В развитии любого объекта возможно наступление кризисных ситуаций. Это обстоятельство отражает объективные тенденции цикличного развития экономики и производства. Причины кризисов в торговом бизнесе показаны на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2– Причины кризисов в торговле
Антикризисное управление торговым предприятием – управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.
Ключевыми проблемами антикризисного управления в торговом бизнесе являются следующие:
– прогнозирование кризисов.
– финансово-экономическое регулирование кризисных процессов;
– правовое регулирование кризисного развития;
– конфликтология;
– менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса.
Всякое управление торговой фирмой в определенной мере является антикризисным, но не всякое управление обладает признаками антикризисного управления, т.е. готово к кризису. Кризисы бывают различными и по причинам своего возникновения, и по характеру протекания и последствий.
В управление торговым предприятием должны быть заложены механизмы как предупреждения кризиса, так и снижения его остроты, а также минимизации последствий.
Рискованное развитие торгового бизнеса требует адекватной реакции в системе управления, перехода управления на специфические механизмы, процессы, структуры управления в условиях риска. Особая роль отводится стилю управления и лидерству торгового менеджера.
Управление торговым бизнесом может провоцировать кризис, если нет опасности, что он будет разрушительным, и если есть уверенность и надежда, что кризис принесет необходимое обновление. В антикризисном управлении торговым делом решающее значение имеет стратегия управления. Есть различные альтернативы стратегий управления:
– стратегия предупреждения кризиса;
– стратегия выжидания зрелости кризиса;
– стратегия противодействия;
– стратегия рассчитанного риска.
Ключевые положения в диагностике антикризисного управления торговым бизнесом:
- факторы – настораживающие события;
- симптомы – проявление кризисных явлений;
- причины – источники возникновения кризиса;
- распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера;
- средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Возникновение и распознание кризиса
Таким образом, антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Менеджер торгового дела должен мыслить в рамках философии антикризисного управления:
– кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
– кризисы в определенной мере можно ускорять и отодвигать;
– к кризисам можно и необходимо готовиться;
– кризисы можно смягчать;
– управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
– кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
– управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В ходе диагностики деятельности торговой фирмы целесообразно выделять следующие причины кризисов: финансово-экономическая ситуация в стране; острая конкуренция; непрофессиональное управление (ошибочные решения); рискованное развитие (стратегия); кризисное управление (создающее конфликты, кризисы); сложная социально-политическая обстановка; природные катаклизмы. На основании анализа формируются стратегии антикризисного управления: предупреждение кризиса; подготовка к его появлению; выжидание его зрелости; противодействие кризисным явлениям; замедление его процессов; стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанного риска; последовательного вывода из кризиса; предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
В экономической литературе предлагаются различные способы антикризисного управления торговым предприятием, которые могут быть систематизированы следующим образом (таблица 1.5)[9],[10],[11].
Таблица 1.5 – Способы антикризисного управления, применяемые для предприятий торговли
Способ | Характеристика |
Снижение издержек обращения | Нормирование всех статей затрат и жесткий контроль за исполнением установленных нормативов, внедрение бюджетирования |
Горизонтальная и вертикальная интеграция | Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другими фирмами. Увеличение объема закупок позволяет получить так называемые объемные скидки. Вертикальная интеграция предполагает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований товаров (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность) |
Использование возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов | Следует оценить какие торговые процессы выгодно осуществлять самостоятельно, а какие целесообразно передать аутсорсинговым фирмам |
Совершенствование оплаты труда персонала | Разрабатываются бонусные схемы для персонала предприятия, мотивирующее его на снижение издержек. За основу может быть принята схема, при которой часть сэкономленных затрат выплачивается сотруднику |
Проведение маркетинговых исследований | Основная цель маркетинговых исследований – определение емкости рынка, оценка возможности увеличения объемов продаж. Выявляются также покупательские предпочтения, ранжируются по степени значимости те характеристики товаров, на которые обращаю внимание покупатели |
Выделение группы товаров, приносящих предприятию наибольшую прибыль | Проводится АВС-анализ прибыльных товаров, особое внимание уделяется группе А |
Окончание таблицы 1.5
Пересмотр ассортиментной и ценовой политики | Оценивается очка безубыточности для каждой категории товаров, которая сопоставляется с данными об объемах продаж за несколько предыдущих периодов. Если точка безубыточности выше объемов продаж какого-либо из наименований товаров, то следует пересмотреть ценовую политику в отношении этого товара |
Оптимизация денежных потоков | Внедрение процедуры ежедневной сверки баланса наличных денежных средств, создание реестра текущих платежей и установление приоритетов в платежах |
Структурирование дебиторов по срокам платежа | Выделяются группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 дней до 20 дней и т.д. По каждой из групп назначается ответственный, который контролирует своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами |
Погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей | Вексель как средство реструктуризации долга освобождает предприятие от его уплаты в данном периоде, способствует улучшению показателей деятельности фирмы |
[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры, М.: К Велби, 2012. – 431 с.
[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, М.: Гросс Медиа, 2012. – 520 с.
[3] Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2013. – 307 с.
[4] Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск, 2014. – 223 с.
[5] Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: Инфра – М, 2013. – 724 с., С. 604.
[6] Кислов Д.В. Как читать баланс? / Д.В. Кислов. М.: Гросс Медиа, 2014. – 416 с.
[7] Стажкова М.М. Финансовый анализ. – М.: ООО ИИА «Налог инфо», ООО «Статус – кво»,
2012. – 120 с.
[8] Вишневская О.В. Антикризисное управление предприятием / О.В. Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 313 с.
[9] Алябьева М.В. Принятие маркетинговых маркетинговых решений в антикризисном управлении торговой организацией / М.В. Алябьева, В.С. Сасин // Вестн. Белгород.ун-та кооперации, экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 86-91
[10] Биндас В.Г. Методические особенности риск-менеджмента в торговых организациях // Фундамент.и приклад. исслед. кооп. сектора экономики. - 2013. - № 1. - С. 83-87
[11] Волкова М.Н. Направления совершенствования качества управления в торговых организациях по результатам аудиторской проверки // Концепт. – 2013. – Т. 4. – С. 41-45