Контрольная работа
Лирика Б.Л. Пастернака
Выполнила студентка 211 группы
Матвеева Елена
Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака
Многие стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении «Февраль» (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник «Начальная пора», возникает мотив разочарования, грусти, тоски:
Февраль.
Достать чернил и плакать!
В стихотворении «Ветер» также присутствует данный мотив:
И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.
Мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота:
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд. ( Стихотворение «Февраль…»)
Стихотворение «Определение поэзии»:
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Очень часто в лирике Б. Пастернака появляется мотив пути (мотив железной дороги). Например, стихотворение «На ранних поездах»:
Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шел на шесть двадцать пять.
Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. С помощью этого приёма наиболее полно раскрывается мотив одиночества:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме… (стих-е «Никого не будет в доме»).
Стихотворение «Гамлет»:
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
В стихотворениях Пастернака сквозными являются христианские мотивы - это вера в божественное, справедливое торжество, возрождение мира и добра на земле, а особенно в России: «Магдалина», «Рождественская звезда». Показательно в данном случае стихотворение «Зимняя ночь». Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение отношений, чувств:
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
В поздней лирике Бориса Пастернака усиливаются философские мотивы, обнаруживается желание поэта проникнуть в тайны мироздания, познать смысл жизни:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте (стих-е «Во всем мне хочется дойти до самой сути»)
И вновь природа, её простота, одухотворённость помогают лирическому герою ближе подойти к пониманию устройства мира:
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме? ( стих-е «Снег идёт »).
Важнейшие художественные особенности лирики
1. Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе. Жизнь и природные явления – вещи неотделимые в поэзии Пастернака, именно поэтому природа в стихотворениях – это не просто объект изображения, а главный герой. Природные явления очень часто отражают внутреннее состояние лирического героя, передают его переживания: «Февраль», «Зимняя ночь», «Осень», «Ландыши». Например, стихотворение «Кавказ был весь как на ладони»:
Кавказ был весь как на ладони
И весь как смятая постель,
И лед голов синел бездонней
Тепла нагретых пропастей.
Тесно переплетаются темы любви и природы, творчества и природы. Таким образом, мы понимаем, что природа – это муза лирического героя.
2. Одна из важнейших тем в творчестве Пастернака – тема поэта и поэзии: «Шекспир», «Поэзия», «Определение поэзии». Говоря в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» о правилах истинного поэта, автор осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что это мешает стремлению «ввысь». Рассуждая о творчестве, автор говорит о его основной, главнейшей задаче: «Цель творчества – самоотдача…». Искусство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а выражать ее. То есть искусство — это орган речи самой жизни («Поэзия»):
Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты - лето с местом в третьем классе,
Ты - пригород, а не припев.
3. Метафорическая насыщенность стихотворений — одна из отличительных черт поэзии Бориса Пастернака. Его метафора необычна сама по себе и выполняет необычную роль — это не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания: «Тенистая полночь стоит у пути, На шлях навалилась звездами, И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья ».
4. Лирический герой в поэтическом мире Пастернака занимает особое место. В первой своей книге «Близнец в тучах» Пастернак следует поэтической традиции — лирическое «я» является главным мерилом ценности бытия. Но очень скоро поэт отказывается от этой позиции. В последующих его произведениях окружающий мир предстает самоценным, вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим героем, которых словно растворяется в окружающей действительности. То есть образ как бы «входит» в образ (Стих «Любимая, что тебе ещё угодно?):
И когда к колодцу рвется
Смерч тоски, то мимоходом
Буря хвалит домоводство.
Что тебе еще угодно.
5. Ключевые образы как основа построения стихотворения. Различные впечатления, философские идеи соединяются в одной смысловой конструкции: стихотворение «Трава и камни» - ключевые образы земля и трава, как символы единения с природой, традициями; «Сирень» - ключевые образы соты и сирень, как символы молодости и старости»; «Февраль…» - ключевые образы февраль и чернила.
6. Музыкальность стихов Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи Пастернака прочитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие...». Доказательством этому служат многочисленные переложения стихов Бориса Пастернака на музыку: «Зимняя ночь» (исполнитель: Николай Носков), «Никого не будет в доме» (М. Таривердиев, С. Никитин), «Снег идёт» (С. Никитин) и др.
7. Переплетение бытового мира и мира природы. Например,стихотворение «Мельница»:
Стучат колеса на селе.
Струятся и хрустят колосья.
8. Необычное построение стихотворных строк (сложные синтаксические структуры). Нарушение привычных норм: автор употребляет обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует внимательного чтения («Никого не будет в доме»):
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого
9. Характерная особенность поэтической манеры Пастернака - широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: " Идет без проволочек и тает ночь...", "Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела... " (Стих-е «Ночь») и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, - эхо жизни, она "валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Поэтому в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства.