Правовое значение аудиторского заключения.




 

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов Временные правила уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

С 1997 г., как мы уже отмечали, в соответствии с ФЗ № 129- ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском учёте» -- аудиторское заключение включается в состав годовой бухгалтерской отчётности определённых экономических субъектов как обязательный элемент этой отчётности. В условиях России это повысило значение аудиторского заключения, выполняющего роль важнейшего средства передачи информации. От аудитора однозначно требуется: а)- либо выразить мнение относительно бухгалтерской отчётности в целом;

б)- либо заявить, что составить такое мнение об отчётности не представляется возможным, и привести причину данного обстоятельства.

Заключение состоит из 3-х частей:

1)- Вводная часть (реквизиты аудитора);

2)- Аналитическая часть

а)- наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка);

б)- результаты экспертизы организации бухгалтерского учёта, составления соответствующей отчётности и состояния внутреннего контроля;

в)- факты выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, а также нарушений законодательства;

3)- Итоговая часть (Запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде даётся оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учёта).

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Основные виды аудитов, аудиторских услуг и виды аудиторов, а также условия и виды аудиторской деятельности достаточно разнообразны, а также то, что, обслуживая очередного клиента аудитор должен чётко определить характер проводимой им работы, и степень ограничения собственной ответственности ---- во многом это определяется теми формами аудиторского заключения, которые он сочтёт уместными и единственно верными, соответствующими результатам работы.

Например, фирма может просто оказывать своим клиентам помощь в восстановлении бухгалтерского учёта, но в таком случае она не имеет права подвергать её аудиту (будет нарушен принцип независимости аудитора, ибо он будет вынужден давать оценку результатам своей собственной работы). В этом случае будут уместны весьма многие заключительные процедуры: составление акта сдачи - приёма выполненных работ и т.д. Но представление аудиторского заключения, конечно же будет совсем неуместным. И по Временным правилам аудиторы могут даже понести строгую ответственность за представление аудиторского заключения такому клиенту.

Аудиторское заключение составляется по одной из следующих форм:

1)- безусловно положительное ( мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта означает, что эта отчётность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчётную дату и финансовых результатов его деятельности за отчётный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в РФ.

2)- условно положительное ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах обеспечивает отражение, за исключением определённых в аудиторском заключении обстоятельств (например, если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством))).

3)- отрицательное заключение (мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах не обеспечивает отражение (например, выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчётности являются в высшей степени существенными и определяющими либо администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчётности)).

4)- аудиторское заключение с отказом выражения мнения (аудиторы не могут выразить и не выражают мнение о достоверности проверенной отчётности во всех существенных аспектах). Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например, потеря аудитором независимости, существенные события после даты баланса или неопределённость ситуации, ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обстоятельствами.

 

Заключение.

 

После рассмотренных нами вопросов в этой работе, аудит можно охарактеризовать как процесс интеллектуального (исследовательского) труда высококвалифицированных специалистов. В результате аудита снижается уровень информационного шума в бухгалтерской отчётности проверяемых экономических субъектов и обретается некое новое знание.

Мы рассматривали аудиторскую деятельность по действующим нормативным актам (Указ Президента и Временные правила). Можно сделать вывод, что появилась потребность в подготовке и принятии Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который будет согласоваться с новым Гражданским Кодексом РФ и который избежит те недостатки, что имеются во Временных правилах осуществления аудиторской деятельности.

Литература.

 

1. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Издательство БЕК, 1994г.

2. Гражданский Кодекс РФ.

3. Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2263. «Об аудиторской деятельности в РФ» (Вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в РФ»).

4. Распоряжение Президента РФ от 04.02.94.г № 54-рп «Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ».

5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» (вместе с «Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности», «Порядком выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности».

6. Постановление Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которых их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» в редакции Постановления Правительства РФ от 25.04.95г. № 408.

7. И.В.Дойников «Предпринимательское право», Изд -во «Брандес», 1997г.

8. Монтгомери «Аудит», под ред. проф. Я.В.Соколова, изд-во «ЮНИТИ», 1997г.

9. А. А. Терехов, «Аудит»- М: Финансы и статистика, 1998г.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: