ЛЕКЦИЯ 18.
Правила производства в судах различных инстанций (КАС РФ).
Организационный момент.
2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете об общих правилах производства в суде первой инстанции, об особенностях производства по отдельным категориям административных дел, а также об упрощенном (письменном) производстве по административным делам».
План:
2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».
2.2. Общие правила производства в суде первой инстанции.
2.3. Особенности производства по отдельным категориям административных дел. Упрощенное (письменное) производство по административным делам.
2.4. Самостоятельная работа.
Повторение пройденного.
3.1. Дайте определение административного судопроизводства.
3.2. Дайте определение подведомственности административных дел.
3.3. Дайте определение подсудности административных дел.
3.4. Расскажите о представительстве в административном суде.
3.5. Расскажите о доказательствах и доказывании в административном судопроизводстве
Изучение нового материала.
4.1. Сегодня мы рассмотрим вопросы судопроизводства во время судебных заседаний. Под запись. «Общие правила производства в суде первой инстанции регулирует раздел III КАС РФ. Помимо судебного заседания, судья может единолично вынести судебный приказ на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций (штрафов, пошлин и пр.). Этот приказ является исполнительным документом и его можно задействовать через службу судебных приставов.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления изложены в ст. 125 КАС РФ. Как и в других случаях, в заявлении, помимо прочего, должны содержаться основание иска (сведения о нарушениях прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд, или иных лиц, были нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, а также, в чем состоит это нарушение) и предмет иска (одно или несколько требований, изложенных в ст. 124 КАС). Также в заявлении должны быть доказательства и могут содержаться ходатайства. Перечень прилагаемых документов содержит ст. 126 КАС. Судья в 3-хдневный срок рассматривает заявление и, если все требования к нему соблюдены, выносит определение о принятии его к производству. Причины отказа в принятии заявления излагаются в ст. 128 КАС, причины возвращения заявления – в ст. 129 КАС. При оставлении заявления без движения (ст. 130 КАС) судья выносит определение о сроке, в который заявитель должен устранить обстоятельства, из-за которых заявление оставлено без движения.
|
Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится судьей после принятия дела к производству. Для этого может быть вынесено отдельное определение с указаниями действий сторон дела и сроков их совершения, также действия и сроки их совершения могут быть указаны в определении о принятии дела к производству. Сроки определяются с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить, но на практике не меньше 30 календарных дней с даты принятия дела к производству. Действия сторон и суда при подготовке дела к разбирательству перечислены в ст. 135 КАС.
|
В случае допустимости взаимных уступок сторон возможно их примирение, которое касается только их прав и обязанностей. По ходатайству сторон суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон. Стороны совместно составляют соглашение о примирении, которое утверждается в судебном заседании, в т.ч. и в предварительном. При утверждении судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части. Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением. Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению. По окончании подготовки дела к разбирательству проводится предварительное судебное заседание, во время которого судья определяет готовность дела к суду, а также выясняет возможность урегулирования спора до суда. Если суд признает дело подготовленным и стороны не желают примириться или разбирать дело во внесудебном порядке (медиация), судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом РФ до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления иска в суд, включая срок на подготовку дела к суду. При нарушении любого из перечисленных ниже обстоятельств решение суда считается недействительным и подлежит отмене.
|
Судебное разбирательство проходит устно, участники обращаются к суду «Уважаемый суд», а к судье – «Ваша честь». С момента открытия заседания ведется его протокол. В назначенное время судья открывает заседание, секретарь докладывает суду, кто из сторон явился/не явился, докладывает о причинах неявки и о том, был ли неявившийся извещен должным образом (если неявившемуся послано заказное письмо с уведомлением о вручении – считается, что его известили должным образом). Затем судья устанавливает личность каждого явившегося участника разбирательства, проверяют полномочия должностных лиц и представителей. Свидетели удаляются из зала суда. Судья объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и заинтересованных лиц, эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотвод и отвод. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей изложены в ст. 150 КАС. Разбирательство административного дела может быть отложено по основаниям в ст. 152 КАС. Затем судья разъясняет лицам, участвующим в деле, экспертам и специалистам (при их наличии) их права и обязанности, в т.ч. процессуальные. После этого судья докладывает административное дело и выясняет, поддерживает ли истец свой иск, признает ли ответчик этот иск, и (если закон допускает по таким делам примирение сторон) – не желают ли стороны заключить примирительное соглашение и закончить дело. Если истец отказывается от иска, ответчик признает иск и они хотят заключить примирительное соглашение, это отмечается в протоколе и судья выносит определение о прекращении дела. Если закон не допускает по таким делам отказ истца от иска, признание иска ответчиком и утверждение соглашения о примирении сторон, судья разъясняет это истцу и ответчику. Если стороны хотят судиться или примирение невозможно по закону, рассмотрение дела продолжается. В ходе судебного заседания в случае наличия исследуются доказательства, допрашиваются свидетели (в т.ч. несовершеннолетние), при наличии эксперта и/или специалиста оглашаются результаты их деятельности и заслушиваются их пояснения. После исследования всех доказательств судья предоставляет слово для заключения по делу прокурору (если это предусмотрено КАС), а также выясняет у других лиц, участвующих в деле, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений судья объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям, требования к которым изложены в ст. 171 КАС. Если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения дела по существу. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по делу. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал суда, где судья объявляет решение суда. Затем судья устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования. В случае объявления только резолютивной части решения суда судья разъясняет, когда будет изготовлено мотивированное решение и каким образом это решение будет доведено до сведения лиц, участвующих в деле, их представителей. Требования к решению суда изложены в главе 15 КАС».
4.2. Под запись. «Особенности производства по отдельным категориям административных дел регулирует раздел IV КАС. В главах, составляющих этот раздел, изложена специфика требований, предъявляемых в случае конкретной категории административных дел. Так, например, заявление о признании нормативного акта (закона, постановления правительства и пр.) недействующим могут обратиться только те, к кому относится такой акт в силу его направленности. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно (а не «могло стать известно») о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Заявление о приостановлении деятельности или ликвидации общественной организации (в т.ч. партии, религиозной организации) может быть подано только должностными лицами, уполномоченными по закону на контроль за деятельностью таких организаций. Иск, связанный с установлением административного надзора, принимается к производству незамедлительно, и только после этого суд истребует необходимые документы; при этом дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления иска в суд.
Существует возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Вопросы, связанные с этим, регулирует глава 33 КАС. Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено истцом и ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
3) указанная в иске общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 т.р.;
4) в иных случаях, предусмотренных КАС».
4.3. Самостоятельная работа на уроке. Прочитайте записанный текст в части особенностей производства по отдельным категориям административных дел, запишите в тетради вопрос «Почему в случае дела по установлению административного надзора процедура принятия иска к производству и сроки рассмотрения дела не соответствуют базовым требованиям?», перейдите по ссылке https://rg.ru/2011/04/08/nadzor-dok.html, прочитайте текст статей 2 и 3 соответствующего закона, после чего ответьте на вопрос письменно с использованием собственных аналитических способностей.