Программа упражнений с воздушным шариком и мухобойкой для гиперактивных детей
Цель программы:
· Развитие навыков произвольного контроля деятельности.
Задачи программы:
· Развитие регуляции собственных движений.
· Развитие регуляции силы двигательной активности.
· Регуляция произвольности психических процессов.
· Регуляция эмоциональных состояний
Показания: дети с синдромом гиперактивности.
Форма занятий: подгрупповая
Структура занятий: занятия строятся в соответствии с шестью фазами по ослаблению гиперактивного поведения, разработанными Кипхардом.
Фаза 1. Развитие вестибулярно-моторной активности (фаза предоставления свободы).
1. Свободный бег в помещении. Дети могут:
· Бегать по залу, ударяя мухобойкой по воздушному шарику;
· Делать то же самое, подпрыгивая вверх;
· Стараться ударом послать воздушный шарик как можно дальше и как можно выше;
· Сбегать по наклонной плоскости, стараясь ударить как можно по большему количеству летающих вокруг шаров.
2. Свободная езда в помещении. Можно предложить:
· Быстро ездить по залу на роликовых коньках;
· Лёжа на роликовой доске, стараться попасть рукой по воздушному шарику;
3. Передвижение в зале с использованием снарядов, дающее ощущение свободы:
· Лёжа на спине, на роликовой доске, перемещаться по залу, ведя перед собой с помощью мухобойки воздушный шарик;
· Качаясь на качелях, стараться попасть по летающим вокруг воздушным шарикам.
Фаза 2. Развитие умения управлять своими движениями.
1. Двигаться по улицам города, выстроенного на полу зала с помощью ящиков и канатов (ящики - это дома, а канатами выкладываются улицы);
|
· Как можно быстрее ходить по улицам, ведя перед собой воздушные шарики;
· Ходить, не позволяя воздушным шарикам перелетать за левую и правую стороны улицы;
· Стараться избегать столкновения с автомобилями на перекрёстках и при обгонах (автомобили - это роликовые коньки).
2. Ударять мухобойкой по воздушному шарику, соотнеся силу удара с задачей:
· Ударить с такой силой, чтобы шарик коснулся стены;
· Ударить так, чтобы воздушный шарик опустился в баскетбольную корзину;
· Ударить по воздушному шарику, перепасовав его товарищу по игре;
· Ударить по воздушному шарику, отправив его вверх на такую высоту, чтобы другой ребёнок успел трижды коснуться мухобойкой пола, прежде чем шарик опустился.
3. Управлять движением:
· Играть с воздушным шариком сидя, стоя или лёжа, ударяя по нему мухобойкой (можно для этого использовать и её рукоятку);
· Играть с помощью воздушных шариков в теннис или бадминтон в темпе замедленной киносъёмки;
· Воздушный шарик с помощью ударов в соответствии с командой доставить в угол, к двери, к боковой стене, к другому ребёнку;
· По команде, не теряя шарики, как можно быстрее образовать группы по два - три человека;
· В игре «старт - стоп» вести перед собой воздушные шары с помощью мухобойки, варьируя скорость от нуля до самой большой: то ускоряя движение, то замедляя его, то совсем останавливаясь.
Фаза 3. Упражнения для улучшения концентрации внимания
1.Ударять по воздушному шарику определённым образом:
· стараться попасть мухобойкой по возможности в середину воздушного шарика;
|
· попасть по воздушному шарику с возможно большим шумом;
· ударить по воздушному шарику так, чтобы он лопнул;
· ударить по воздушному шарику так, чтобы он поднялся как можно выше;
· ударить по воздушному шарику так, чтобы он ударился о пол;
· подпрыгнуть и ударить по воздушному шарику, когда он находится в наивысшей точке полёта;
· попасть по воздушному шарику мухобойкой с закрытыми глазами.
2. Балансировать воздушным шариком:
· удерживать воздушный шарик в равновесии с помощью одной или двух мухобоек, слегка ударяя по нему;
· удерживать воздушный шарик в равновесии в воздухе, не ударяя по нему;
· удерживать воздушный шарик, зажав его слегка между двумя мухобойками или их рукоятками;
· взять в каждую руку по мухобойке и стараться попеременно вести воздушный шарик то в одну сторону, то в другую;
· взять две мухобойки за рукоятки в одну руку и перебрасывать воздушный шарик с одной хлопушки на другую;
· как можно быстрее вращать воздушный шарик вокруг оси, используя при этом как хлопушку, так и рукоятку мухобойки;
· подбросить воздушный шарик вверх с помощью мухобойки и снова мягко поймать его мухобойкой.
3. Двигаться вместе с воздушным шариком:
· лёжа удерживать воздушный шарик на весу с помощью мухобойки;
· попеременно ударять по воздушному шарику то мухобойкой, то какой - нибудь частью тела;
· при громком назывании какого - нибудь цвета производить соответствующее движение (например, голубой означает лежать, красный - стоять на коленях, жёлтый - подпрыгивать, зелёный - сидеть), удерживая при этом шарик на весу;
|
· по команде собираться вместе, жонглируя воздушными шарами, бежать в угол зала, образовывать круг, квадрат, прямоугольник и т. д.;
· закрыть глаза; руководящий педагог - психолог касанием определяет ребёнка, который должен, ритмично постукивая по воздушному шарику, послать сигнал.
Дети совершают следующие действия:
· указывают направление, в котором находится источник звука;
· указывают направление и сами идут туда;
· пытаются воспроизвести услышанный звук (ритмическое чередование звуков);
· сидя зажимают воздушный шарик между ногами, как барабан, берут две барабанные палочки, и выбивают на воздушном шарике заданный ритм.
4. Определить предмет на ощупь:
· покрывалом накрыть воздушные шарики разных размеров; дети щупают шарики, сравнивают их размер с открыто лежащими рядом воздушными шарами и сортируют их по размерам;
· из мухобоек выложить какую - нибудь фигуру, например четырёхугольник, и накрыть покрывалом; дети нащупывают эту фигуру и выкладывают такую же рядом.
5. Мысленно путешествовать вместе с воздушным шариком:
· детям предлагается лечь на пол и закрыть глаза; им рассказывают историю о воздушном шарике, который летит вокруг света, убегая от мухобойки, которая его преследует;
· предложить детям продолжить эту историю.