Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием.
К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развиваются новые организационные формы клубов – детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых на данный момент очень мало, – клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.
Рассмотрим основные виды объединений
клубов по интересам, которые официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986г.) [1].
1. Общественно-политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просветительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников).
Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические лидеры, деятели науки, культуры и образования.
2. Производственно-технические клубы (клубы технического творчества-радио, моделирование, автомототехника, картинги др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным, направлением является техническое творчество. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры.
|
3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многие другие.
4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.
5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филафонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.
6. Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).
Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы.
|
А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий, рассматривая современные приоритеты практической клубной работы в клубах, выделают наравне с основными, дополнительные направления[2]:
1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, фриволите и т.п.).
2. Спортивно-туристическое (туризм, спортивные секции,
шахматы, ГО).
3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).
4. Психолого-коммуникативное направление (группы
встреч и общения, тренинговые программы и семейные клубы и т.п.).
5. Военно-патриотическое направление.
6. Эколого-природоведческое (кинологическая станция, кружок «Юный биолог», экология и т.п.).
7. Досуговое направление (игротека, празднично - тематические мероприятия и т.п.).
8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные, летние лагеря и т.п).
Таким образом, при всем многообразии направлений самодеятельности важно отметить вовлечение интересующих нас в той или иной мере различных групп населения в формы культурно - досуговой деятельности, в соответствии с опытом и подготовкой. Именно в процессе деятельности формируется личность, происходят межличностные общения и все это
подвергается воздействию с помощью искусства, самодеятельного поиска истины, побуждения к общественно-полезным видам деятельности. Эти виды деятельности реализуются в детских многопрофильных досуговых и семейных клубах, клубах общения[3].
|
Принципы клубной работы:
1. Принцип всеобщности и доступности – реализуется в присоединении людей в сферу деятельности культурно-досуговых учреждений, где главной целью является развитие их творческого потенциала. Например, любой житель может прийти в местный клуб и начать участвовать в празднике. Также любой может стать зрителем – очень часто организуются праздники и представления за символические взносы, которые доступны всем слоям населения.
2. Принцип самодеятельности – захватывает в себе любительские объединения, например, театры, и массовые праздники, например, тематические концерты. Самодеятельность предполагает под собой большую отдачу в любом виде деятельности: каждый из участников старается максимально раскрыть свои актерские или организаторские способности.
3. Принцип систематичности и целенаправленности – благодаря непрерывным и последовательным действиям клубы обеспечивают досуг жителей. Дело в том что зачастую местный Дворец культуры является единственным местом, где можно раскрыть себя как гармоничную творческую личность. Интересен еще тот момент, что это раскрытие происходит под чутким руководством педагога-организатора, который помогает направить ученика, вне зависимости от его возраста, по продуктивному пути. Именно поэтому в домах культуры встречаются и детские танцевальные группы, и взрослые вокальные коллективы: клубы включают в себе интересные предложения для всех возрастных категорий, которые есть в местных условиях.
4. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Межкультурные коммуникации между детьми и лицами третьего возраста очень важны, это является неотъемлемым элементом сохранения народного творчества.
Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.
В конце первого параграфа хотелось бы сделать вывод, что появление Домов культуры положительно повлияло на развитие всех слоев населения; благодаря праздничным мероприятиям, проводимых на базе местных ДК многие жители страны наконец-то смогли как раскрыть свой творческий потенциал, так и удовлетворить свои эстетические потребности просмотром концертных программ. Дома Культуры стали важным и неотъемлемым элементом в разностороннем развитии и становлении личности человека.