Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. | Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука. |
Зрелое стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» написано Борисом Леонидовичем Пастернаком в 1956 году. Это время, когда Пастернак только дописал свой великий роман «Доктор Живаго» (1955 год), Борис Леонидович полон сил и светлых надежд, именно поэтому данное стихотворение проникнуто радостными, лёгкими чувствами, неким мальчишеским беспокойством, желанием охватить поэтическим взглядом весь мир.
Тема стихотворения – назначение поэта и поэзии. Здесь лирический герой рассказывает о своём желании познать суть вещей во всех сферах жизни:
«В работе, в поисках пути, в сердечной смуте».
Это волнующее стремление передаётся с помощью анафоры, придающей динамичность и передающей движение мысли лирического героя («до сущности», «до их причины», «до оснований, до корней» и др.). Прекрасно обыгран в стихотворении приём градации, который указывает на стремление героя проникнуть в глубину мироздания, охватить всё сущее: «до … дней » - «до их причины » - «до оснований » - «до корней » - «до сердцевины ». Самую сущность поэзии, назначение ее Пастернак видел в умении схватывать «нить событий», открывать новое в окружающем мире.
В стихотворении лирический герой пытается подвести общие жизненные итоги, а также говорит о желании рассказать об общественном и политическом устройстве мира или отдельного государства: «о беззаконьях, о грехах, / Бегах, погонях». Возникают в стихотворении очень значимые контрастные художественные детали – «локти», как символы непонимания, стремления людей оттолкнуть друг друга и «ладони», символизирующие попытку людей поддержать друг друга, оказать содействие.
Шестая строфа стихотворения ознаменована появлением женского образа. Наряду с темой исследования сути вещей, устройства политического мира и общества, возникает тема чистой любви к женщине, стремление лучше узнать её:
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Тема любви к женщине неразрывно связана с темой творчества, так как в обеих сферах особую роль играют «свойствах страсти». Именно страсть движет людьми, наполняет их чувствами, неиссякаемыми силами и стремлениями.
Разумеется, невозможно существование поэтического мира без природного. Необыкновенная метафоричность, с помощью которой лирический герой передаёт красоту, созидательность поэзии, наполняет вторую часть стихотворения:
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок…
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты…
Поэзия, как и природа, наполняет мир человека красками, звуками (аллитерация: «дроЖью Жилок», «дыХанье роЗ, дыХанье мяты»; ассонанс: «лугА, осОкУ, сенОкОс, грОзы раскАты») и терпкими, освежающими, волнующими ароматами. И, как «грозы раскаты», она способна напугать, пробудить к жизни.
Не случайно лирический герой сравнивает поэтическое творчество с музыкальным. Для поэта, музыка Шопена – это мерило степени совершенства, то, к чему стремится лирический герой в поэзии: «вложить чудо» в свои стихи, как некогда великий музыкант «вложил чудо … в свои этюды».
Образ «натянутой тетивы» можно рассматривать как символ огромной силы, которой обладает поэзия, а также как отсылку к образу лиры, этимологически связанной с лирикой. Именно лирика призвана показывать жизнь такой, как она есть, через поэтические образы, глубоко проникающие в душу человека, пронзающие как стрела.
Для поэта поэзия – это тяжёлый труд, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях. Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, заставляет читателя задуматься о многом, он разжигает страсть к жизни и в других людях – в этом его истинное призвание.