Пути повышения мотивации к изучению урока ОБЖ.




Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества в школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания.

Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении ОБЖ, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей ОБЖ, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к этому предмету. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники предмет ОБЖ по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку он не так востребован при поступлении в ВУЗы, как другие предметы. А, тем не менее, в современном мире знания, получаемые на уроках ОБЖ необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Таким образом, наряду с основной целью школьного образования – становления всесторонне развитой личности, способной к активной социальной позиции в обществе – необходимо формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим возникает необходимость организации внеурочной деятельности, поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным обучение школьников в области безопасного существования в современных условиях.

Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:

I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.

II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.

Основываясь на том, что развитие культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой длительный, системный и последовательный процесс, продолжающийся всю жизнь, мы выделяем принципы непрерывности и преемственности развития культуры безопасности жизнедеятельности, а также принцип проблемности, позволяющий вовлечь школьников в решение жизненно важных задач, развить у них познавательную активность, творческий подход, самостоятельность.

Успех в любой деятельности зависит, кроме того, от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов.

Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Таким образом, развитие мотивационного компонента к изучению безопасности жизнедеятельности школьников, является актуальным.

Задача каждого учителя – помочь учащимся в освоении нового материала, используя различные методы обучения. Один из самых важных методов обучения – это побуждение учащихся к самостоятельному освоению знаний, привитие навыков и потребностей в учёбе, развитию мотивации. Помня, что существует три вида мотивации: 1. Социальная – это поднятие авторитета ребёнка. (Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе на уроке и дома и т. д.) 2. Прагматическая. (Стремлюсь усилить внимание к предмету ОБЖ, который необходим в жизненных ситуациях, готовит будущих защитников Родины); 3. Содержательная. (Работая с учениками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях).

Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания, Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок. Развивая интерес к урокам ОБЖ такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровье сберегательную направленность, снимают усталость, напряжённость умственного труда, повышают работоспособность учеников на уроках. Задаю себе вопрос: что нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых? Изменить генетику мы не можем, что дано, то дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, остаётся только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе. Впереди всех нас ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: