Историческое прошлое страны.




В древности германские племена занимали обширную территорию от Рейна до Вислы, от Немецкого (Северного) и Балтийского морей до Дуная. От южных народов германцы отличались высоким ростом, голубыми глазами и рыжеватым цветом волос. Характера они были воинственного и предприимчивого. Как и все необразованные народы, древние германцы вели суровый образ жизни, одевались в звериные кожи, вооружались деревянными щитами, секирами, копьями и палицами, любили войну и охоту, а в мирное время предавались праздности, игре в кости, пирам и попойкам; любимым напитком в древности, как и теперь, у них было пиво, делаемое из ячменя и пшеницы; а игру в кости они любили так сильно, что часто проигрывали не только все имущество, но и собственную свободу.

У древних германцев развивалось ремесло, в основном - оружие, орудия труда, одежда, утварь. Германцы умели добывать железо, золото, серебро, медь, свинец. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Были развиты выделка кож и обработка дерева, керамика и ткачество.

Германия, как независимое государство возникла в результате распада каролингской империи Карла Великого. Вплоть до XIX века Германия не была централизованным государством с единой столицей, а состояла из мелких и крупных княжеств, герцогств и была союзом федеральных земель. В этом ее существенное отличие от исторического развития других европейских стран.

Искусство Германии своими корнями уходит в глубокую древность. Когда на территорию Римской империи пришли с востока германские племена, то вместе с характерными для кочевников предметами быта они принесли очень древнюю художественную традицию, известную как "звериный стиль". Для него было характерно сочетание форм заимствованных из животного мира, ленточных и растительных орнаментов.

После падения Древнего Рима на территориях бывших римских провинций возникли варварские германские королевства. В V - VIII веках над Европой пронеслась бурная эпоха "Великого переселения народов", которая завершилась в период создания империи Каролиногов.

Империя Карла Великого (VIII в.), в состав которой входила часть территорий современной Германии, Франции, Италии и других государств, оказала огромное влияние на развитие европейского искусства в целом. Искусство Германии в средние века прошло этапы, характерные для всей Европы - романский стиль, готика. Термин "романский стиль" применяется к искусству XI-XII вв. Он условен и возник в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. IX-XI века - время возникновения и развития городов. Именно в этот период впервые упомянуты в исторических источниках Мюнхен, Ганновер, Гетинген, Нюрнберг и многие другие. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Городские архитектурные ансамбли включали культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. В XV-XVI вв в архитектуре стиль Ренессанс вытесняет готику. Повсеместно возникают прекрасные образцы этого стиля. Например, роскошное здание Старой Ратуши в Ротенбурге-на-Таубере.

Со второй половины XVI в. для Германии наступает продолжительный период Реформации и Тридцатилетней войны, простирающийся почти до второй половины XVIII ст., в течение которого она не принимает никакого деятельного участия в дальнейшем развитии искусства. Причиной такого застоя были, главным образом, политические события, волновавшие тогда Германию. Многие города были совершенно разорены, многие села исчезли. Науки, литература и искусство, процветавшие в эпоху Реформации, теперь заглохли. C середины XVII в. наступает новый этап в развитии немецкого искусства - в нем формируются тенденции, получившие продолжение в искусстве позднейшего времени. Несмотря на попытки восточнофранкских императоров объединить «Священную Римскую империю», она распалась на многочисленные независимые государства и города. Она существовала до 1806 г.

Венский конгресс (октябрь 1814 г. — 9 июня 1815 г.) способствовал дальнейшему объединению Германии, в результате чего 8 июня 1815 г. из 38 германских государств образовался Германский союз под главенством Австрии. В 1848 по всей Германии, включая Австрию, прокатилась волна либеральных восстаний, оказавшихся в итоге подавленными.

28 июня 1914 г. убийство австрийского наследника Франца Фердинанда в городе Сараево послужило началом первой мировой войны. Германии не удалось сломить французскую армию и война на западе перешла в позиционную, с большими людскими и материальными потерями. Германия постепенно обескровилась и вступление США в войну, ускорило предрешённый исход, на который уже не мог повлиять Брест-Литовский мир на востоке.

После первой мировой войны Германия переживала революционные события, приведшие к созданию Вейсмартской республики. В 20-х -30-х гг 20 в. сложный период становления капиталистической мировой державы с усилением демократических политических преобразований, приведшей в 1933 г. к власти национал –социалистическую партию во главе с Адольфом Гитлером. В 1939 г. А. Гитлер развязал Вторую мировую войну.

В результате Второй мировой войны Германия потерпела сокрушительное поражение и была разделена на Восточную и Западную части, влияние в которых оказывалось соответственно СССР и США, Великобританией и Францией. Отсутствие чёткой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов в ФРГ. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать - в ФРГ. 13 августа 1961 года началось строительство Берлинской стены, которая стала уникальным историко –культурным сооружением. Строительство и переоборудование стены продолжалось с 1962 по 1975 год. Последняя версия стены состояла из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, закруглённых сверху, чтобы затруднить побеги. Тем не менее, более 5 тысяч человек смогли перебежать на Запад. Наиболее известные случаи: массовый исход по тоннелю длиной 149 метров, полёт на дельтаплане, по верёвке, перекинутой между окнами соседних домов. Стена стала символом провала коммунистической пропаганды. Она разделила нацию на две части. Если с «восточной» стороны Стена до самого конца оставалась уродливым символом отчуждения, то на Западе она стала площадкой для творчества многочисленных художников - как профессиональных, так и доморощенных. К 1989 она превратилась в многокилометровую выставку граффити, в том числе весьма высокохудожественных. После разрушения Стены её фрагменты быстро превратились в объекты торговли. Многие фрагменты стены оказались в США, например в офисе корпорации Microsoft, штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли и т. д. Берлинской стены. Это стало первым шагом на пути к объединению двух германских государств. Вскоре на территории ГДР вошла в обращение немецкая марка ФРГ, а в августе 1990 г. между двумя сторонами был подписан договор об установлении единства. После объединения ФРГ и ГДР 3 октября 1990 страна получила название Федеративная Республика Германии (ФРГ). С 1995 года в полном наименовании страны на русском языке слово Германия стоит в именительном падеже. [7]

2. Особенности географического положения.

Территория страны на 5 ландшафтных зон: Северо-Германская низменность с ярко выраженными формами ледникового рельефа; Среднегерманские средневысотные горы и возвышенности (Рейнские Сланцевые горы высотой до 880 м, Везерские горы, Тюрингский Лес, в центре страны – массив Гарц, на востоке – Рудные горы на границе с Чехией и Баварский Леc); Юго-западное Германское среднегорье (массивы Шварцвальд, Оденвальд, Шпессарт и др.); Южногерманское предальпийское плоскогорье (Швабско-Баварское плато высотой от 600 м на севере до 300 м на юге, Дунайская низменность); Баварские Альпы – передовые хребты Восточных Альп с широким развитием ледниковых и карстовых форм рельефа. В пределы Германии входят северные хребты Альп. На западе преобладают низкие хребты, сложенные песчаниками, но в Баварии, к югу от Мюнхена, представлены также Северные Известняковые Альпы. Здесь находится высшая точка Германии – гора Цугшпитце (2962 м).

В целом область Среднегерманских гор не создавала больших трудностей ни для транспортного, ни для сельско- и лесохозяйственного освоения, а обширные в прошлом леса и значительные ресурсы рудных и нерудных полезных ископаемых способствовали их раннему заселению и хозяйственному освоению. На территорию Германии лишь частично заходит горный массив Чешский Лес, отличающийся сложным строением. К юго-востоку от него находится сохранивший черты девственной природы массив Баварский Лес, а к северо-востоку – Саксонские Рудные горы.

Горные массивы имеют платообразные поверхности, поднимаясь от соседних равнин ступенями до высот порядка 1000 м. Хотя местами выделяются более высокие вершины, например гора Фельдберг в Шварцвальде высотой 1493 м. Вершинные поверхности глубоко прорезаны залесенными долинами с крутыми склонами. Сильное впечатление производит Рейнский грабен, прорезающий Вогезы и Шварцвальд. В ущелье между Бингеном и Кобленцом отвесные уступы гор подступают к самому руслу Рейна, чередуясь с более пологими участками, где развиты террасы, занятые виноградниками.

Вдоль северной периферии Среднегерманских гор выходы более устойчивых пластов известняков и песчаников предопределили образование чередующихся «гряд и долин». На западе этот ландшафт прорезан р. Везер. В наиболее узком участке ее долины, называемом Вестфальскими Воротами, установлена гигантская статуя племенного вождя древних германцев Арминия, который разгромил в этом месте три римских легиона в 9 г. н.э.

Северо-Германская низменность имеет ширину около 150 км на западе и постепенно расширяется к востоку. Она занимает всю северную часть страны.

Природным рубежом является долина р. Эльбы. Здесь также много болот и озер (например, озеро Мюриц), а реки (такие как Хафель) приобрели причудливую конфигурацию. К северу рубежи Германии выходят к берегу Балтийского моря.

К западу, в Шлезвиг-Гольштейне берег прорезан длинными узкими заливами – фьёрдами. Здесь расположены порты Киль и Любек. Реки этих областей устремляются к западу, в Северное море, окаймленное низменными песчаными Фризскими островами; полоса осушки – ватты – подлинный рай для водоплавающих птиц.

Климатические условия Германии благоприятны для проживания населения и ведения хозяйства. Страна расположена в умеренной зоне. Климат умеренный, морской и переходный от морского к континентальному. Суровость зим нарастает с удалением от морского побережья, но сильные морозы редкость. Средняя температура января на равнинах от –4 до –2 °С, в Альпах – до –5 °С, июля на равнинах +16…+20 °С, в высокогорье до +14 °С. Зимой на Северо-Германской низменности температуры понижаются до –12° С. Летом температуры повышаются в южном направлении, и самые высокие показатели отмечаются на Верхнерейнской низменности. Средняя температура июля там 19° С, а средняя температура июля в Берлине 18,5° С.

Среднегодовое количество осадков в целом по стране составляет 600–700 мм. Максимум осадков на северо-западе приходится на осень, минимум – на весну, южнее максимум приходится на лето и минимум – на зиму. В горах и на побережье часты туманы. Продолжительность залегания снежного покрова нарастает с удалением от моря и повышением местности в горах. Засухи редки, часты наводнения, вызываемые дождями и бурным таянием снега и льда в горах. [3]

3. Государственный уклад.

По форме государственного устройства Германия — парламентская республика. По Основному закону власть президента ограничена, значительно больше властных полномочий предоставлено канцлеру (премьер-министру). Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: его верхней палатой является бундесрат, а нижней палатой — бундестаг. Федеральное правительство, или кабинет министров, состоит из федерального канцлера и федеральных министров.[2]

4. Традиции, обычаи.

Население Германии — более 82 миллионов человек. Национальный состав: немцы (91,5%), турки (2,4%), итальянцы (0,7%) и другие. Население Германии составляют в основном потомки народностей Северной и Центральной Европы, объединенные одним языком. С 50-х годов нашего столетия в страну в поисках работы приехало множество турок, поляков и итальянцев. По численности населения Германия стоит на втором месте в Европе после России. Пунктуальность и порядок во всем — отличительная черта немецкого народа. «Опаздывать нельзя», — внушается с раннего детства. В Германии не принято ждать даже 5 минут, не говоря уж о «джентльменских» пятнадцати, привычных для нас. Пунктуальность и правильность соблюдается абсолютно во всем. В Германии вам не разрешат перейти дорогу на красный свет, даже если здесь машины будут ездить раз в полчаса. На пустынной улице дисциплинированные немцы будут стоять у перехода, и ждать зелёного света. [2]

Крайне заботливо относятся немцы к своему жилищу. Сначала родители сами украшают детские комнаты, причем очень многое делают своими руками, а потом учат этому малышей. Ведь дом - единственное место, где можно расслабиться и где очень хочется чувствовать себя комфортно. В Германии очень высоко ценятся семейные традиции, хотя молодые люди стараются быть самостоятельными, и считается дурным тоном зависеть от родителей. Почитаются семейные праздники, особенно Рождество, когда под родительским кровом собирается вся семья.

В отличие от русских, немецкий народ очень экономный и расчетливый. О финансах не принято говорить ни в каком контексте, это личное дело каждого. Детям выдают очень мало карманных денег, учат копить, если хочется купить что-то серьезное. С самого начала трудовой деятельности они начинают откладывать деньги на старость.

Любовь к путешествиям — в крови у немцев. Если предположить, что будет подведен итог по количеству зарубежных туристов в мире, то немцам наверняка будет отдано первое место. Они предпочитают посещать всевозможные экзотические страны. Часто можно встретить путешествующего в одиночку немца в какой-нибудь глухой глубинке Китая, такой дремучей, что из всех благ цивилизации там едва ли найдешь старенький трактор.

В Германии не любят всего, что нарушает привычное течение жизни. Незапланированный визит в гости считается недопустимым. Вполне возможно не напоить, например, гостя чаем: "Мы этого не планировали". Маленьким детям с рождения заводят Terminkalender (дневник), куда записывают все намечаемые визиты, и ребенок, овладевая грамотой, привыкает строить свою жизнь согласно расписанию. И так во всем – пунктуальность и рационализм прежде всего.[5]

 

5. Учреждений культуры и искусства.

Народное образование в Германии бесплатное, всеобщее и обязательное для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Для традиционной немецкой университетской системы характерно то, что профессорско-преподавательский состав и студенты пользовались большой свободой. Эта система после объединения Германии была распространена на всю страну. Профессоры ведут те лекционные курсы, какие они считали нужными, а студенты посещают те курсы, какие представляли для них интерес, могут учиться столь долго, сколько они хотят. В систему высшего образования входят университеты, технические вузы и университеты, художественные и музыкальные, педагогические, специализированные (экономические, медицинские, ветеринарные, спортивные) вузы, теологические и церковные высшие школы.

В Германии культурная инфраструктура щедро финансируется из общественных фондов. В 1995 федеральные и земельные бюджеты выделили 1,5 млрд. долларов на финансирование музеев, 4,5 млрд. на поддержку театров и музыкальных учреждений, и 2,3 млрд. на поддержку других видов искусств, культурной и координационной деятельности.

Берлин, с его всемирно знаменитым оркестром Берлинской филармонии, новым Оперным театром и многочисленными менее крупными театрами, первоклассными музеями, стал крупнейшим культурным центром Германии. Гамбург, Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен не уступают Берлину по той роли, которую они играют в культурной жизни Германии. На попечении западногерманских земельных и муниципальных властей находятся музеи, оркестры, театры, оперные труппы и библиотеки. В Германии в конце 1990-х годов имелось почти 600 театров драмы и комедии, множество оперных трупп, 141 профессиональный симфонический оркестр. В 1996 в ФРГ насчитывалось 12 727 библиотек и 4143 музеев.

Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы, музыкальные фестивали, наиболее известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето в Байройте. Ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне), Моцарту (в Вюрцбурге). Мировой известностью пользуются симфонии и оперы таких композиторов 20 в., как Карлхайнц Штокхаузен, Курт Вайль, Рихард Штраус, Пауль Хиндемит, Карл Орф, Удо и Бернд Циммерманы, Ханс-Вернер Хенце.

Почетное место среди лучших оркестров мира занимает Берлинский филармонический оркестр. Известностью пользуются и другие симфонические коллективы: Дрезденский филармонический, Бамбергский симфонический, Мюнхенский филармонический оркестры, оркестр Гевандхауса в Лейпциге. Международной славой пользовался Герберт фон Караян, руководитель Берлинского филармонического оркестра. Другой немецкий дирижер, Курт Мазур, с 1991 возглавляет Нью-Йоркский филармонический оркестр. Великолепными оперными театрами славятся Берлин и Дрезден, Мюнхен и Гамбург, Лейпциг и Штутгарт, Франкфурт и Байройт. Среди оперных певцов выделяются Дитрих Фишер-Дискау и Петер Шрайер. Следует отметить превосходную подготовку вокалистов в Германии и великолепные сценические воплощения опер даже в театрах небольших городов. Мировой известностью пользуются такие балетные труппы, как Штутгартский балет, основанный Джоном Кранко, Франкфуртский балет, руководимый Уильямом Форсайтом, Гамбургский балет (руководитель Джон Ноймейер) и Баварский национальный балет. Вуппертальский театр танца под руководством Пины Бауш стал одним из самых авторитетных немецких коллективов. В 1997 в Германии насчитывалось 976 специальных музыкальных учебных заведений (866 тыс. учащихся и 35 тыс. преподавателей), 21 083 хоровых общества, объединявших 1,8 млн. певцов. Более 300 тыс. немцев являются профессиональными музыкантами.

Практически в каждом немецком городе есть публичные библиотеки. В Германии нет своей главной библиотеки, как в США (Библиотека Конгресса) или Великобритании (Библиотека Британского музея), хотя Федеральный библиографический центр Немецкой библиотеки во Франкфурте-на-Майне получает экземпляр каждой книги, напечатанной в Германии после 1945 (общий фонд библиотеки 14 млн. томов). Среди других крупнейших в Германии книгохранилищ - Библиотека земли Бавария в Мюнхене, располагающая почти 4 млн. книг; Немецкая библиотека в Лейпциге, где хранится более 6 млн. книг, опубликованных на немецком языке в 20 в.; Государственная библиотека прусского культурного наследия в Берлине, в которой хранится около 4 млн. книг. Важное значение имеют и университетские библиотеки. Огромную ценность представляют также специальные собрания печатных книг и манускриптов из библиотек университетов Геттингена, Кельна, Фрайбурга, Гейдельберга, Мюнхена, Гамбурга и библиотеки Технического университета в Ганновере. К наиболее важным архивным собраниям относятся Федеральный архив в Кобленце и Федеральный архив в Берлине. Ведущим среди всех германских литературных архивов является Архив Гете и Шиллера в Веймаре, содержащий рукописи обоих выдающихся немецких поэтов, а также других немецких писателей.

Наиболее важными музейными центрами являются Берлин, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Мюнхен и Кельн. Впечатляет Остров музеев в Берлине, где расположены четыре главных музея, на реконструкцию которых после объединения Германии было потрачено около 2 млрд. долларов: Старый музей, Национальная галерея, Пергамский музей и музей им. Боде. В Национальной галерее (построенной по проекту Людвига Мис ван дер Роэ) собрана великолепная коллекция искусства 18-20 в. В Пергамском музее хранятся знаменитый Пергамский алтарь и ворота богини Иштар из Вавилона. В Берлине также имеется Еврейский музей (открыт в 1999) и Египетский музей. Много первоклассных музеев находится в Мюнхене. Среди них - Глиптотека (собрание античной пластики); Баварский национальный музей, славящийся своей коллекцией средневекового искусства; Старая и Новая Пинакотека, знаменитые собраниями картин старых мастеров; галерея Ленбаххаус - коллекция работ художников объединения "Синий всадник"; Дом искусства, специализирующийся на экспозиции современного немецкого искусства; Немецкий музей - один из крупнейших естественнонаучных и политехнических музеев мира. В Кельне имеются Римско-германский музей, художественные музеи Людвига и Вальрафа-Рихарца, известная коллекция античного и средневекового искусства в музее Шнютгена. Большую ценность представляют собой также Дрезденская картинная галерея и прежде всего представленные в ней собрания нидерландской, французской и итальянской живописи; Германский национальный музей в Нюрнберге с его уникальной экспозицией произведений средневековой живописи и прикладного искусства; Музей естественной истории во Франкфурте-на-Майне; а также художественные собрания в Веймаре. В 1999 в Веймаре открыт Новый музей с собранием произведений современного искусства из различных стран. Федерация немецких музеев в Дрездене располагает центральным архивом музеев в Германии.[6]

6. Принципы государственной политики в культуре.

Германская культурная нация не обладает действительно общенациональной культурной компетенцией. Культура – дело земель, так записано в Основном законе. Земли видят себя хранителями и покровителями федерализма в области культуры в Германии. Почему, собственно говоря, вопросы культуры в Германии – это нечто такое, что нация как единое целое не может или не должна была бы регулировать? Немецкая культура как способ выражения германской нации со времен кайзера Вильгельма, т.е. с конца XIX века, подозревалась в мании величия. Катастрофа национал-социализма привела в итоге к последовательной переориентации. После Второй мировой войны углубилось понимание того, что Германия только тогда сможет вернуться в мировое сообщество, если избежит любой видимости чрезмерного национального культурного пафоса. Это в свою очередь привело к отказу от какой бы то ни было общенациональной культурной политики в Германии. Культурные учреждения разбросаны по стране сильнее, чем в большинстве других государств. Культурный федерализм пробуждает честолюбие у федеральных земель. Культурная политика – это политика создания благоприятных условий для экономики. Земля Баден-Вюртемберг открыто рекламирует себя, используя культуру как «мягкий привлекательный фактор для инвестиций». Содействие кинематографу также стало одним из федеральных инструментов управления. Деньги поступают оттуда, где существует производство. Горняцкая и сталелитейная Рурская область, входящая в состав Северного Рейна-Вестфалии, с конца XX века успешно превращается в культурный ландшафт. Лишь с 1998 г. в Берлине существует пост госминистра по делам культуры в Ведомстве федерального канцлера. И с тех пор Германия снова воспринимает тот или иной культурный вопрос как дело всей нации.

Система содействия кинематографу на уровне федерации была реорганизована, учрежден Федеральный фонд культуры. Берлин при этом все больше становится культурным магнитом, является сегодня уникальным культурным силовым полем, плавильным тигелем культур, в чьих музеях отражается вся история человечества. Мемориал в центре города, напоминающий о холокосте, – это высеченная в камне проверка на зрелость, демонстрирующая то, как такая культурная нация как немцы обращается со своей историей, это доказательство того, что в новом тысячелетии общенациональная культурная политика стала необходимой. Федерализм в области культуры, предписываемый Основным законом, можно сохранить, он остается гарантом разносторонней, отвечающей высоким требованиям культурной жизни во всей Германии.[9]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: