Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звуки с, сь – з, зь. «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с.)
„А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з.)
Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.
Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы.
«Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки: „Ц-ц-ц-ц“ (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят: „Цып-цып-цып“. И насыплем им зернышек. Пусть клюют.
Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап “. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.
|
Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?» (Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)
Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц.
Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)
Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.
«В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.
Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):
Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.
Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.
Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:
• скороговорку: «Из соседнего колодца целый день водица льется»;
• загадки:
Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Не зверь, не птица,
И нос, как спица.
(Комар)
• страницу из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ц »).
|
Детям, которые нечетко произносят звук ц, можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.
Занятие 3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»[3]. Чтение стихов о поздней осени
Цель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
Ход занятия
Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.
При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.
По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.
«Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться», – начинает занятие педагог.
Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.
Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.
Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказать со щенками, а можно со щенятами.
«Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку».
Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.
«А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки», – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут (около, рядом, в, у и т. п.).
|
Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: «Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе».
Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).
Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.
Воспитатель читает стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (или стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры…»). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».