Большой дом и малая избушка




В сказке имеется непосредственное возвращение из лесной избушки домой. Обычно дети или девушки. Не всегда герой встречает на своем пути «большой дом», но часто он сам выстраивается (или встречает) избушку и надолго остается жить в ней.

Братья от 2 до 12, но бывает и 25, и 30, Накрытый стол, Герой видит здесь другую подачу еды, чем ту, к которой привык, Разбойники, Это братья, Сестрица.

Динамическое начало с появлением в этом братстве девушки. В мужских домах всегда находятся девушки, служившие братьям. Она живет в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Групповой брак имел тенденцию заключиться индивидуальным браком.

Неумойка

Герой часто бывает грязен, вымазан сажей. Он заключает союз с чертом и ему запрещается мыться. За это черт дает ему несметное богатство, после чего герой женится.

Запретный чулан

Мотив - запретный чулан восходит к комплексу «большие дома». Имелось запретное помещение, в котором находилось вырезанное из дерева животное. Чулан может находиться в «большом доме», в доме разбойников, в родительском доме, на том свете.

Благодарные животные

Комбинированные персонажи (помощники). Сказка не знает сострадания. Если герой отпускает животное, то он делает это не из сострадания, а на договоре.

Волшебные дары

Помощник

Помощник – выражение силы и способности. Все помощники представляют собой одну группу персонажей.

Превращенный герой

Превращенный герой в сказке помощник может рассматриваться как персонифицированная способность героя.

Орел

Переносит героя в иное царство. Мотив кормления орла создается на основе имеющегося события. Между орлом и шаманом имеется тесная связь.

Крылатый конь

Лошадь появилась не на смену лесным животным, а в совершенно новых хозяйственных функциях. Конь облачается в птичий образ. Конь и орел – единственные помощники героя.

Когти, волосы, шкурки, зубы.

Многие волшебные предметы представляли собой части тела животного: шкурки, волоски, зубы. При посвящении юнош получали власть над животными.

Предметы, вызывающие духов.

Представление силы невидимым существом – дальнейший шаг на пути к созданию понятия силы. Так создается концепция колец и других предметов, из которых можно вызвать духа.

Живая и мертвая вода

«Живая и мертвая» то же самое, что и сильная и слабая. Ворон, улетающий с двумя пузырьками, приносит именно эту воду. Мертвец, пытающийся попасть в иной мир, пользуется одной водой. Живой, желающий попасть туда, пользуется тоже всего одной водой. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни, пользуется обоими видами.

Мифы

В греческом мифе нет похищения девушки драконом. Это представление могло жить в народе не засвидетельствованным в греческой литературе, через которую мы знаем миф.

За тридевять земель.

Золото

Все, что связано с тридевятым государством может принимать золотую окраску (золотой дворец). Свинка - золотая щетинка, утка - золотые перышки, золоторогий олень, золотохвостый олень, золотогривый и золотохвостый конь и др.

3 царства

Сказка о том, как герой на своем пути попадает в медное, серебряное и золотое царства. Медное и серебряное – проходные этапы, золотое – этап прибытия.

Тот свет

Никакого единообразия нет. Есть многообразие.

Живут во дворце, напоминают нам животнообразных обитателей в «большом доме». На том свете люди – змеи, львы, медведи, мыши. Т.е. звери в тотемическом понимании.

Невеста

Иногда царевна изображена богатыркой, воительницей, она искусна в стрельбе и беге, ездит на коне, и вражда к жениху может принять формы открытого состязания с героем.

2 типа невесты:

· Одна освобождена героем от змея. Это - тип кроткой невесты.

· Другая взята насильно. Она похищена хитрецом, который разрешил ее задачи и загадки.

Испытание баней

Задача – просидеть в горячей бане. Это испытание может быть связано с испытанием едой.

Брачная ночь

Часто на этом сказка заканчивается. Иногда все жители деревни в первую ночь таинственным образом умирают. Страх перед брачной ночью – страх перед еще не сложившейся властью царь-девицы.

Сказка как целое

Развитие идет путем наслоений, замен, переосмыслений, с другой стороны – путем новообразования.

Сказка как жанр

Сюжет и композиция волшебной сказки обусловлены родовым строем на той ступени его развития. Сказка перешла от более ранних эпох

Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен.

12. Народные бытовые сказки.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Одной из бытовых сказок является сказка.

"Жена-доказчица".

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам. Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. "Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох". Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

13. Сказки о животных. Генезис. Анализ сюжетов сказок и образов животных.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою:

1.Дикие животные.

-Лиса.

-Другие дикие животные.

1. Дикие и домашние животные

2. Человек и дикие животные.

3. Домашние животные.

4. Птицы и рыбы.

5. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1.Волшебная сказка о животных

2.Басня (аполог)

3.Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистического и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить разумно действовать. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом.

История,,животной,, сказки как художественного явления началась с момента,когда прежние рассказы стали терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждались им.Главными образами сказок являются Лиса-ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов; Волк-носит черты насильника, признает только право сильных.;Медведь самый сильный, занимает самое высокое место;Зяац,лягушка, мышь выступают в сказке в роли слабых служат на посылках.

14. Стилистическое своеобразие русской сказки. Собирание и публикация народных сказок (А.Н.Афанасьев, А.И. Никифоров, И.В. Карнаухова и др.). Анализ и содержание книги "Архангельские сказки" (2002), ее значение для фольклористики.

Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.

Книга «Архангельские сказки» содержит: Cказки о животных, Волшебные сказки, Легендарные сказки, Новеллистические сказки, Традиционные анекдоты, Сказки-прибаутки, Кумулятивные сказки, Прибаутки, Докучные сказки, Ненецкие сказки.

15. Мифологические рассказы Классификация. Основные мотивы. Духи построек, природы, болезней. Существующие указатели мифологической прозы.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, былички, бывальщины, нар. устные рассказы, в к-рых повествуется о встречах человека с разнообразными сверхъестественными «существами», с людьми, обладающими чудодейственными способностями, с таинственными, неподдающимися объяснению, явлениями в природе, в жизни. Основу М. р. всегда составляет художественный вымысел. Его цель – не унести слушателей в воображаемый условно фантастический мир (как в волшебной сказке), а, наоборот, убедить их в достоверности существования в реальном мире созданных воображением фантастических существ, якобы имеющих возможность вмешиваться в человеческую жизнь.

М. р. можно разделить на несколько сюжетно-тематических групп: 1) о духах природы – лешем, водяном, русалках, полевике; 2) о домашних духах, т.е. «обитателях» крестьянского двора, – домовом, баннике, кикиморе; 3) о змее, чертях проклятых; 4) о людях, обладающих сверхъестественными способностями, о творящих зло ведьмах оборотнях; 5) о мертвецах, встающих из могил; 6) о чудесных кладах; 7) о предсказаниях судьбы; 8) о предзнаменованиях.

в основе М. р., где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или близкие, сходные) сюжетные мотивы, используется один и тот же круг традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску.

16. Жанровые особенности преданий. Классификации. "Указатель типов, мотивов и основных элементов преданий" Н.А. Криничной. Книга Н.А. Криничной "Предания Русского Севера" (1991).

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "предание" означает 'сохранять'. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения предстают чаще всего в идеальном свете. Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт и проч. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта.

Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми "следами" героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь).

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам

-Древнейшие предания

-Предания о справедливом царе

-Предания о предводителях народных движений

-Предания о разбойниках и кладах

17. Несказочная проза. Легенды. Связь культурного героя мифа с образом святого в легенде. А.Н. Афанасьев "Народные русские легенды" (1859).

Произведения фольклорной несказочной прозы важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной. Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.

Жанры несказочной прозы не обладают той устойчивостью поэтической формы, которая присуща сказкам, поэтому обычно они определяются по характеру содержания произведений. В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы.

Тематическим и сюжетным фондом несказочной прозы являются устные народные рассказы — произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано". Церковные книги способствовали международной распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к "отреченным книгам", так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифами (от греч. apokryphos — "тайный").

Этиологические легенды имеют познавательный характер. В них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, а также предметов и явлений.

К религиозно-назидательным легендам относится большое количество произведений, разнообразных по содержанию и форме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов. Известны также легенды о святых старцах и легенды о юродивых.

Социально-утопические легенды выразили страстную, но несбыточную мечту угнетенного крестьянства о справедливом общественном устройстве. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств.

К. В. Чистов выделил три тематические группы легенд:

1. «Золотой век» - группа получила свое название в соответствии с традиционными культурными представлениями о том, что это "сказочное райское время, когда всем было хорошо, когда все благодушествовали"2. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича.

2. Вера в "далекую землю" породила вторую группу легенд: о реке Дарье, о городе Игната, об Ореховой земле. Среди них одной из самых распространенных была легенда о Беловодье. Она особенно популярна была среди старообрядцев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них особой секты — бегунов.

3. Третья группа — легенды о "возвращающихся царях-избавителях". В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: Природный царь намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян. Однако боярское окружение добивается отстранения избавителя (он заточен в тюрьму; объявлен умершим и проч.). Происходит чудесное спасение избавителя. Какое-то время он вынужден скрываться или анонимно странствовать по Руси. Однако народ получает вести или же благодаря случайным встречам узнает его самого. Правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное, но безуспешно. Происходит возвращение избавителя и узнавание его народом. Избавитель воцаряется в столице, осуществляет задуманные социальные преобразования: освобождает крестьян, наделяет их землей, отменяет все повинности и проч. Он жалует своих ближайших сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.

18. История собирания былин (П.Н.Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.А. Марков, Н.Е. Онучков и др.) Анализ одного из классических сборников былин.

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60г 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

19. Причины сохранения былин на Севере.

Былины сохранились в XIX веке лишь на Севере, и если бы не память поморских и олонецких сказителей, мы бы не знали имен Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Меньшую известность, но не меньшую ценность имеет другая категория находок — рукописи, сберегавшиеся в монастырях, старообрядческих скитах и крестьянских избах. Хрестоматийные памятники древнерусской литературы зачастую воспроизводятся в современных изданиях по северным спискам, а основу крупнейших рукописных собраний страны составляют книги из библиотек Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей.

Будущее традиционной культуры и исторических памятников Севера не могло оставить равнодушными дореволюционных исследователей: одни из них полагали, что при благоприятных условиях Север и впредь останется своеобразным этнографическим заповедником; другие, наблюдая постепенное угасание былинной традиции и разрушение обветшавших деревянных церквей, предрекали неминуемые потери, которые повлечет за собой скорое изменение хозяйства и образа жизни северян. Действительность превзошла даже крайне пессимистические прогнозы: стремительное разрушение памятников Севера началось уже в 1920-х годах и приобрело тотальный характер. Сегодня в Заонежье нет не только сказителей, но и самих деревень, где когда-то записывали былины и "плачи" фольклористы П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, как, впрочем, и тысяч других сел и деревень, возникших еще в XIV—XV веках и окончательно заброшенных к 60—70-м годам нашего столетия.
Теперь, когда облик Севера неузнаваемо изменился, надо с горечью признать, что историки недостаточно использовали те возможности, какие дало им "открытие Севера" в XIX веке. В архивы и музейные собрания попала лишь ничтожная часть древностей, большинство архитектурных памятников остались не только не исследованными, но даже не обмеренными, мало и бессистемно записывались исторические предания, народные поверья, календарные обычаи.

20. Былины мифологического цикла.

Мифологический или дохристианский цикл, богатый отголосками языческого мировоззрения, древних верований славян. Сюда относят былины о Микула Селянинович, Святогор, Вольгу Всеславича (которые отражают мотивы преданий о Киевских князей Олега и Ольгу).

История былин распадается на несколько периодов, каждый из которых дал эпосу своих героев и по-своему изобразил их деяния и подвиги. Древнейший, первый период, иначе сказать, мифологический, - это время возникновения и первоначального развития эпических песен. Определить время, когда начался этот период, трудно, но конец его приходится на 9 век..

Первый период существования былин отмечен тесными связями их с мифологией. Мифы своей образностью повлияли на эпические песни. Так было в искусстве всех народов мира. Мифологические сказки составляли «почву», «арсенал» древнейшего песенно-эпического искусства. Под мифологичностью песенно-эпических традиций надо понимать особый характер их общей сюжетной основы, сюжетных положений и ситуаций, характерные приметы стиля, а всего более – тот мифологический взгляд на действительность, который стал невозможным позднее, в эпоху развитой цивилизации.

 

21. Былины Киевского цикла.

Второй, киевский период охватывает время с 9 до середины 12 века. Эпические песни предшествующего времени в эту пору сосредоточили свое действие вокруг Киева и стольного киевского князя.

В былинах киевского цикла рассказывается об отношении богатырей с князем Владимиром. Он посылает их с разными поручениями, обращается к ним за помощью, награждает их за службу, а иногда и наказывает за «непослушание». Поручения самые разные: съездить на охоту и привезти дичь к княжескому столу; добыть для князя невесту; отвезти дань татарскому царю; выступить соперником чужеземному богатырю. Никто, кроме богатырей или даже одного определенного богатыря, не может исполнить просьбу князя.

Былины киевского цикла делятся на два разряда: 1) былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом и 2) былины позднейшего новгородского происхождения, приуроченные к Киеву.

В былинах киевского цикла отразилась главным образом деятельность княжеско-дружинного класса Киевской Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты былин суть следующие: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Былины Киевской эпохи включали в себя идеи бескорыстного добровольного и самоотверженного служения Русской земле, высоко ставили этику и мораль защитников Руси и осуждали все, что мешало ее единству и укреплению.

22. Новгородские былины. Темы, сюжеты, образы.

Со второй половины XI века, когда единое Киевское государство распадается на обособленные феодальные княжества, в наиболее крупных и культурно развитых княжествах по уже известным образцам создаются былины о местных героях-богатырях. Такие былины появились в богатом Новгороде. Здесь нет воинских подвигов, борьбы с оружием в руках за независимость. Речь идет о торговом могуществе, о соперничестве Новгорода с Москвой. В новгородских былинах отразился быт средневекового города, – например, изображаются кулачные бои – любимое развлечение древних новгородцев.

Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. Воинская тематика киевских былин имела общерусское значение. Новгород, почти не знавший татарского ига, не разрабатывал былин с воинской тематикой. Из новгородских былин, как сказано, особенно большое значение имеют былины «Садко» и «Василий Буслаев». К новгородским былинам, по справедливому предположению В. Ф. Миллера, относится также былина о Вольге и Микуле, в которой, помимо характерных для северной Руси географических и бытовых деталей, имеется контрастное противопоставление князя-дружинника крестьянину, легко объяснимое в Новгородской Руси, в которой князь был приглашенным со стороны лицом, не имеющим права на землю

Изображение в былине о Садко купеческих пиров, похвальбы лавками с товарами заключает острые социально-бытовые характеристики. Былина разрабатывает тему чудесного избавления от нищеты. Сам по себе такой мотив мог зародиться только в среде, где недоедание-недопивание было обычным явлением

 

23. Исторические песни как жанр, их основные циклы.

Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой и т.д. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами.

В XIX веке жанр исторической песни постепенно приходит в забвение. В начале столетия складывали песни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Героями этих песен являлся народ, любимый военноначальник Кутузов и казак Платов. Эти песни проникнуты патриотическим пафосом, ненавистью к захватчикам.

Циклы.

- Ранние исторические песни - это произведения о времени, когда Русь находилась под гнетом золотоордынского ига. Песни стали концентрированным выражением этого трагического периода в народной судьбе.

Исторические песни XVI в.:

Цикл песен об Иване Грозном разрабатывал тему борьбы с внешними и внутренними врагами за укрепление и объединение русской земли вокруг Москвы. Песни использовали старые эпические традиции: организация их сюжетов, приемы повествования, стилистика во многом были заимствованы из былин.

2. Цикл песен о Ермаке. Ермак Тимофеевич - донской казачий атаман - подлинно народный герой, его образ глубоко вошел в фольклор. Нарушая хронологические рамки, более поздние исторические песни приписывают Ермаку походы на Казань и Астрахань, превращают его в современника и соучастника действий Разина и Пугачева.

Исторические песни XVII в.:

1. Цикл песен о "Смутном времени"отразил острую социальную и национальную борьбу конца XVI - начала XVII в.

2. Цикл песен о Степане Разине - один из самых крупных. Эти песни были широко распространены в фольклоре - гораздо шире тех мест, где развертывалось движение 1667-1671 гг. Они жили в народной памяти в течение нескольких веков. Многие, утратив свою приуроченность к имени Разина, вошли в обширный круг разбойничьих песен.

Исторические песни XVIII в.:

1. Цикл песен о Петровском времени рассказывает о разнообразных событиях этого периода. На первый план выступают песни, связанные с войнами и военными победами русской армии. Были сложены песни о взятии крепости Азова, городов Орешка (Шлиссельбурга), Риги, Выборга и проч. В них выражалось чувство гордости за успехи, достигнутые Российской державой, прославлялось мужество русских воинов.

2. Особую группу составили песни казаков-некрасовцев. В них рассказано об уходе в 1708 г. с Дона на Кубань нескольких тысяч казаков-старообрядцев во главе с атаманом Игнатом Некрасовым, а также об их вторичйом уходе с Кубани за Дунай в 1740 г.

3. Цикл песен о Пугачевском восстании составляет сравнительно небольшое количество текстов, записанных на Урале, в Оренбургских степях и в Заволжье от потомков участников или очевидцев событий 1773—1775 гг. Однако в целом отношение к Пугачеву в песнях противоречивое: он рассматривается то как царь, то как бунтовщик.

Исторические песни XIX в.:

1. Цикл песен об Отечественной войне 1812 г. в художественном отношении очень отличается от ранних циклов. В нем уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже книжной лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный.

24. Баллады. Жанровые особенности. Сюжетный состав. Новая баллада или жестокий романс.

Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Жанровые особенности баллады:

1. Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

2. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

3. Реальное сочетается с фантастическим.

4. Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

5. Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).

6. Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т. д.)

Сюжеты баллад разнообразны, но большее распространение получили баллады на семейно-бытовые темы. В этих балладах главными героями, как и в сказках, являются "добрый молодец" и "красна девица". Часто в них рассказывается о несчастной любви и трагических событиях.

Немало баллад сложено и на любовную тему. К ним относится баллада "Василий и Софья", широко бытовавшая в народе. В ней осуждаются семейные патриархальные отношения, раскрываются мрачные стороны семейной жизни (мать губит сына и его возлюбленную), осуждаются трагические конфликты в семье.

В исторических балладах выделяют два сюжета: о татарском или турецком полоне и о трагических встречах родных.

Довольно большая группа баллад посвящена взаимоотношениям брата и сестры. В ряде баллад братья опекают сестру и сурово карают ее за нарушение нравственности.

Сюжет о встречах родных включает в себя баллады «Козарин», «Теща в плену у зятя».

*См.:Народные баллады/Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова. 1 изд.: М.,Л.,1963; 2 изд.: М.,1983; Фольклор Севера.Региональная специфика и динамика развития жанров.Исследования и тексты/Отв.ред. Н.В.Дранникова,А.В.Кулагина.

25. Духовные стихи (анализ текстов "Голубиная книга", "Егорий Храбрый" и др.). Книги "Стихи духовные" (1991), "Фольклор Севера" (1998).

Духо́вные стихи́ - русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом пса́льма - по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние стихи именовались словом кант или канта.

«Голубиная книга».

В начале Стиха повествуется о том, что с небес падает на землю гигантская книга, в к-рой изложены все тайны мироздания. Основная часть Стиха представляет диалог между Волотоманом Волотомановичем и Давидом Евсеевичем, последний толкует содержание книги; диалог напоминает обмен загадками и отгадками. Сначала царь Давид Евсеевич излагает версию сотворения мира, в соответствии с к-рой мир появляется без участия божественной воли, в результате эманации света, зари, небесных светил из тела божества. Эта версия имеет параллели с мифами о творении мира из тела первочеловека, известными у разных народов. Далее следует рассказ о появлении первых людей и сословий. 3-я ч. Стиха - вопросы о сакральных элементах мироздания и мироустройства: «матерью всех городов» в Стихе обычно именуется Иерусалим, главным храмом - храм Воскресения Христа, построенный на Голгофе, главным царем - рус. царь, главной землей - Св. Русь, главной горой - Фаво



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: