Главный принцип - следование Дао, естественной природе вещей, достижение состояния однобытия с космическим целым.




Концепция «естественности» (спонтанной реализации истинной природы) дополняется концепцией «недеяния» (у-вэй, у-ши) - ненарушения закона естественности.

 

Человекпободен полету стрелы: она движется туда, куда послала ее рука стрелка и ее движение зависит от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути. Разумеется, направление полета стрелы может измениться: подул сильный ветер, пошел дождь, или она во что-нибудь врезалась, но способна ли стрела самостоятельно изменить направление собственного движения, самостоятельно отклониться в ту или иную сторону, полететь назад или не лететь вовсе? Поэтому и человеческая жизнь летит в том направлении, которое задают ей факторы и условия, ее формирующие, внешние параметры и обстоятельства, ее определяющие, и она не может произвольно изменить данное направление.

 

Практические идеи даосизма изложены Л.Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Кутузов действует как превосходный правитель в даосских традициях: он едва заметен, подчиняется общему ходу событий, понимает необходимость отступления и выжидания.

 

7. Этическая концепция конфуцианства. «Золотое правило нравственности». Соотношение цзюнь-цзы и сяо-жэнь.

 

Кун Фу-цзы (Конфуций) «мудрый учитель Кун» жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления). Это скорее не верование, а моральный кодекс.

 

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.

1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».

2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».

4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.

5. Чжи — «разумность». «Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».

 

Золотое правило нравственности: Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

8. Предфилософия Др. Греции: мифология Гесиода и орфиков, «7 мудрецов».

 

9. Периодизация античной философии и ее специфические особенности.

 

Античной называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

 

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

• досократический — VII — V вв. до н. э.;

• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;

• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

 

В целом античная философия имеет следующие особенности:

• материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

• античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

• стержневой идеей античной философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

 

10. Поиски архэ: Милетская школа и Гераклит

 

Милетская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.).

Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

 

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

 

Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали за многообразием явлений некую отличную от этих явлений их сущность (архэ, первоначало): для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

 

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

 

Гераклит

 

Многие относят Гераклита к милетской натурфилософии, но точнее выделять в его философии две части – экзотерическую и эзотерическую. Только первая, более популярная, близка милетской натурфилософии.

 

Гераклит выдвигает идею огня в качестве генетического архэ, из которого в космических циклах мир временами остывает и в которое временами вновь сгорает.

 

Что же касается эзотерической, более тайной и трудной части философии Гераклита, то здесь мы находим пример скорее номологическогоархэ (от греч. «номос» - закон). Среди материальных вещей, считает Гераклит, невозможно найти подлинного архэ, так как все материальные стихии постоянно превращаются, исчезают и возникают, в то время как архэ не должно быть подверженным каким-либо изменениям. Подлинным архэ в эзотерической философии Гераклита оказывается некоторый универсальный Закон (Логос), организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Он подобен мировому расписанию событий, определяющему, когда какому началу нужно возникнуть, когда исчезнуть, сколько и как просуществовать. Закон также представляет из себя род единства, но это единство уже не материальное, а функциональное – вот почему эта часть философии казалась грекам повышенно трудной, за что Гераклита даже прозвали «темным», т.е. непонятным. Кроме того, Гераклит предполагает, что в качественном разнообразии материального мира используется первичная диада качеств «возникновение-уничтожение», напоминающая до некоторой степени китайскую двоицу «ян-инь».

 

Гераклит – первый известный нам древнегреческий философ, который считал, что главная задача философа сводится не к тому, чтобы созерцать косные, неподвижные формы окружающего бытия, а к тому, чтобы путём глубокой внутренней интуиции проникать в суть живого мирового процесса. Он полагал, что в мироздании первично это вечное непрекращающееся движение, а все участвующие в нём материальные объекты – лишь вторичные его орудия.Учение Гераклита стоит у истоков идейного течения, давшего в том числе и современную западную «философию жизни».

 

Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотою, получаемою от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств.

 

Чувственные знания не могут, по учению Гераклита, привести нас к истине; ее находит только тот, кто старается вникнуть в божественный закон разума, правящего вселенной.

 

11. Философия Пифагорейской школы (6-4 вв. до н.э.)

Пифагор Самосский (Пифагор – прозвище «убеждающий речью») родился на острове Самос, учился в Милете у Анаксимандра. Совершил путешествия в Египет и Вавилон, был знаком с древневосточной математикой, астрономией, практикой эзотеризма. Был изгнан из Афин и поселился на острове Кротон, где организовал Пифагорейский союз - религиозно-философское братство, а также политическая партия со своим Уставом, ритуалом и общим имуществом. Считался полубогом – полупророком, хвастал, что помнит все свои прошлые жизни.

Ученики делились на акусматиков («слушателей») и математиков («учеников»). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники и сферики.

 

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

 

Основа всего, по Пифагору – число. Человек познает вещи через числа, а числа – сами по себе. Число сопоставимо с платоновской Идеей.

Числа имеют несколько значений: арифметическое, пространственное (геометрическое), любая стихия – соотношение чисел, мистическое – самое главное.

Особую роль пифагорейцы отводили числам 1, 2,3 и 4, из которых якобы выводятся соответственно - точка, прямая, квадрат (или плоскость), куб (или тело). Сумма этих чисел дает число десять, которое философы считали идеальным.

Значение чисел:

0 – бесконечное бытие, вечность (ср. змея, кусающая собственный хвост, окружность). Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. (0=1 и т.д.)

1 (великая Монада) – число Бога, Неделимого Целого, символ порядка и покоя. Заключает в себе все малые числа, и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение.

2 (творческая Диада) – начало всякой множественности, дисгармонии. Бог двойствен: неразделимая сущность и разделимая субстанция: начало мужское, активное, животворящее, и начало женское, пассивное или пластическая, живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного в Боге. Совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина.

3 (Триада) - проявленный мир тройственен, ибо человек состоит из трех элементов, сплавленных вместе (тело, дух и душа); вся вселенная делится на три концентрических сферы (мир природный, мир человеческий, мир божественный). Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и ключ жизни. Итак, 1 = 2 = 3 (Монада=Диада = Триада).

4 – соединение человека (тройственен) с божеством (един).

7=3+4 – это число Великих Посвященных, им известны тайны бытия. Стоит посередине между 4 и 10.

10 (денада) – число, выражающее полноту бытия. Сумма первых четырех чисел (1,2,3,4), соединяет в себе все начала Божества.

 

Космология: 10 небесных тел вращаются вокруг «центрального огня» (Монады).К ним относятся 9 космических элементов: 1 (звездная сфера) + 5 (планет: Гермес, Афродита, Арес, Зевс, Хронос) + 1 (Земля, или Хтон) + 1 (Солнце) + 1 (Луна). Недостающий 10-й элемент – Антихтон, анти-земля – выдуманный элемент.

 

О гармонии: 10 пар противоположностей:

· предел — беспредельное

· нечётное — чётное

· одно (единое) — множество

· правое — левое

· мужское — женское

· покой — движение

· прямое — кривое

· свет — тьма

· добро — зло

· квадрат — вытянутый прямоугольник (продолговатая форма)

Все противоположности примиримы через сложение, противоположность всегда переходит в тождество, подчиняясь гармонии вселенной.

Числа примирить можно, сложив их (1+2=3). Друг в друга они не переходят, все решает третье число.

В музыке: В области гармоники Пифагором были произведены важные акустические исследования, приведшие к открытию закона, согласно которому первые (то есть самые главные, самые значимые) консонансы определяются простейшими числовыми отношениями 2/1, 3/2, 4/3. Так, половина струны звучит в октаву, 2/3 — в квинту, 3/4 — в кварту с целой струной.

Бессмертие души: Пифагор - автор античной философии душепереселения (трансмиграции). Вследствие его обета молчания дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Полагал душу бессмертной, переходящей в тело других живых существ. Время циклично, ничего нового не происходит.

Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: «…когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки».


О Пифагоре рассказывают, что он способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей..

12. Проблема бытия и движения: Элейская школа

В 570 до н.э. древнегреческий философ и поэтКсенофанКолофонский (предтеча школы) опроверг свойственное этой эпохе политеистическое учение о Боге и обосновал принцип единства Бытия. Совершенство (Бог) может быть только одно. Люди придумывают богов, похожих на них самих, но это ошибка, так как Бог не похож ни на одно живое существо. Он не материален, находится в покое и своей мыслью приводит все в движение.

