ЛЕКЦИЯ 17.
Основы административного судопроизводства (КАС РФ).
Организационный момент.
2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ), о предмете его регулирования, о подведомственности и подсудности административных дел судам, о представительстве в суде, а также о доказательствах и доказывании».
План:
2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».
2.2. Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Предмет регулирования КАС РФ. Подведомственность и подсудность административных дел судам.
2.3. Представительство в суде. Доказательства и доказывание.
2.4. Самостоятельная работа.
Повторение пройденного.
3.1. Дайте определение административного наказания.
3.2. Перечислите административные наказания, которые могут устанавливаться только в качестве основных.
3.3. Перечислите административные наказания, которые могут устанавливаться в качестве основных и дополнительных.
3.4. Опишите порядок наложения административного наказания.
3.5. Почему при назначении административного наказания надо учитывать личность и имущественное положение физического лица?
Изучение нового материала.
4.1. Сегодня мы начинаем рассматривать все, что связано с административным судопроизводством. Под запись. «Вопросы административного судопроизводства регулирует Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Под административным судопроизводством понимается рассмотрение и разрешение административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Например, это дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов (в т.ч. органов власти и органов местного самоуправления), должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Также сюда относятся административные дела о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в психиатрическую или иную медицинскую организацию, о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного в случае отказа его законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Полный список административных дел приведен в ст. 1 КАС РФ.
|
Следует отличать подведомственность административных дел судам от их подсудности. Подведомственность определяет, какие суды из общей судебной системы РФ могут рассматривать административные дела. Ст. 17 КАС РФ устанавливает, что Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, кроме дел, отнесенных законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Подсудность устанавливает, какие суды (по их иерархии) имеют право на рассмотрение тех или иных дел. Статьи 17.1 – 21 КАС РФ устанавливают подсудность административных дел мировым судьям (самая нижняя ступень иерархии), военным судам, районным судам, верховным судам регионов (краев, городов федерального значения, областей) и Верховному Суду РФ. Подсудность определяется местонахождением ответчика (государственного органа, должностного лица и т.д.) или территорией, на которую распространяются полномочия ответчика. Если административное дело подсудно нескольким административным судам, то истец сам выбирает, в какой суд подать иск».
|
4.2. Под запись. «Вопросы представительства в суде регулирует гл. 5 КАС РФ. При ведении административного дела возможно привлечение представителя истца и/или ответчика, при этом сам истец/ответчик также имеет право участвовать в суде. Также имеются случаи, когда представитель обязан присутствовать на суде. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. В начале судебного заседания представитель предъявляет оригинал документа, подтверждающего требования к нему, а также доверенность, в которой указаны его права и обязанности. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, кроме действий, которые должно совершить само представляемое лицо, если суд признает это необходимым.
Вопросы доказательств и доказывания регулирует гл. 6 КАС РФ. Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном действующим законодательством порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Доказательства должны быть относимыми (иметь значение для рассмотрения и разрешения административного дела) и допустимыми (полученными в соответствии с законом). Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Законность оспариваемого акта органа государственной власти должен доказывать представитель этого органа. От доказывания стороны освобождаются в следующих случаях: когда обстоятельства общеизвестны (например, наличие банков, через которые можно платить страховые взносы – в деле о неуплате взносов) или установлены решением суда по гражданскому, административному или арбитражному делу, а также приговором суда по уголовному делу».
|
4.3. Самостоятельная работа на уроке. Откройте справочно-правовую систему «Консультант Плюс», найдите КАС РФ, откройте и прочитайте ст. 68 и 69 КАС РФ, после чего запишите в тетрадь вопрос «В чем отличие объяснений от свидетельских показаний?», после чего ответьте на него письменно.