Курфюрстина София Ганноверская: «…Он признался нам, что не очень любит музыку. Я его спросила: любит ли он охоту? Он ответил, что отец его очень любил, но что у него с юности настоящая страсть к мореплаванию и к фейерверкам. Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы… Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер — совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».
Основные черты: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Датский посланник в России Юст Юль: «…Он тотчас же сел за стол, пригласил меня сесть возле себя и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать; со своей стороны он понимал, что я ему отвечал… Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые волосы и довольно большие усы, но весьма проницателен и умен… Царь развлекается точением и, путешествуя, возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступает искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры…».
Основные черты: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха… Следует, кроме того, признать, что его величество благочестив и от природы добр и милостив. Говорят также, будто его величество желал бы по-доброму реформировать и улучшить русское вероисповедание, как он уже для людей, переходящих в русскую веру, отменил в обряде крещения погружение в воду, прежде требуемое. Кроме того, он разрешил не соблюдать в своей армии принятые у русских долгие и строгие посты, во время которых им совсем нельзя есть мясо…»
Основные черты: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
С.М. Соловьев: «Петр не был вовсе славолюбцем-завоевателем и в этом явился полным представителем своего народа, не завоевательного по природе племени и по условиям своей исторической жизни. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтоб свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это стоило и больших потерь, сопровождалось большими неудобствами».
Основные черты: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
В.О. Ключевской «Во время регенства сестры Петр жил в подмосковном Преображенском. Здесь он чувствовал себя на воле, в нем крепло ощущение внутренней свободы, его не сковывали жесткие рамки дворцовых правил этикета. Природная одаренность Петра, его тяга к знаниям и практическому опыту в сочетании с настойчивостью и упорством дали удивительные плоды.
Петр любил физический труд. Он плотничал, работал в кузнице, осваивал самые неподходящие царю профессии. И, как все мальчишки любил играть в войну.
Из детей двух окрестных сел он собирал мальчишек – так начали формироваться два полка Семеновский и Преображенский, которые станут основой новой русской армии – ее гвардией. Сам Петр прошел все ступени воинской службы и получил впоследствии звание полковника Преображенского полка. Постепенно из «потешных» полки становились серьезной военной силой.
Привлекло Петра и корабельное дело. В Измайлове Петр нашел старый английский ботик, когда-то принадлежавший Алексею Михайловичу. На нем Петр обучался управлению кораблем на реке Яузе. Позднее Петр назовет ботик «дедушкой русского флота».
На пятом году к царевичу был приставлен воспитатель Никита Моисеевич Зотов. Он постоянно приносил из оружейной палаты Петру книги: историческим предметам, дипломатии, географии, военному искусству. Заказывал для него «потешные тетрадки» - с красочными изображениями воинов, кораблей и городов. Но хорошего образования Петр не получил, многое осваивал потом сам. Помогала неистощимая любознательность. Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками. Знания были отрывочными, и Петр так и остался малограмотным, писал, как слышал – «хто здес, книшка, афицер, сталяр».
Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течение всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней»...
Основные черты: __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
- Восстанови события начала правления Петра Великого по картинкам и скажи, что стало главными предпосылками для его реформ
_________________________________ ___________________________
________________________________
______________________________________
Прочитайте отрывок из указа, написанного Петром I Сенату, и распределите указания царя по двум колонкам: в первой – конкретные дела, которые надо решить во время отъезда Петра, во второй – долговременные задачи Сената. В таблицу запишите номера пунктов указа.
«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…; то ж и ябедникам… 2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых… 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые по канцеляриям… осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли стараться отдать на откуп… 8. Торг китайский, сделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить».