Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»




Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Эссе:

по дисциплине:

«Научно-исследовательский семинар»

на тему:

«Совершенствование антикоррупционной комплаенс системы хозяйствующего субъекта»

 

Выполнил(а):

Студент(ка) Факультета анализа рисков

и экономической безопасности

имени профессора В. К. Сенчагова

Группы КК19-1м

Арсеньева Мария Александровна

Проверил:

д.э.н., профессор

Яковлев Владимир Михайлович

 

 

Москва 2020

Понятие комплаенс (от англ. compliance — соответствие) означает соблюдение правил, законов, стандартов и политик или соответствие им. Выделяют различные виды комплаенса, но по историческим причинам и по масштабам применимости, важнейшей областью является антикоррупционный комплаенс.

Первые шаги к распространению института комплаенс были совершены в 1970-х после ряда громких коррупционных скандалов (Enron, Phillips Petroleum, Lockheed corporation). Одним из первых антикоррупционных нормативных актов стал экстерриториальный закон «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, 1977 — FCPA).[1] Затем в 2002г. был принят закон Сарбейнса-Оксли, который предопределил становление комплаенса, обязав акционерные общества, чьи акции свободно обращаются на рынке, создать новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности. Это стало стимулом к разработке международных и национальных стандартов по борьбе с коррупцией, что предопределило возникновение обязательств по принятию мер противодействия коррупции и административной и уголовной ответственности за коррупционные деяния (Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., FCPA, UKBA, Sapin II, № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и др.).[2]

В России впервые термин «комплаенс-контроль» изначально появился в банковской сфере после выхода Указания ЦБ РФ от 07.07.1999 № 603-У. Но в настоящее время комплаенс функция создается не только в финансовых организациях, где он является обязательным. Компании осознают, что важна открытость, приверженность законодательству и нормам этики. Важно отметить, что для Российского бизнеса внедрение антикоррупционного комплаенса очень актуально: по данным Transparency International, в 2019 г. Россия заняла 137 место из 180 по Индексу восприятия коррупции, что лучше, чем в предыдущем году, но 5 лет назад позиции России были гораздо выше: 119 место.[3]

Массовое внедрение комплаенс функции и управление комплаенс-рисками в нашей стране началось не столь давно, но все больше российских компаний создают подразделения, выполняющие комплаенс-функцию. Этому поспособствовало принятие методических рекомендаций Минтруда РФ, национальных стандартов и кодексов по противодействию коррупции, разработанных с учетом международных стандартов ISO (Кодекс корпоративного управления от 2014 г., Стандарт «Система Комплаенс» CMSAC 2015 RUNAC, Стандарт «Антикоррупционный Комплаенс» CMSAC 2015 RUNAC).

По данным исследования KPMG за 2018 г., у 36% респондентов комплаенс функция существует от одного года до трех лет, у 40% респондентов возраст комплаенс функции составляет от 3 до 10 лет. Внедрение в организации антикоррупционных мер связано с трудностями и расходами, но при правильно выстроенной комплаенс системе организация сможет осуществлять своевременный мониторинг, распознавание и предупреждение коррупционных рисков; минимизировать финансовые потери, предотвратить наложение санкций со стороны регулирующих органов; укрепить деловую репутацию компании; повысить эффективность деятельности и обеспечить экономическую безопасность; выстроить корпоративную этику неприятия коррупции в организации.

Мировые тенденции развития бизнеса диктуют необходимость повышения требований к прозрачности, открытости и этическому поведению компаний.

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования антикоррупционного комплаенс-контроля в деятельности хозяйствующего субъекта. Данная область комплаенса остается в фокусе комплаенс подразделений компаний ввиду свой применимости во всех сферах деятельности.

Коррупция ставит организацию под угрозу уголовной ответственности, выплаты штрафов, приводит к потере деловой репутации. За последнее два десятилетия стало известно многих коррупционных скандалах и огромных штрафах, выплаченных компаниями в рамках применения FCPA. Печально известные Siemens и Daimler заплатили штрафы в $800 и $185 млн. соответственно, после чего вложили огромные средства в создание и совершенствование комплаенс систем и построили их на основе высоких стандартов корпоративного управления и деловой этики. В 2018 г. бразильская государственная нефтяная компания Petrobras была оштрафована на $853,2 млн. по итогам антикоррупционного расследования.[4] Российская компания МТС будет вынуждена заплатить штраф в размере $850 млн. за дачу взяток государственным служащим Узбекистана. Существует еще множество примеров, когда крупные международные компании попадали под санкции Комиссии по ценным бумагам и Министерства юстиции США. Это предопределяет необходимость изучения антикоррупционного комплаенса, выявления недостатков и, на основе этого, совершенствования антикоррупционных мер имплементируемых в хозяйствующих субъектах.

Таким образом, внедрение и совершенствование антикоррупционного комплаенса является необходимым условием эффективного и безопасного ведения деятельности в хозяйствующем субъекте.

Понятие коррупции и вопросы ее противодействию были рассмотрены в работах Е.Е. Румянцевой, Е.В. Охотского, Н.А. Кузьмина, Ю.В, Трунцевского, В.В. Филатовой, Т. Я. Хабриевой и многих других авторов. Намного меньше работ посвящены антикоррупционному Комплаенсу, стандартам его разработки, практическим методам внедрения и последующего мониторинга. Так вопросы антикоррупционного комплаенса рассмотрены в научных работах Б.С. Батаевой, С.Г. Буянского,, Э.А. Иванова, А.А. Петрыкина, Ю.В, Трунцевского, В.А. Черепановой,. Вышеназванные работы представлены в виде научных статей и пособий, фундаментальные труды пока не были созданы.

Актуальность изучения данной темы обусловлена необходимостью совершенствования антикоррупционной комплаенс системы в целях повышения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

В сфере борьбы с коррупцией в хозяйствующем субъекте стоит проблема эффективности комплаенс-системы. Когда система не работает должным образом, не реализуются ее основные задачи: предупреждение применения санкций регулирующих органов, причинения ущерба деловой репутации, возникновения убытков вследствие несоблюдения хозяйствующим субъектов законов, стандартов, инструкций и правил.

Предметом исследования является разработка мер по совершенствованию антикоррупционного комплаенса в целях повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования выступает антикоррупционная комплаенс система в ООО «Шелл Нефть».

Цель работы состоит в совершенствовании антикоррупционной комплаенс системы объекта исследования

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели работы:

· Изучить специальную литературу по теме работы

· Изучить и описать состояние антикоррупционной комплаенс системы в ООО «Шелл Нефть»

· Выявить процессы и зоны, требующие совершенствования

· Предложить меры по совершенствованию антикоррупционного комплаенса хозяйствующего субъекта

· Рассчитать эффективность системы антикоррупционного комплаенса после применения предложенных мер

Комплаенс система в ООО «Шелл Нефть» внедрена по образу систем во всем международном концерне Shell. Таким образом, в работе будет рассмотрена функция комплаенс, созданная на основе зарубежного многолетнего опыта, но приложенная к российским реалиям и практике.

Компания занимается розничной и оптовой торговлей топливом, производством нефтепродуктов и смазочных материалов, покупкой и продажей недвижимого имущества, инженерными изысканиями, арендой и лизингом, розничной торговлей пищевых продуктов.

Выделяют факторы риска, которые позволяют судить о вероятности коррупционных проявлений для компаний всех отраслей экономики. Деятельность ООО «Шелл Нефть» как части международного концерна подвержена коррупционным рискам вследствие нахождения на территории РФ, поскольку в нашей стране наблюдается низкий уровень прозрачности государственной власти, недостаточный контроль со стороны гражданского общества, компания взаимодействует с государственными органами.

Комплаенс функция в организации представлена одним сотрудником - комплаенс офицером, который координирует свою деятельность с головным офисом. Комплаенс офицер осуществляет контрольные процедуры, консультирует сотрудников по вопросам соответствия в повседневной деятельности, участвует в переговорах, в составлении контрактов, выступает звеном в процессе проверки контрагентов до начала контрактных отношений с ними, проводит внутренние расследования.

В компании утвержден Кодекс корпоративного поведения, который включает в себя и антикоррупционные положения в краткой форме. В развернутом виде существуют отдельные политики: антикоррупционные, антимонопольные, политики противодействия мошенничеству и отмыванию денег и т.д.

В целом комплаенс-система работает уже много лет, в отличие от других компаний-резидентов РФ. Но система неповоротлива из-за сложных и за регламентированных процедур (например, проверки контрагентов), также затруднительно «соответствовать» существующим требованиям, поскольку компании приходится существовать в реалиях российского и иностранного законодательства одновременно.

В зарубежных компаниях, где комплаенс уже зрелый, комплаенс-офицеры в основном совершенствуют существующие процессы, автоматизируют их (оповещение комплаенс функции о наличии рисков в сферах дарения подарков и знаков гостеприимства, благотворительности, взаимоотношений с публичными лицами и т.д.), а не выстраивают с нуля, внедряют, и добиваются слаженной работы системы, как то делают отечественные комплаенс-функции в большинстве компаний, за исключением гигантов типа X5 Retail Group, ПАО «Газпром», ПАО «МТС», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Россети» и др.

Следовательно, в рамках исследования целью будет именно совершенствование антикоррупционной комплаенс системы в ООО «Шелл Нефть». В процессе работы буду выявлены процессы, требующие изменений и корректировки. Представляется возможным предложить ряд мер по улучшению существующих антикоррупционных процедур и процессов. После выработки мер и методов будет произведен расчет экономической эффективности применения предложенных путей совершенствования. По итогам исследования, будет сформулирован вывод о целесообразности применения на практике выработанных в теории мер по совершенствованию антикоррупционной комплаенс системы в хозяйствующем субъекте в целях повышения его экономической безопасности.

 

 


[1] Батаева Б.С. Черепанова В.А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях. Экономика. Налоги. Право. Том 10. – 2017. –№ 5. –С. 30-36.

[2] Малкина В.И. Корпоративные комплаенс стандарты: Быть или не быть? / В.И. Малкина/ Отечественная юриспруденция, – 2018– С. 52-55

[3] Официальный сайт международной организации Transparency International/ –URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения 09.03.2020)

[4] https://www.vestifinance.ru/articles/107627



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: