Последовательность выполнения отмывки фасада




ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА

Методические указания для студентов

по направлению подготовки 072500 — Дизайн

(квалификация «Бакалавр»)

 

Составитель

П. М. Ткаченко

 

 

Санкт-Петербург


Утверждено

на заседании кафедры

Дизайна пространственной среды

19 сентября 2013 г., протокол № 2

Рецензент Е. С. Прозорова

Методические указания для обучения по дисциплине «Проектная графика» разработаны по материалам Кафедры дизайна пространственной среды и составителя в соответствии с требованиями ФГОС. Они включают в себя описание целей и задач обучения, многоплановые методические указания по выполнению учебных работ, иллюстративный материал, а также список использованной и одновременно рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация «Бакалавр», профили подготовки 072500.62: Дизайн интерьера, мебели и оборудования, Дизайн ландшафта, Дизайн среды).

Оригинал-макет подготовлен составителем и издан в авторской редакции.

Подписано в печать 14 октября 2013 г. Формат 60х84 1/16.

Электронный адрес: https://publish.sutd.ru

Усл. печ. л. 2.1. Тираж 100 экз. Заказ 298/13

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»

191028, С.-Петербург, ул. Моховая, 26.


 

Выполнение отмывки фасада

При выполнении чертежа в тушевке объемно-пространственный характер архитектурных объектов и их деталей передается при помощи тонального изображения на основе законов воздушной перспективы, теории теней, техники и приемов отмывки. Этот вид графики применяется в основном в таких чертежах, где требуется показать объемность форм архитектурного сооружения, передать рельефность его деталей, расположение всех его частей. С помощью этого вида графики можно передать не только функциональные и конструктивные особенности архитектурного сооружения, но и его архитектурный образ. При помощи отмывки можно приблизится в чертеже к изображению архитектурного сооружения таким, каким оно представляется нам в действительности, т. е. к реалистическому изображению. Отмывка применяется в фасадах, архитектурных разрезах и перспективах.


Выполнение чертежа в карандаше аналогично построению линейного чертежа и связано в основном с построением его по стадиям, затем на выбранной ортогональной проекции строятся тени по законам начертательной геометрии. Распределение освещенных и затемненных участков позволяет выявить особенности объекта, размещение объемов в пространстве, подчеркнуть глубину пространства и его характеристики.

Перед началом отмывки карандашный чертеж может быть обведен тушью. Весь чертеж обводится линией одной толщины и одного тона, причем линия обводки должна быть по возможности тонкой и светлой. Тон линии подбирается к задуманному колориту отмывки, так чтобы линии обводки почти не выделялись по отношению к самому светлому тону отмывки чертежа. Контуры теней не обводятся.

Техника отмывки

Светотеневая моделировка (отмывка) архитектурных чертежей производится плиточной китайской тушью или акварелью. Китайская тушь позволяет передавать тонкие переходы от светлого к темному, невыполнимые при работе другими материалами, наносить неограниченное количество легких лессировочных слоев, сохраняя в то же время фактуру поверхности бумаги. Это делает тушь основным материалом для отмывки архитектурных чертежей. Для получения раствора тушь натирают на увлажненной поверхности блюдечка, разводят до нужной концентрации на кипяченой воде и фильтруют через марлю с тонким слоем ваты. Фильтрование необходимо потому, что в растворе всегда имеются относительно крупные частицы, которые при отмывке оставляют на бумаге полосы и пятна. Отмывка делается на планшете с натянутой на нем бумагой. Перед заливкой тушью бумагу необходимо прокрыть чистой водой и дать бумаге просохнуть.

Овладению техникой работы тушью помогают некоторые предварительные упражнения.

Заливка ровным тоном туши (серого цвета) прямоугольника. Планшет устанавливают слегка наклонно, что облегчает стекание раствора туши (при медленном темпе работы доска наклоняется меньше, при более быстром темпе работы доска наклоняется сильнее). Заливка прямоугольника делается крупной кистью, хорошо напитанной раствором туши. Покраска начинается сверху, горизонтальными движениями кисти от левой до правой границы прямоугольника. Горизонтальному натеку туши, образовавшемуся после прокладки первой полосы у верхней границы заливаемого прямоугольника, кистью помогают стекать вниз, сохраняя натек туши все время горизонтальным (и слегка зигзагообразным) во всю ширину прямоугольника. При этом кисть должна управлять стеканием туши по всей ширине бумаги без пропусков обеспечивая равномерность и ровную заливку границ прямоугольника.

Дойдя до нижней границы прямоугольника натек туши снимают концом кисти, отжатой о край сосуда с тушью. Упражнение можно считать успешно выполненным если в результате работы получен ровный (без пятен) тон туши на всей площади прямоугольника.

Слоевая тушевка прямоугольника (выполнение перехода от темного тона к светлому). Прямоугольник делят горизонтальными полосами в 2–3 см ширины. Покрывают раствором туши первую полосу сверху, собирают кистью натек с нижнего края полосы, затем другой кистью, сполоснутой в чистой воде и слегка отжатой, размывают границу полосы на соседний участок. После высыхания прокрывают тем же раствором первую и вторую полосы, затем также снимают натек туши на нижней границе второй полосы и размывают границу с третьей полосой чистой водой. Захватывая при каждой заливке еще одну полосу и повторяя указанный прием доходят до нижней границы прямоугольника. Выполненный таким способом переход от темного к светлому получается более плавным, чем если сначала залить весь прямоугольник, а затем постепенно уменьшать площадь по поясам.

Размывная тушевка прямоугольника (более сложный способ перехода от темного тона к светлому). Прямоугольник делят горизонтальными полосами в 2–3 см ширины. Заготавливают несколько баночек растворов туши различной концентрации (по количеству полос). Верхнюю часть прямоугольника покрывают раствором темного тона, затем кисть слегка отжимают, осторожно обмакивают конец в более слабый тон туши и покрывают следующую полосу, стараясь не проводить кистью по уже покрытой поверхности и только сливая очередное покрытие с натеком верхней полосы. Так, отжимая с кисти более темный раствор и разбавляя его более слабым тоном туши, которая всасывается концом кисти, ведут заливку до нижней границы прямоугольника. Так же получают переход от светлого тона к темному, начиная от светлого тона постепенно усиливают тон покрытия, окуная кисть последовательно в более темный раствор туши. Для небольших поверхностей можно начать отмывку с темного тона туши, затем кисть слегка отжать, смочить кончик чистой водой (не полоскать кисть) и прокрыть следующую полосу. Вести заливку поочередно отжимая с кисти раствор туши и разбавляя его чистой водой, которая всасывается концом кисти.

Получение перехода от темного к светлому «по сырому». Весь прямоугольник покрывается одним легким тоном, который несколько слабее самой светлой окраски в нижней части прямоугольника; не давая поверхности высохнуть, верхнюю часть прямоугольника покрывают более сильным тоном, который растушевывают, размывая его в нижней границе другой, чистой, влажной кистью. Этот прием повторяют несколько раз, все усиливая концентрацию раствора туши. Этим способом можно добиться очень плавных переходов от темного к светлому, но для этого необходим достаточный навык. Сложность этого способа также в том, что нужно следить за влажностью поверхности бумаги, не допускать ее высыхания, иначе появятся нежелательные затеки.

Последовательность выполнения отмывки фасада

В зависимости от характера архитектурного сооружения и его композиции отмывка может быть выполнена в ослабленной гамме, нежными, легкими тонами или более контрастно, с применением широкой гаммы в переходе от светлого к темному.


Стадии отмывки

1. Нетронутыми остаются все ребра, которые находятся под непосредственным Покрытие всей поверхности фасада очень легким тоном, почти водой. При этом воздействием света, падающего на них под прямым углом, а также плоскости, на которые лучи света падают под углом 90˚ или близким к нему.

2. Все затененные места чертежа (собственные и падающие тени) покрываются раствором туши такой силы, чтобы по высыхании все покрытые тушью участки были несколько светлее самых светлых рефлексов в теневых местах чертежа.

3. Вся поверхность чертежа делится на 5–7 основных планов в зависимости от их удаления в глубину, что видно по профилю. Также для определения ближних и дальних планов необходимо изучить перспективу архитектурного сооружения. Все второстепенные, близко расположенные планы можно объединить в один. При необходимости их разделение делается на завершающем этапе отмывки.

Законы воздушной перспективы сохраняют свое значение и в ортогональных чертежах при их отмывке. Чем больше слой воздуха между зрителем и объектом, тем менее освещенными кажутся светлые места и тем слабее тени, поэтому первый план, расположенный ближе к зрителю, изображается самым светлым. Под словом «план» в данном случае следует понимать вертикальные поверхности, параллельные фасадной плоскости проекций.

4. Вся поверхность фасада, за исключением первого плана, покрывается легким тоном туши.

Покрытие производят сразу на всех участках света и тени. Ребра, обращенные к источнику света, особенно на переднем плане, стараются сохранить светлыми (необходимо беречь светлые места, чтобы не перетемнить чертеж). По высыхании поверхности чертежа первый план оказывается несколько светлее остальных, более глубоких планов чертежа.

5. Покрывают последовательно одним и тем же легким раствором туши планы, за исключением уже покрытых. После каждого слоя отмывки бумаге дают хорошо просохнуть (при выполнение графических работ раствором туши не допускается сушка бумаги отопительными приборами и феном, это может деформировать бумагу)

6. Заливка теней. Покрытие теней идет также по планам, как и при отмывке освещенных поверхностей, но в обратном порядке. Последними покрываются тени самого близкого к зрителю плана.

Тени, расположенные на первом плане и на планах, ближайших к зрителю, изображаются более интенсивными, чем тени, находящиеся на более глубоких планах. Тени на дальних планах изображаются с меньшими подробностями в градациях.

Для выявления большей рельефности формы на всех ребрах детали, находящихся в тени и обращенных к источникам отраженного света, при покрытии теней необходимо оставлять тонкую полоску, немного светлее тени.

7. Проработка деталей фасада (скульптуры, рельефов и т. д.) и подчинение композиции фасада основной задаче: выделить главное, углубить дальние планы, усилить светлые части или тени переднего плана. Для усиления теней первого плана, смягчения переходов от светлого к темному, ослабления слишком яркой освещенности отдельных мест наносятся дополнительные слои легким тоном туши. Например, если необходимо усилить блик, то можно, оставив его нетронутым, пройти по всей остальной поверхности легким, прозрачным тоном туши.

Общие правила отмывки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: