькоторой, пообщемумнениюучастниковтечениядадаистов, ярковысветилабессмысленность «разумного» существования. Логика и рационализмбылиобъявленыглавнымивиновникамивоенныхконфликтов. Основнойидеейдадаизмабылопоследовательноеуничтожениелюбойэстетики. ЛозунгДадаистовгласил: "Дадаистынепредставляютсобойничего, ничего, ничего, несомненно, онинедостигнутничего, ничего, ничего".
Основополагающимипринципамидадаистовсчиталисьотрицаниеканонов и стандартов в искусстве, абсолютнаяиррациональность, разочарованность в мире и цинизм. Считается, чтодадаистыявляютсяпредшественникамисюрреалистов, предлагавшихабсурдное, противоречивоесочетаниенатуралистическихобразовпосредствомколлажа.
Термин «дада»:
Согласно одной из легенд, он появился благодаря австрийскому писателю Рихарду Хюльзенбеку, который произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие («dada» — французское просторечное выражение, обозначающее игрушечную лошадку-качалку), стало названием для нового творческого течения.
По другой версии, слово «дада» обнаружил в словаре один из основателей движения Тристан Тцара. В манифесте 1918 года он писал: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать… <…> Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».
Вероятно, это слово было выбрано именно благодаря своей универсальности: то, что оно имело разные значения (или вовсе не имело таковых) в разных языках, отражало интернациональность всего движения дадаистов.
История и идеи:
Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе.
Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма - монтаж, коллаж и "реди-мейд" (обыденные предметы, представленные как произведения искусства). Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на
|
Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.
«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.
Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.
Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.
Формы творчества дадистов:
1. Однойизсамыхраспространенныхформойтворчествададаистов в изобразительномискусствебылколлаж, — способпостроенияпроизведенийизлюбыхестественныхилиспециальнообработанныхэлементов (бумаги, вырезокизгазет и журналов, кусочковкожи, дерева, холста, керамики,.. чегоугодно) и закрепленных в определенномпорядке, чащевсего, наплоскойповерхности (холсте, бумаге, доске). В дадаизмевыделяюттриосновныхнаправленияколлажа: "цюрихский" - случайныйколлаж, "берлинский" - манифестационныйколлаж и "кёльнско-ганноверский"- коллажпоэтический.
· Коллаж в Цюрихе
В Цюрихедадаистыделалиосновнойакцентнаслучайныйпорядокэлементов, отсутствиелогики в созданииколлажей. К примеру, ХансАрпсоздавалсвоиработыпростовысыпавналисткартонакусочкиразноцветнойбумаги, а затемприклеиваяихнаместа, которыеонизанялиприпадении. Тцарапредлагалврезатьизгазетымножествослов и затем, неглядя, доставатьихизсумки, чтобыполучилосьстихотворение (тоесть, принциппостроенияколлажаизразрозненныхэлементовподобранныхслучайнымобразом, являетсянетолькоизобразительнойтехникой, нотакжесталиспользоваться в поэзии). О случайности в поэтическихэкспериментахАрпа, КлаусШуман (известныйлитературовед) писал: "Онавысвобождаетсилы, сознательноиспользующиеантихудожественность и которыедолжнысвести к абсурдувсе, чтообычноассоциируется с искусством: законыкомпозиции, эстетическуюформу, стильи размер". "Созданныевопрекикакойлибозакономерности" коллажиАрпа в формальномотношениидостаточноскупы и абстрактны, обращенывовнутрь, насобственнопроцесссвоегосоздания.
· Берлинскийколлаж
Коллажберлинскихдадаистовсостоитизмножестваэлементов, обычнонесет в себе, ярковыраженный, политический, протестующийсмысл. ХудожникГеоргГроссутверждал: - коллажпозволяетобойтизапретыцензуры, передав в изобразительнойформе, точтонельзявыразитьсловами. Берлинскийколлажчастоприменяетчастифотографий и вырезкиизжурналов, газет. Художникиработающие в стиле "берлинскогоколлажа", чтобывыделитьсвоиработыотносительно "изобразительного", кубистскогоколлажа, называютсвоиработы "фотомонтаж", а себяониназывают «фотомонтажники», снижаяпафосностьзваниятворца и проводяпрямуюпараллель с обычными, промышленнымирабочими. ПринципиальноеотличиеберлинскойгруппыдадаотцюрихскойбылосформулированохудожникомРаулемХаусманом: "В Швейцариидадаизмбылскорее "артистическойигрой", а Берлинвынужденбылвыражатьсвоеотрицательноемнениепротивконфликтов, вызванныхПервоймировойвойной, а затемраспространениембольшевистскойтеории". Перваямироваявойна, прошедшаямимоблагополучнойШвейцарии, необошлаБерлинипринесла в городголод и смуту. ОтречениеотправнапрестолВильгельма II, Ноябрьскаяреволюция, убийствовидныхнемецкихкоммунистовРозыЛюксембург и КарлаЛибкнехта, установлениеВеймарскойреспублики — этособытиявсгодвухлет, нафонекоторыхработали и творилиучастникиберлинскогоКлубаДада: ГеоргГросс, ВиландХерцфельде, егобратДжонХартфилд, Хюльзенбек, ИоганнесБаадер, Хаусман, ХаннаХёх.
Всеучастникигруппывыступализарадикальнолевыевзгляды, былияростныимпротивникамибуржуазнойреспубликиЭберта и Шейдермана, нооткрытовступили в рядыКоммунистическойпартииГермании, толькоГеоргГросс и Хартфилд. Поддерживаярадикальныеперемены в политическомкурсе, группанастоятельнотребоваларадикальныхперемен в искусстве: насменуиндивидуалистическомуискусству, должнобылоприйтиискусствооткрытоеокружающейдействительности, отображающееперемены в настроениях и требованияхмасс. Былаоглашенанеобходимостьотказатьсяотолжи в пользунастоящейобъективности, озвучитьсамуреальность, с этойцельюидеальноподходилатехникаколлажа. Результатомприменениятехникиколлажа к фотографическимснимкам, признаваемымдадаистамизаихбеспристрастнуюдостоверность "оправданнойобразнойформойпередачифактов", родилсяфотомонтаж — искусство, перерожденияфотоматериалов, показывающее, какодновременно с разрушением, действительностьчудеснымобразомпревращается в совершенноновое. Фотомонтажсчитаетсяболеесложной, ноодновременно и болееточнойформойподачиинформации, таккак в отличиеотединичногофотоснимка, выхватившегоиздействительностиоднособытие, точнеевсеголишьегокороткиймомент, коллажсовмещаетмножествособытий, сопоставляяилинаоборотпротивопоставляяих. Приэтом, воздействуетмоментально и точно, неоставляявременинараздумье. Техника, коллажа, какписалРаульХаусман, «обладалазначительнойпропагандистскойсилой, использоватькоторую у ихсовременниковнехваталосмелости".
· Коллаж в Ганновере и Кёльне
Третьяинтенция — приданиеколлажусвойствпоэтическогопроизведения — используется в кёльнскихработахМаксаЭрнста, а также в ассамбляжахКуртаШвиттерса, работавшего в немецкомГанновере. Несмотрянато, чтостильработэтиххудожниковнесовпадает, ихобъединяетпониманиеколлажакакявление, достаточнородственноепоэзии. КуртШвиттерсписал: "В поэзиисловопротивопоставляетсяслову, здесьжеэлементпротивопоставляетсяэлементу, материал — материалу". В своюочередьМаксЭрнстдалследующееопределениеколлажу: "…техникаколлажаестьсистематическаяэксплуатацияискусственноспровоцированногоилислучайногосовпадениянесколькихразнородныхреальностей в малоподходящейдлянихсреде, и искрапоэзии, котораявспыхиваетприсближенииэтихреальностей".
Основнымихудожниками, представителямидадаизма, являютсяГансАрп (Германия), МарсельДюшан (Франция), КуртШвиттерс (Германия), ФрансисПикабиа, МаксЭрнст (Германия), МанРэй (Франция), МарсельЯнко (Румыния), ХансБеллмер (Германия), СофиТойбер-Арп (Швейцария).К основателямдадаизмаобычноотносятхудожниковМаксаЭрнста, ХансаАрпа, МарселяЯнко.
Дадаизмбыстрозашел в тупик и остался в историикаксоциальныйсимволсвоеговремени. В 1920-е годыфранцузскийдадаизмслился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.