Стратегии финансирования культуры в стране.




 

В Германии, как и в большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами. На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).

Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации и ассоциации. Они располагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов.

Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. -Вып. 7-8. С.5-7.) Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики Германии:

- изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;

- утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;

- особая форма приватизации в секторе культуры;

- возрастание экономического фактора культуры;

- возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;

- отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.

При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).

В финансировании культуры Германии на нужды музеев, архивов и архитектурных памятников выделяется менее 2% всех расходов. В бюджете страны доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%) 64% расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий. Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.[6; C. 48]

 

 

Заключение

 

В заключении следует отметить, что культурная политика Германии имеет характерную особенность, Подобная направленность культурной политики мотивировалась денацификацией Германии, инициированной силами союзников британо-американской военной коалиции, и стремлением к так называемому «преодолению прошлого», которое, подразумевало полное стирание исторической связи общества послевоенной ФРГ с его национал-социалистическим прошлым. Очевидно, что в данный период истории для большинства стран европейского континента была характерна модель культурной политики, отличающаяся высокой степенью участия государства в культурной жизни страны. В ФРГ же опыт Второй мировой войны только усиливал это участие. Таким образом, можно говорить о прямой политизации культуры и языка ФРГ, результатом которой стала их американизация. Примечательно, что субъектами данного процесса в стране частично являлись представители доминирующей культуры.[8; C. 194]

Oсновным программным документом, определяющим направления внешней культурной политики Германии, является так называемая “Концепция 2000″, разработанная немецким внешнеполитическим ведомством. В концепции был заявлен ряд задач внешней культурной политики, имеющих общегуманистический характер и связанных с общими приоритетами внешней политики государства. В связи с уменьшением участия государства во внешней культурной политике общественные организации, на плечи которых она теперь возложена практически целиком и полностью, начинают выполнять функции, не свойственные им ранее, в частности, самостоятельно формулировать цели и задачи своей деятельности. Зазвучали мнения о том, что понятие “национальная культура” в Европе утратило тот смысл, которым оно обладает в других регионах мира. Это свидетельствует о некотором повороте культурной политики Германии к сохранению национальной традиционной культуры, но в контексте культурного сотрудничества по взаимному обмену культурными ценностями в мировом сообществе.

Именно на достижение этой цели должна быть направлена реструктуризация, которой подверглась в конце ХХ - начале XXI в. внешняя культурная политика Германии. Она усматривает особое значение международного измерения в культурной политике в том, что внешнеполитическая деятельность в сфере культуры является методом избегания конфликтов. А именно это социал-демократы считают основной целью работы внешнеполитического ведомства.

Особо стоит подчеркнуть, что направленность современной культурной политики Германии это диалог межнациональных культур и сотрудничество людей в укрепление прав человека и демократии.

 

Библиография

 

1. Sergey S. Shirin. Защита культурного достояния как внешнеполитическая проблема: опыт Великобритании и Германии / Sergey S. Shirin [Сайт]. - [Режим доступа] https://webalta.ru

2. Globaldialog [Сайт]. - [Режим доступа] https://webalta.ru

3. Toulles -land [Сайт]. - [Режим доступа] https://tollesland.de/?p=68

4. Германия [Электронный ресурс]. - [Режим доступа] https://germany.worlds.ru

5. Германия. Культура // Энциклопедия Кольера [Сайт]. - [Режим доступа] https://dic.academic.ru

6. Дуликов, В.З. Социокультурная деятельность за рубежом / В. З. Дуликов. – М.: МГУКИ,2003. – 168 с.

7. История Германии [Сайт]. - [Режим доступа] https://all-germany.com/istoriya-germanii

8. Кобенко, Ю. Б. Культурная политика и языковая система / Ю. Б. Кобенко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 13 – С. 194.

9. Культура Германии [Сайт]. - [Режим доступа] https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de

10. Традиция: свободная русская энциклопедия [Сайт]. - [Режим доступа] https://traditio-ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: