Особенности антикризисного управления на предприятиях торговли




 

В развитии любого объекта возможно наступление кризисных ситуаций. Это обстоятельство отражает объективные тенденции цикличного развития экономики и производства. Причины кризисов в торговом бизнесе показаны на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2– Причины кризисов в торговле

 

Антикризисное управление торговым предприятием – управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.

Ключевыми проблемами антикризисного управления в торговом бизнесе являются следующие:

– прогнозирование кризисов.

– финансово-экономическое регулирование кризисных процессов;

– правовое регулирование кризисного развития;

– конфликтология;

– менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса.

Всякое управление торговой фирмой в определенной мере является антикризисным, но не всякое управление обладает признаками антикризисного управления, т.е. готово к кризису. Кризисы бывают различными и по причинам своего возникновения, и по характеру протекания и последствий.

В управление торговым предприятием должны быть заложены механизмы как предупреждения кризиса, так и снижения его остроты, а также минимизации последствий.

Рискованное развитие торгового бизнеса требует адекватной реакции в системе управления, перехода управления на специфические механизмы, процессы, структуры управления в условиях риска. Особая роль отводится стилю управления и лидерству торгового менеджера.

Управление торговым бизнесом может провоцировать кризис, если нет опасности, что он будет разрушительным, и если есть уверенность и надежда, что кризис принесет необходимое обновление. В антикризисном управлении торговым делом решающее значение имеет стратегия управления. Есть различные альтернативы стратегий управления:

– стратегия предупреждения кризиса;

– стратегия выжидания зрелости кризиса;

– стратегия противодействия;

– стратегия рассчитанного риска.

Ключевые положения в диагностике антикризисного управления торговым бизнесом:

- факторы – настораживающие события;

- симптомы – проявление кризисных явлений;

- причины – источники возникновения кризиса;

- распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера;

- средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 – Возникновение и распознание кризиса

 

Таким образом, антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Менеджер торгового дела должен мыслить в рамках философии антикризисного управления:

– кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

– кризисы в определенной мере можно ускорять и отодвигать;

– к кризисам можно и необходимо готовиться;

– кризисы можно смягчать;

– управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

– кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

– управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

В ходе диагностики деятельности торговой фирмы целесообразно выделять следующие причины кризисов: финансово-экономическая ситуация в стране; острая конкуренция; непрофессиональное управление (ошибочные решения); рискованное развитие (стратегия); кризисное управление (создающее конфликты, кризисы); сложная социально-политическая обстановка; природные катаклизмы. На основании анализа формируются стратегии антикризисного управления: предупреждение кризиса; подготовка к его появлению; выжидание его зрелости; противодействие кризисным явлениям; замедление его процессов; стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанного риска; последовательного вывода из кризиса; предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

 

В экономической литературе предлагаются различные способы антикризисного управления торговым предприятием, которые могут быть систематизированы следующим образом (таблица 1.5)[9],[10],[11].

 

Таблица 1.5 – Способы антикризисного управления, применяемые для предприятий торговли

Способ Характеристика
   
Снижение издержек обращения Нормирование всех статей затрат и жесткий контроль за исполнением установленных нормативов, внедрение бюджетирования
Горизонтальная и вертикальная интеграция Горизонтальная интеграция предполагает поиск возможностей осуществления закупок совместно с другими фирмами. Увеличение объема закупок позволяет получить так называемые объемные скидки. Вертикальная интеграция предполагает более тесную работу с поставщиками ключевых наименований товаров (своевременное исполнение договорных обязательств, финансовая прозрачность)
Использование возможностей передачи на аутсорсинг дорогостоящих процессов Следует оценить какие торговые процессы выгодно осуществлять самостоятельно, а какие целесообразно передать аутсорсинговым фирмам
Совершенствование оплаты труда персонала Разрабатываются бонусные схемы для персонала предприятия, мотивирующее его на снижение издержек. За основу может быть принята схема, при которой часть сэкономленных затрат выплачивается сотруднику
Проведение маркетинговых исследований Основная цель маркетинговых исследований – определение емкости рынка, оценка возможности увеличения объемов продаж. Выявляются также покупательские предпочтения, ранжируются по степени значимости те характеристики товаров, на которые обращаю внимание покупатели
Выделение группы товаров, приносящих предприятию наибольшую прибыль Проводится АВС-анализ прибыльных товаров, особое внимание уделяется группе А

 

 

Окончание таблицы 1.5

   
Пересмотр ассортиментной и ценовой политики Оценивается очка безубыточности для каждой категории товаров, которая сопоставляется с данными об объемах продаж за несколько предыдущих периодов. Если точка безубыточности выше объемов продаж какого-либо из наименований товаров, то следует пересмотреть ценовую политику в отношении этого товара
Оптимизация денежных потоков Внедрение процедуры ежедневной сверки баланса наличных денежных средств, создание реестра текущих платежей и установление приоритетов в платежах
Структурирование дебиторов по срокам платежа Выделяются группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 дней до 20 дней и т.д. По каждой из групп назначается ответственный, который контролирует своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами
Погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей Вексель как средство реструктуризации долга освобождает предприятие от его уплаты в данном периоде, способствует улучшению показателей деятельности фирмы

 

 


[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры, М.: К Велби, 2012. – 431 с.

[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа, М.: Гросс Медиа, 2012. – 520 с.

[3] Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2013. – 307 с.

[4] Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск, 2014. – 223 с.

[5] Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: Инфра – М, 2013. – 724 с., С. 604.

[6] Кислов Д.В. Как читать баланс? / Д.В. Кислов. М.: Гросс Медиа, 2014. – 416 с.

[7] Стажкова М.М. Финансовый анализ. – М.: ООО ИИА «Налог инфо», ООО «Статус – кво»,

2012. – 120 с.

[8] Вишневская О.В. Антикризисное управление предприятием / О.В. Вишневская. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 313 с.

[9] Алябьева М.В. Принятие маркетинговых маркетинговых решений в антикризисном управлении торговой организацией / М.В. Алябьева, В.С. Сасин // Вестн. Белгород.ун-та кооперации, экономики и права. - 2012. - № 4. - С. 86-91

[10] Биндас В.Г. Методические особенности риск-менеджмента в торговых организациях // Фундамент.и приклад. исслед. кооп. сектора экономики. - 2013. - № 1. - С. 83-87

[11] Волкова М.Н. Направления совершенствования качества управления в торговых организациях по результатам аудиторской проверки // Концепт. – 2013. – Т. 4. – С. 41-45



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: