1. Когда был написан и опубликован роман?
Грозовой перевал, опубликованный в 1847 году считается одним из классических примеров романтической литературы. Эта книга о любви, написанная в жанре готического романа.
2. Черты каких жанров мы можем увидеть в «Грозовом перевале»?
Только роман, так как:
Особое место в романе занимает также описание жизни и личности главных действующих лиц в кризисные и достаточно нестандартные периоды их жизни.
Одним из первых признаков является особенность сюжета в романе. Он характеризуется разветвленностью и множественностью линий. Прежде всего, главным персонажам присущи свои сюжетные линии, причем автор описывает их не кратко, а довольно подробно.
Персонажи романа отличаются многообразием, прежде всего, по возрастной категории, темпераменту, взглядам и принадлежности к тем или иным социальным группам;
«Грозовой перевал» — это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости. О своих героях Э. Бронте говорит, используя слова: «дьявольский», «нехристианский», «злобный».
3. В чём особенности композиции произведения?
Отмеченная выше географическая замкнутость дополняется в романе и своеобразной изолированностью во времени. Между первой и последней главой проходит не более полутора лет, хотя рамочная композиция, рассказ в рассказе, позволяет вместить судьбы трёх поколений. Точные даты возникают только в рассказе мистера Локвуда. Впервые он приезжает в имение в 1801 г. и после отсутствия навещает знакомые места в сентябре 1802 г. Эта точность объясняется жанром дневника, точной хронологической последовательностью записей. В центральных главах рассказчицей становится Нелли Дин, которая вносит особую ноту в манеру повествования. Меняется и ориентация во времени. Вторая половина XVIII в. была богата историческими событиями, но они происходят как бы в другом мире, о них ничего не говорится в романе и на сюжетную линию они не влияют. Художественное время в романе имеет свои законы и свои ориентиры.
|
Точкой отсчёта может быть:
1) возраст действующих лиц (например, Хитклиф появляется в имении, когда Кэтрин исполнилось шесть лет, или Кэтрин вышла замуж, когда Гэртону, её племяннику, было пять);
2) дата смерти или рождения (через три года после смерти старших Линтонов их сын женился на Кэтрин);
3) время года или какое-то запоминающееся природное явление (Хитклиф покидает Грозовой Перевал во время страшной грозы, а возвращается тёплым сентябрьским вечером, когда в садах уже начали убирать яблоки);
4) праздник (Кэтрин оставалась на Мызе до самого Рождества. В сочельник ждали Линтонов на Грозовом Перевале).
Эту особенность замечает и арендатор Локвуд: “Люди здесь живут более сосредоточенно, живут больше своим внутренним миром — не на поверхности, не в переменах, не в легковесном и внешнем” [10]. Восприятие времени, его протяжённости у героев романа также субъективное, очень личное. Особенно это заметно, когда персонажи романа попадают в чуждую для себя атмосферу. Время как бы делится на привычное, соответствующее естеству, и чужое, даже враждебное. Кэтрин, проводящая целые дни на вересковых пустошах, не замечает бега времени, здесь, дома, оно ей не в тягость. Переехав на Мызу, она томится, не находит себе места и занятия по душе. Время в её субъективном восприятии становится тягучим, тоскливым, тянется медленно. Такое же чувство испытывает и Локвуд, оказавшись в чужой для себя атмосфере Грозового Перевала
|
4. Кто рассказывает нам эту историю?
Мисс Дин
И завершается этот эпизод фантастической и страшной картиной: явлением духа Кэтрин. Когда же возникает необходимость дать описание Мызы, рассказчик меняется. Им становится Хитклиф. (Возникает сложная конструкция рассказа в рассказе: Локвуд повествует о том, что услышал от старой служанки, а та, в свою очередь, вспоминает о своём давнем разговоре с Хитклифом.) Т. е. рассказ Хитклифа доходит до читателей через двух посредников: служанку и Локвуда.
5. В чём своеобразие характеров Хитклиффа и Кэти? Как развиваются отношения между ними?
«Жесткий, как мельничный жернов, и зубастый, как пила! Чем меньше иметь с ним дела, тем лучше для вас. (Дин о Хитклифе)
Они с Кэтрин все еще неизменно проводили вместе часы, когда он мог передохнуть от работы; но он перестал выражать словами свое влечение к подруге и с гневным недоверием отклонял ее ребяческие ласки, как будто сознавая, что не могла она с искренней радостью расточать перед ним эти знаки любви.
— Почему вы его любите, мисс Кэти?
— Вздор! Люблю — вот и все.
— Нет, это не ответ. Вы должны сказать — почему?
— Ну,потому, что он красив и с ним приятно бывать вместе.
— Худо! заметила я.
— И потому, что он молодой и веселый.
— Куда как худо!
— И потому, что он любит меня.
— Пустое, дело не в этом.
— И он будет богат, и я, разумеется, стану первой дамой в округе. И смогу гордиться, что у меня такой муж.
|
Для меня не дело выходить за Эдгара Линтона, как не дело для меня блаженствовать в раю; и если бы этот злой человек так не принизил бы Хитклифа, я бы и не помышляла о подобном браке. А теперь выйти за Хитклифа значило бы опуститься до него. Он никогда и не узнает, как я его люблю! И люблю не потому, что он красив, Нелли, а потому, что он больше я, чем я сама. Из чего бы ни были сотворены наши души, его душа и моя — одно; а душа Линтона так отлична от наших, как лунный луч от молнии или иней от огня.»
Бунтуя, они обнаруживают, что нуждаются друг в друге, что их сближает глубокая и горячая привязанность. Девочкой Кэтрин была хоть и своенравна, но добра и ласкова; она трогательно связана к Хитклифу - товарищу ее игр и защитнику. Хитклиф, отверженный всеми, тянется к живой, одухотворенной и бесстрашной девушке, которая является для него единственной душой на свете, относящейся к нему с человеческим пониманием и предлагающей ему свою дружбу. А Кэтрин, которая по происхождению своему принадлежит к миру Грозового перевала, чувствует, что для того, чтобы полностью проявить свою человеческую сущность, быть верной себе до конца, она должна безоговорочно принять сторону Хитклифа в бунте, который он поднимает против тирании Эрншо и всего, что с ней связано.
6. Как влияют на них остальные персонажи романа?
Хиндли сделал Хитклифа жестоким
7. Где происходит действие романа? Какую роль играет образ вересковых пустошей?
Два имения воспринимаются в романе как два полюса этого маленького мира. На вершине холма, на юру высится Грозовой Перевал. Название имения и самого романа представляет определённую трудность для перевода: “WutleringHeights” в разное время переводилось как “Холмы бурных ветров” и, наконец, “Грозовой перевал”. Любой из этих вариантов называет два важных признака: возвышенное местоположение (“Грозовой Перевал высился над этим серебряным маревом”) и особую ярость непогоды на этой высоте (“Ветер, бушующий вокруг дома, выл в трубе дико и грозно”. События, происходящие здесь, чаще всего даются на фоне природных катаклизмов: гроза, буран, ураганный ветер — что придаёт им особую значительность, масштаб.
В описании второго имения — Мызы Скворцы — преобладают мягкие пастельные тона: тепло долины, зелень парка, шелест листвы. Сюда раньше приходит весна, и зима не пугает своей суровостью.
Различны архитектура и убранство домов. На Грозовом Перевале ощущается суровая простота давних времён. Не случайно повествователь начинает описание с вырезанной на камне даты — 1500 г. Неведомый архитектор меньше всего был озабочен проблемами комфорта, его задачей была крепкость, основательность постройки, способность выстоять под натиском холодных ветров. Узкие окна, ушедшие глубоко в стену, углы, защищённые выступами, каменный пол давали ощущение надёжности. Во всём остальном незатейливый быт сродни быту фермера-северянина. Крыша без настила, свисающие с балок окорока, грубо сколоченные кресла... и собаки в каждом закутке большой комнаты. Сам облик дома, атмосфера, царящая в нём, его обитатели — всё находится в гармоническом единстве, всё соответствует друг другу. Описание Мызы менее развёрнуто, поскольку дано устами неразговорчивого Хитклифа. Мы видим имение глазами детей, выросших на Грозовом Перевале. Их поражает роскошь дома и цветовая гамма гостиной: малиновое и белое с золотом. Замечено, что у всех сестёр Бронте красота, роскошь всегда даны в оттенках красного цвета. Достаточно вспомнить описание комнаты в “Джейн Эйр”, где пунцовый полог гармонирует с алым сукном стола.)
Но, безусловно, главное различие обитателей имений — в их характерах, которые и порождены атмосферой этих маленьких миров и сами её определяют. Страсти обитателей Грозового Перевала, которые выражаются в любви, в ненависти, в пороках, и “упоение покоя”, которое утверждают хозяева Мызы.
Хитклиф, мстя тиранам и принимая их собственные нормы, обнажает бесчеловечную сущность этих норм, но вместе с тем тоже изменяет своей человеческой сущности и разрушает свою духовную связь с умершей Кэтрин, призрак которой в ужасе и отчаянии скитается среди вересковых зарослей. Только после того, как с Хитклифом совершается перемена и он снова с помощью Гэртона (а следовательно, в конечном счете, и с помощью самой Кэтрин) признает, что необходимо быть человечным в самом широком смысле этого слова, Кэтрин перестает мучиться и их прежнее духовное родство восстанавливается.
Именно между двумя имениями, двумя полюсами изображённого мира и возникает поле высокого напряжения.
8. Кого Бронте показывает в роли «двойников» Хитклиффа и Кэти? Что происходит в финале произведения?
Если Кэтрин Эрншо, эта бунтующая, мятежная душа, порывистая и трагически надломленная женщина, столь не похожая на кротких и доброжелательных героинь стереотипного английского романа и во многом схожая, скорее, со своим возлюбленным, трагедия и вина которой в том, что она, по выражению Хитклифа, «предала свое собственное сердце», искреннюю любовь к товарищу детства променяла на богатство и положение в обществе, погибает, замученная угрызениями совести, то ее ошибку искупает ее дочь. Эмилия Бронте безгранично верит в человека, поэтому закономерна такая эволюция романа и неслучайно введение в сюжет взаимоотношений Кэти и Гэртона.