Тезисы:

· Бытие едино.

· Множественность не сводима к единому, иллюзорна.

· Опыт не дает достоверного познания мира.

Основные представители: Парменид, Зенон и Мелисс.

Парменид Элейский (ок.540 или 515 – ок. 470 гг. до н.э.) был знатного происхождения, нравственность его признавали горожане, он являлся в своем полисе законодателем. Первый по времени представитель Элейской школы.Труд «О Природе». Основатель учения о бытии – онтологии.

· Им был фактически открыт постулат рационального познания мира. «Человек есть мера всего» - об ограниченности личного опыта и невозможности достоверного знания, исходя из личного восприятия. Разделил истину и мнение.

· «Бытие есть, а небытия – нет» (т.е. оно не существует). Люди о двух головах – признающие и то, и другое (и бытие, и небытие).

· Бытие неподвижно и неизменно (ибо любое изменение значило бы уход каких-либо качеств в небытие), едино (не имеет частей). В мире нет движения и множественности.

 

Апории Зенона (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.)

Апории – логические парадоксы. Они выявляют противоречия, свойственные человеческому познанию. Было более 40, сохранилось 9.

Апория «Летящая стрела»: если разделить траекторию стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Апория «Ахиллес и черепаха»: пока Ахиллес добирается до точки, в которой была черепаха, она успевает отползти и так до бесконечности.

«Дихотомия» («деление пополам»): Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

О множественности: если вещей много, то их существует ровно столько, сколько их есть, т.е. их число ограничено. Но если вещей много, то их число неограничено, ибо существуют и другие вещи между существующими. Так что число существующих вещей неограничено.

 

Мелисс (ок. 485 – ок. 425 гг. до н.э.)

Современник Зенона, ученик Парменида.Расширил понятия Бытия до уровня Вселенной и первым поставил вопрос о её бесконечности в пространстве и времени.

«Сущее» в его трактовке вечно, всегда было, ни из чего не возникало и никуда не исчезает. В своем трактате объединил взгляды предшественников и оставил миру учении элеатов в догматической форме.

Последователи элейской школы

Элейская школа философии, базовые принципы и понятия которой в учениях элеатов стали отправной точкой, тезисом, для дальнейшего развития философской мысли. Учение Парменида о мнении представлено в диалогах Сократа и в дальнейшем стало основанием для учения школы софистики. Идея разделения Бытия и Ничто послужило основанием для учения Платона об идеях. Апории Зенона послужили предметом исследований великого Аристотеля о непротиворечивости мысли и толчком для написания многотомной «Логики».

Элейская школа древнегреческой философии значима для истории становления философской мысли тем, что именно её представителями впервые введена центральная категория философии «Бытие», а также способы рационального постижения этого понятия.

Известный как «отец логики», древнегреческий философ Аристотель впоследствии назвал Зенона первым диалектиком. Диалектика – наука об единстве противоположностей.

13. Плюралисты о первоначалах: атомисты, Эмпедокл и Анаксагор

Плюралисты признавали, что основой мира является не одна сущность (начало), а множество.

Эмпедокл – первый представитель. V в. до н.э.

· В качестве первоначала бытия (сущего) признавал не одну из четырех стихий природы (огонь, водя, земля, воздух), а все четыре. Он назвал их «четырьмя корнями вещей» и сопоставил им четырех богов (Зевс, Гера, Аид и Нестис - сицилийское божество, олицетворяющее воду).

· «Четыре корня вещей» смешиваются друг с другом, и все остальные вещи (единицы) состоят из различных комбинаций, сочетаний и пропорций четырех корней вещей.

· Корни вещей – пассивные начала мироздания. Активными началами мироздания являются не физические силы, а психические: любовь (Филия) и ненависть (Нейкос). Любовь соединяет разнородное и разъединяет однородное, ненависть – наоборот, соединяет однородное и разъединяет разнородное. Любовь – причина единства и добра, ненависть – причина множественности и зла.

Анаксагор. Вторая половина V в. до н.э.

· Признавал закон сохранения бытия элеатов и учил, что не существует небытия, т.е. нет пустоты.

· Началом всего являются мельчайшие, чувственно не воспринимаемые частицы огня, воды, земли, воздуха, дерева, железа, крови, и т.д. - «семена всех вещей».

· Аристотель позднее назвал их подобночастными (другое название – гомеомерии). Эти семена всех вещей (гомеомерии) качественно разнородны; при этом каждая гомеомерия обладает всеми качествами целого тела. Например, гомеомерия крови обладает всеми свойствами крови, гомеомерия железа – всеми свойствами железа. Гомеомерии делимы до бесконечности, ибо, по мнению Анаксагора, сколько бы не делить бытие, оно никогда в небытие не перейдет.

· Основной принцип, который выдвинул Анаксагор – «Все во всем». С его точки зрения, в каждом месте космоса (мироздания) существуют все гомеомерии всех возможных вещей.

· Существуют особого родагомеомерии – гомеомерии живого. Они попадают на Землю из неба вместе с дождем и далее развиваются в благоприятной среде. Они были изначально (это первоначала мироздания). Гомеомерии – пассивное начало, а Нус – активное начало.

 

14. Антропологический поворот в античной философии: софисты

Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились так называемые софисты. В условиях установившейся античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появляются учителя искусства красноречия – софисты. Они обучали искусству спора, учили различать смысловые оттенки значений терминов, давали советы развития памяти.

 

Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Это и есть антропологический поворот.

Ограничивая себя практическими задачами, они не стремили создавать цельной системы взглядов.

Их целью не был поиск истины. Скорее, им были важны практические навыки убеждения собеседников независимо от истинности доказываемого суждения.

Их условно делят на «старших»: Горгий, Протагор, Гиппий и др. – и «младших»: Фразимах, Критий, Алкидам и др.

 

Протагор (ок. 490–420 до н. э.). Он полагал, что как в природе, так и в человеке все изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь переходит в противоположное, то относительно нее могут существовать противоположные мнения. Протагор говорит, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Это положение истолковывалось в том смысле, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла. «Всё есть истина»

 

Горгий (ок. 480–360 до н. э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать свое знание другому. Всё ложно. Заложил основы для скептицизма.

 

15. Платон. «Апология Сократа»

«Апология Сократа» представляет собой три речи Сократа, произнесенные им в свою защиту на суде: после обвинительных речей, после признания Сократа виновным и после вынесения ему смертного приговора.

Сократ был ложно обвинен Анитом, Мелитом и Ликоном в том, что он развращает сознание подрастающей молодежи, не признает существования богов и живет не так, как подобает порядочному человеку (не занимает высоких руководящих должностей в государстве, не имеет богатств и живет бедно). Но сам он видит истинные причины своих обвинений в другом, поскольку легко опровергает выставленные против него факты в обращении к Мелиту, ловя того на множественных противоречиях в его показаниях и умозаключениях ("Похоже, что он попробовал сочинить загадку: "Заметит ли Сократ, наш мудрец, что я шучу и противоречу сам себе, или мне удастся провести и его, и прочих слушателей?" Потому что, мне кажется, в своем доносе он сам себе противоречит, все равно как если бы он сказал: "Сократ нарушает закон тем, что не признает богов, а признает богов". Ведь это же шутка!").

Первопричины же своих обвинений Сократ видит в его поисках мудрого человека среди государственных людей, поэтов и тех, кто занимается ручным трудом, т.е. среди "всех, кто слывет знающим что-либо". В ходе этих поисков Сократ "вынес впечатление", что " те, что пользуются самой большой славой,.. чуть ли не лишены всякого разума, а другие, те, что считаются похуже, напротив, более одарены разумом". Он четко увидел, что каждый из представителей этих трех групп умеет по-своему пользоваться мудростью, но не зная, как и зачем, не может вынести из нее максимум полезности.

Вот почему на него, как утверждает сам Сократ, "накинулись" и Мелит, и Анит, и Ликон: Мелит негодует из-за поэтов (которые "не благодаря мудрости могут творить то, что творят, но благодрая какой-то природной способности и в исттуплении", "говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят") Анит- из-за ремесленников ("каждый из них считал себя мудрым также и во всем, даже в самых важных вопросах, и это заблуждение заслоняло собою ту мудрость, какая у них была"), а Ликон - из-за ораторов (которые "ничего путного не зная,... воображают, будто что-то знают").

Сократу не страшны его обвинители. Он знает, что его погубят не их злые языки, "а клевета и недоброжелательство многих - то, что погубило уже немало честных людей, и еще погубит". Но в таком случае, обещает Сократ афинянам, они всю свою жизнь проведут в спячке.

Сократа не удивляет то, что его признают виновным. Гораздо больше он удивлен тем, что перевес голосов был так мал, что " выпади тридцать камушков не на эту, а на другую сторону", и он был бы оправдан. Сам для себя он видит заслуженным не смерть, а "обед в Пританее", поскольку занимался всю жизнь правым делом - делился с другими своей мудростью - которая, увы, не смогла достичь умов многих.

Сократ не пытается избежать смертной казни. Напротив, он он "предпочитает умереть после такой защиты, чем оставаться в живых, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне " ни ему, ни кому-либо другому "не следует избегать смерти любыми способами без разбора". Гораздо труднее избегнуть, полагает Сократ, не смерти, а нравственной порчи, которая "настигает стремительнее смерти". Он полагает, что его,в силу возраста, догнала смерть, а его обвинителей - нравственная порча.

Также Сократ предсказывает афинянам их будущее. Он обещает тем, кто приговорил его к смерти, что вслед за ней их "постигнет кара тяжелее той, которой они его покарали". Избавившись от необходимости отдавать себе отчет в своей жизни, в лице Сократа, они тем самым привлекут еще больше обличителей, которых до тех пор он сдерживал. Сократ смеется над их методами самозащиты (умерщвление людей, которым они стараются заставить обличителей не порицать их за то, что они живут неправильно) и подсказывает им куда более легкий и действенный способ ("не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше").

Напоследок он рассуждает о смерти, которой не боится, считая ее приобретением, переселением в другоеместо, где он может заниматься тем же самым, чем занимался впредь - "проводить время в том, чтобы испытывать и разбирать" кто на самом деле мудр. Он удаляется, говоря, что только бог ведует, кто из них - он, уходящий умирать, или афиняне, остающиеся жить - идет на лучшее.

 

16. Основные положения философии Сократа и метод майевтики

 

Сократ (469 –399 г до н.э.) творил в жанре устных философских диалогов (ничего не писал).Главным предметом диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Тезис - «познай самого себя».

О Сократе мы знаем из диалогов Платона, который и свои мысли вкладывал в уста учителю. Сложно понять, где мысли Платона, а где – Сократа. Иные источники: Ксенофонт «Воспоминание о Сократе», Аристотель, Диоген Лаэрций, Плутарх и др.

 

Метод Сократа, которым он пользовался в своих диалогах:

1. Сомнение – Наиболее мудр тот, кто понимает, что «я знаю, что ничего не знаю».

2. Ирония – выявление противоречий в высказываниях собеседника.

3. Майевтика– преодоление противоречий и достижение истины в результате спора, т.к. каждый человек причастен к одной единой истине

4. Индукция – отыскание эмпирических данных, фактов, подтверждающих ответ

5. Дефиниция – окончательное определение.

Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика).Развитие Сократом мыслей в форме диалогов было зародышем платоновской «диалектики» (постижение истины путем диалога), а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей.

 

Философия Сократа

 

Истинные понятия общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

 

О Добре:

· Все 4 традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к одной – к мудрости.

 

· Добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности, два разных обозначения одного и того же.

 

· Считал, что знание – это само по себе Добро. Зло идет от незнания. Знание – источник нравственного совершенства.

 

О Боге: Сократ стоит на повороте греческой мысли к единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели).Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством.

Общество и государство: не представляют собою простой арены борьбы отдельных индивидуальных или групповых эгоизмов: в основе их лежит идея целого, некоторый освященный божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть «знающим».

 

17. Онтология и гносеология Платона

Онтология -метафизическое учение о бытии.Гносеология -теория познания.

Платон(Афины, 427-347 гг. до н.э., по легенде, умер в день своего рождения). Это прозвище, переводится как «широкий» - из-за телосложения. Его настоящее имя — Аристокл. В возрасте 20 лет (407 г. до н.э.) Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. После смерти учителя (399 г. до н.э.) совершает путешествие в Египет, основывает в Афинах собственную философскую школу (387-385 гг. до н.э., была закрыта в 539г.), получившую название Академия (она располагалась в парке, посаженном в честь героя Академа).

Онтология. Платон выделяет три рода сущего:

- идеи: вечны, неподвижны и неизменны. Они существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания и от природы. Это бытие.

- материя: это противоположность идеи, не-бытие. Изменяема, движима.

- вещи: это «тени» идей, сотворенные Демиургом из материи. Являются подобием идей, воплощают их в себе (при этом мир идей и мир вещей не совпадают). Познаваемы чувством, не являются истинным бытием.

Демиург – ремесленник, божественный создатель.

Идея – парадигма (образец) вещей.

Ни одна вещи никогда полностью не повторит идею, следовательно не бывает идеальной вещи, идеального человека.

Существует иерархия идей. Высшая идея – Благо.

 

Гносеология.

Платон различает чувственное познание и мышление (умозрение).

Чувственное познание ориентированно на постижение материального мира (неистинного бытия), поэтому результаты чувственного познания не имеют теоретической ценности.

Истинное бытие (идеи) постигается лишь разумом, умозрительно. Для объяснения того, как это возможно, Платон выдвигает теорию воспоминания.

По этой теории, носителем познавательной активности в человеке выступает душа. Душа вечна, нематериальна, т.е. представляет собой бытие того же порядка, что и идеи. До вселения в тело (при физическом рождении человека) душа свободно пребывает в мире идей. Там она непосредственно «созерцает» идеи, и, тем самым, обладает знанием о них. Вселяясь в тело, душа подвергается амнезии (утрате памяти). Поэтому истинное познание (познание идей) – это припоминание. Душа должна вспомнить идеи, знанием которых обладала до вселения в тело. Эти воспоминания будут тем ярче и отчётливее, чем в большей степени душа отделяется от тела, т.е. освобождается от телесных, чувственных влияний.

«Знание есть припоминание того, что душа знала до вселения в тело».

18. Платоновская идея бессмертия души («Федон») и образ души-колесницы («Федр»)

Четыре доказательства бессмертия души в «Федоне» (в своей последний день жизни Сократпытается доказать ученикам, что его душа переживёт его тело и после смерти будет путешествовать по прекрасным местам):

1) «Циклическое». На идее взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия.

В этом диалоге Сократ говорит: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?»

2) Знание как припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе» (или, например, образ идеальной окружности, притом что ни одна реально изображенная окружность не является идеальной). Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной.

 

3) Дуализм тела и души, самотождество идеи души.

Тело видимо, изменяемо, динамично, имеет чувство. Душа невидима, неизменна, обладает разумом, неподвижна. Тело – ближе к вещам и материи, т.е. к небытию. Душа – во всем подобная идеям – настоящее бытие.

 

4) Душа как идея жизни

Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым.

 

Тело смертно, значит душа – бессмертна.

 

Образ души в «Федре»: (диалог между Сократом и Федром)

Борьба в человеке низшего и высшего начал представляется Сократу в образе колесницы, движимой парой крылатых коней и управляемой возничим. Душа – колесница, возничий - разум, белый конь — волевой порыв, светлые стремления, благородная воля, черный конь — страсть, аффекты, вожделения.

Призраки – души тех, у кого черный конь возобладал над белым. Они почти стали материальными, поэтому не могут ни вознестись, ни переродиться.

Души богов отличаются от человеческих тем, что у них оба коня белые.

 

19. Учение Платона об идеальном государстве

Идеальное государство должно представлять собой сообщество трёх социальных групп, трёх классов граждан (у каждого класса своя добродетель):

1. Правители (Платон называет их философами). Эту группу должны составлять люди, у которых преобладает разумная часть души. Именно им следует доверить дела правления государством. Их добродетель – мудрость.

2. Стратеги, т.е. воины, стоящие на страже интересов государства. Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает волевая часть души. Их добродетель – храбрость, мужество.

3. Производители материальных благ (земледельцы, ремесленники, торговцы). Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает чувственная часть души. Их добродетель – умеренность.

 

Идеальное государство Платона так же предполагало наличие рабов, однако, рабы не имели гражданских прав и рассматривались, в большей степени, как орудия.

Для стратегов и правителей Платон предлагает общность имущества. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить государство-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной.

 

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять лю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: