Краткая характеристика основных методик диагностики мотивации




Прямые методы
Анкеты, интервью, Существующие формы (модификации) — анкеты, интервью, прямой вопрос
прямой вопрос Теоретическое основание — когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведе- ния, интересах и т. д.) Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются скорее «кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориента- ции, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики моти- ва в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессио- нальной и других видов деятельности Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов по каждой шкале 2) сравнение со статистической нормой, если есть возможность 3) графическое отображение результатов Количество вопросов (заданий) — в зависимости от цели исследова- ния
Личностные опросники
Список лично- стных предпочтений А. Эдвардса (ЕРР5) Существующие формы (модификации) — модификация Т. В. Корни- лова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова Теоретическое основание — опросник А. Эдвардса, с помощью кото- рого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ) Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстра- тивность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, до- минирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия Процедура обработки: 1) подсчет первичных баллов 2) сопоставление полученных результатов с нормативными данными 3) построение мо- тивационного профиля 4) подсчет итогового индекса (итоговый ин- декс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня) Ко- личество вопросов (заданий) — 210 пар утверждений
Опросник для измерения аф- филиативной тенденции и чувствитель- ности к отвер- жению А. Мех- рабиана Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА), модификация М. Ш. Магамед-Эминова Теорети- ческое основание — использование факторного анализа для определе- ния внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении меж- личностного контакта Шкалы (2): СП — стремление к принятию (аф- филиативная тенденция) и СО — страх отвержения (чувствительность к отвержению) Процедура обработки: 1) подсчет суммарных баллов по каждой шка- ле 2) сопоставление индексов СП и СО 3) определение доминирую- щей мотивационной тенденции Количество вопросов (заданий) — 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта)
Опросник для измерения ре- зультирующей тенденции мо- тивации дости- жения (КАМ) А. Мехрабиана Существующие формы (модификации) — тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магамед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б) Теоретическое основание — теория мотивации достижения Дж. Атки- неона Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения Процедура обработки: 1) подсчет суммарного балла по каждой шкале
  2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла Количество вопросов (заданий) — для женщин — 30, для мужчин —
Проективные методы
Тест юмористи- Существующие формы (модификации) — нет
ческих фраз Теоретическое основание — разработанная А. Г. Шмелевым и В. С.
(ТЮФ) А. Г. Болдыревой концепция, исходящая из того, что чем большее количест-
Шмелева и В. С. во многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный сти-
Болдыревой мул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы
  Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги,
  мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездар-
  ность в искусстве, человеческая глупость
  Процедура обработки:
  1) подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдель-
  ных мотивационных тем
  2) графическое представление полученных результатов в виде моти-
  вационного профиля
  3) анализ отдельных тем и их комбинаций
  Количество вопросов (заданий) — стимульный материал представляет
  собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 одно-
  значно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а ос-
  тальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из
  собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из
  числа 10 основных)   https://psylab.info/Тест_юмористических_фраз#.D0.9E.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.BA.D0.B0_.D0.B8_.D0.B8.D0.BD.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BF.D1.80.D0.B5.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F  
Методика моти- Существующие формы (модификации) — различные варианты мето-
вационной ин- дик незаконченных предложений
дукции Ньюте- Теоретическое основание — влияние временной перспективы на пове-
на (МIМ) дение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями,
  которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание
  места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют
  еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но
  которые в не меньшей степени стимулируют его активность. Эти объ-
  екты-цели, или «мотивационные объекты», несут в себе индексы вре-
  мени
  Шкалы — автором разработано 2 кода: код времени (Т — в настоящий
  момент, Д — в интервале дня, Н — в ближайшую неделю, М — в бли-
  жайший месяц, Г — в течение года, Ж — ко всему периоду жизни, С —
  к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности
  самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализа-
  цией; активность, связанная с учебной или профессиональной дея-
  тельностью; активность, связанная с общением; активность, связан-
  ная с познанием; активность, связанная с религией; активность, свя-
  занная с материальными ценностями; активность, связанная с отды-
  хом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией
  тестирования, ответы, не поддающиеся классификации)
  Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа:
  1) подсчет баллов по предложенным Ньютеном кодам
  2) графическое отображение полученных данных на одном графике
  по двум кодам
  Количество вопросов (заданий) — первый буклет — 20 незаконченных
  предложений, второй — 10

Вопросы для закрепления темы:

1. Дайте определение понятию мотивация.

2. Выделите основные индикаторы, с помощью которых можно судить об основных ха- рактеристиках мотивации?

3. С помощью каких методов исследования осуществляется психодиагностика мотивации?

4. Укажите достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности?

5. Охарактеризуйте основные методики диагностики мотивационной сферы личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: