- На этом месте жил князь. Он был воином. А у воина всегда была экипировка. (на экране воин без экипировки, рядом варианты экипировки). Посмотрите на экран и назовите, что относится к экипировке воина? (дети к воину сдвигают нужные предметы, называя их)
- Молодцы!
- Но был ещё один предмет из тонкой проволоки, как колючка. Он наносил урон нашим врагам. (показ иллюстрации с оружием).
.Вам нужно узнать его название, отгадав загадку:
Чуб – стрела,
Голова бела.
Делится на дольки.
Дольки – очень горьки. (Чеснок)
- Вы удивлены? (да)
- А ведь это оружие имеет размер чеснока и рассыпается как головка чеснока на несколько частей. Это оружие ранит врага, раны от него неприятны также как и неприятно жевание чеснока или попадание его на ранку кожи.
- Это наша первая открытая тайна, а вот и цифры к коду (на обратной стороне картинки 1501 это год использования оружия)
- Давайте вернёмся к карте. Какая следующая цифра? (2). (рядом с цифрой 2 изображение рыбака в лодке)
- Найдите цифру 2 в нашем зале. (рядом с пианино стол, на котором лежит иллюстрация с лодкой и рыбаком лицом вниз). (воспитатель показывает иллюстрацию).
- Ребята, люди, которые занимаются рыбалкой, как называются? (рыбаки)
- Как вы думаете, раньше жили рыбаки? (да)
- А как их называли? (рыбаками, не знаем).
- Что делает рыбак? (рыбачит, ловит рыбу)
- Если рыбачит, то рыбак. Если ловит, то ловец, ловчий. Раньше рыбаков называли ловцы рыбы. Поэтому наш город назывался "Царская ловецкая слобода", а в простонародье "Рыбная слобода".
- Это наша вторая открытая тайна, а вот и цифры к коду (на обратной стороне картинки 1771 это год, когда наш город носил название Царская ловецкая слобода).
- Возвращаемся к карте. Какая следующая цифра? (цифра 3 у экрана интерактивной доски).
- Присаживайтесь на стулья, посмотрите на картинку (воспитатель показывает иллюстрацию с купцом)
- Кто это? (купец)
- Вы знаете, что наш город был купеческим, и в нём было много купцов. Один из них к нам пожаловал.
- Посмотрите на экран.
(на экране видео с купцом)
- Здравствуйте ребята, приветствую вас. Я собрался идти на ярмарку и не могу найти два предмета одежды, без которых нельзя появиться на людях.
- Ребята, посмотрите внимательно на одежду купца. Чего не хватает? (картуза и пояса) (видео с купцом продолжается)
- Правильно, ведь в старину уважающий себя купец не мог выйти на улицу без картуза и пояса (надевает на себя картуз и пояс) Теперь я могу появиться на ярмарке. До свидания.
- Это наша следующая открытая тайна, а вот и цифры к коду 1851 (развернулось купечество в нашем городе).
- Давайте вернёмся к карте. Какая следующая цифра? (цифра 4 на столе у стены)
Воспитатель показывает иллюстрацию с хлебной биржей.
- Сейчас это здание музея, а раньше что там находилось? (хлебная биржа)
- Чем торговали на хлебной бирже? (хлебом). Не хлебом торговали, а тем из чего его делали: мукой и зерном. Это наша следующая открытая тайна, а вот и цифры к коду 1912 (открытие биржи).
- Давайте вернёмся к карте. Какая следующая цифра? (цифра 5 на столе у окна)
На столах лежат образцы изразцов, цветные карандаши, макет печки, клей-карандаш.
Дети садятся за столы рисовать.
- Ребята, вы знаете, что в нашем городе купцы не только торговали, но и строили фабрики и заводы. У нас в Рыбинске был купец Аксёнов. У него была фабрика изразцов.
- Изразцами что украшали? (печки)
- И вот одна из таких печек в 1895 году попала на всемирную французскую выставку. Она очень понравилась французам, что её купил и поставил у себя дома русский посол во Франции. Я предлагаю вам изготовить такой изразец.
(раскрась и укрась общую печь).
- Это следующая открытая тайна, а вот и цифры к коду (в 1895 годупечка была во Франции на конкурсе).
- Вернёмся к карте. Какая следующая цифра? (6).
Дети стоят у карты.
- Что вы видите на карте? (памятник бурлаку)
- Кто такие бурлаки? (люди, которые тянут баржу или корабль по Волге)
- Раньше наш город был центром бурлаков и назывался он тогда - город бурлаков. А в недавнем времени город стал носить название - город технарей.
- Как вы думаете, почему так называли наш город? (потому что много техники в городе)
- Давайте найдём цифру 6 в зале (цифра 6 у доски).
Дети садятся полукругом у доски.
- И сейчас наш город славится тем, что делает сердце самолёта.
- Что такое сердце самолёта? (мотор)
- Почему мотор считают сердцем самолёта? (потому что без мотора самолёт не полетит)
- Летал самолёт по небу и никак не думал, что он станет памятником.
- Где находится такой памятник? (на Скомороховой горе).
- Посмотрите на экран. (воспитатель включает игру-пазлы «Собери самолёт»). Ой, что- то случилось с картинкой. Помогите мне её собрать (дети на экране собирают пазл).
- Это следующая открытая тайна, а вот и цифры к коду (1982 год - самолёт поставили на гору).
- Берите коды с цифрами, вставляйте их в отверстия. Открывайте ларец. Что там? (книга о Рыбинске).
- Ребята, а мы можем сами сделать свою тайну о нашем городе? (да)
- Что может быть тайной? (что-то интересное, поделка, фото, картинка...)
- Давайте сделаем тайну. Какие вы знаете сооружения-бренды, глядя на которые можно догадаться, что это наш город? (собор, каланча, музей, волжский мост)
- У меня есть иллюстрации этих сооружений (на столе лежат небольшие иллюстрации достопримечательностей Рыбинска и других городов). Выберите наши бренды. Давайте их запечатаем в конверт и положим в ларец для гостей нашего города. Пусть они тоже поиграют в нашу игру (дети складывают в конверт картинки, запечатывают его печатью и кладут в ларец).
- Вынимайте коды с цифрами из отверстий ларца. Ларец заперт. Наша игра закончилась.
- Вам понравилось разгадывать тайны?
- Какая тайна вас больше всего удивила?
- Что показалось для вас трудным при разгадывании тайн?
- Вы молодцы! Все трудности мы вместе преодолели, тайны открыли. Вы были любознательны и активны. С такими ребятами мне понравилось играть!