МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»
Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Кафедра журналистики и медиакоммуникаций
РЕФЕРАТ
по предмету «Теоретические основы исследований медиа»
на тему:
ЧЕТЫРЕ ТЕОРИИ ПРЕССЫ(СИБЕРТ, ШРАММ И ПИТЕРСОН)
Выполнил:
студент 1 курса
очного отделения
направление подготовки: ММЖ
Уварова Е. В.
Научный руководитель:
Жилавская И. В.
Доцент, к.ф.н.
Москва-2017
«Четыре теории прессы»:
Авторитарная теория
Следуя определению, приведенному в книге американских социологов Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрамма «Четыре теории прессы» «авторитарная теория» является старейшей.
Во времена зарождения прессы считалось, что истина исходит от мудрецов, которым дано вести и направлять других, т.е. от людей, приближенных к власти. Правители тех времен использовали прессу для информированияподданных, например, о том, какой политикиим следуетпридерживаться. В частную собственность пресса могла попасть только по особому разрешению, которое выдавалось только в том случае, если власти были полностью уверены в его поддержке. Право на издательскую деятельность предоставлялось на тех же условиях. При этом представитель власти оставлял за собой правокак определять, так и менять политику, право выдавать лицензию, и даже право на цензуру[1].
Авторитарная теория поддерживает и отражает авторитарную доктрину государственного устройства, которому она служит. Пример тому гитлеровская Германия, Италия Муссолини и т.д.
|
Либертарианская теория
Либертарианская теория («Libertarian» – основанная на свободе воли)зародилась в конце XVII века, сформировалась в XVIII веке и, наконец, начала повсеместно употребляться лишь в XIX веке.
В данной теории человек представляетсякак существоразумное, которое не нуждается в том, чтобы его направляли. В этот период право поиска истины выступает как естественное право человека.
Прессаявляется средствомизложения фактов, на основаниикоторых общество может наблюдать за властью и формировать собственное мнение касательно политики.
«Чтобы правдамогла пробить себе дорогу, должны быть равно услышаны все идеи, должен существовать «свободный рынок» идей и информации»[2].
США и Англия почти полностью освободили прессу от влияния правительства и дали ей право выступать как «четвертая власть» в процессе управления.
Пресса служила различным целям:
· являлась средством противодействия колонизации;
· для выражения недовольства;
· за свободу религии;
· защищала от злоупотреблений власти;
· как средство достижения истины;
· компонент коммерческой свободы[3].
Трудности возникали лишь в том случае, когда предпринимались попытки представить свободу прессы как основополагающее право или ввести ограничения на его применение.
Также, недовольство вызывали ряд других причин:
· коммерциализация прессы;(в США на долю 5крупнейших издательств приходилась 2/3 всех газетных и журнальных тиражей. Лишь 5 компаний производилифильмы, которые могли смотреть американцы. 2-3 сети обслуживаливсе радио- и телевизионные вещательные станции в стране[4];
|
· самая острая критика была направлена в адрес маргинальных периодических изданий, которые имели дело с порнографией и комиксами, за то, что они способствовали разложению нравов и толкали молодежь к преступлениям[5].
Теория социальной ответственности
Как утверждает комиссия по вопросам свободы печати, «защита от вмешательства правительства в наше время не является достаточной гарантией, что человек, у которого есть что сказать, получит такой шанс. Те, кто владеют и управляют прессой, и решают, какие люди, факты или версии таких фактов будут предъявлены публике»[6]. Беспокойство, вызываемое такой ситуацией, лежит в основе развития теории социальной ответственности.
Данная теория принуждает власть иСМИ быть социально ответственными. Если же средства массовой информации не берут на себя данную ответственность, есть вероятность появления общественного органа, который будет обеспечивать социально ответственное поведение СМИ[7].
Кодекс «Каноны журналистики» был принят Американским обществом редакторов газет в 1923 г. В нем содержались призывы работать с чувством ответственности к общественному благу, соблюдая искренность, честность, правдивость, порядочность, беспристрастность и уважение к частной жизни человека[8].
Несмотря на то, что радио и телевидение в США, в отличие от газет, изначально регламентировались правительством, были созданы Кодексы киноиндустрии, радиовещателей и телевещания отражавшиеновые условия работы прессы[9].
|
В 1927 г. была создана Федеральная комиссия радиовещания основной задачей которой было распределение радиочастот и наблюдение за содержанием программ[10]. Также, была создана правительственная организация -Федеральная комиссия связи. Она выдавала лицензии на вещание и осуществляла надзор за эфиром.
Философско-социологические основания восходят к практике Комиссии по свободе прессы конца XVIII в. - информировать, развлекать и продавать, размещая рекламу, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения[11].Контроль за прессой «осуществляет» общественное мнение и профессиональная этика журналиста. Отличительной характеристикой является то, что СМИ должны стать социально ответственными, в противном случае их заставят быть таковыми[12].
Дж. Пулитцер писал: «Только самые высокие идеалы, самое добросовестное стремление поступать справедливо, самое точное знание проблем, с которыми ей придется столкнуться, и искреннее чувство ответственности спасут журналистику от раболепства перед классом имущих, преследующих эгоистические цели и противодействующих общественному благоденствию»[13].
В 1969 г. известный американский теоретик журналистики профессор Б.Ракер выступил в профессиональном журнале «Grassroots Editor» со статьей «Бунт журналистов – необходимое условие для того, чтобы выжить!»[14].
Критикуя существующую систему, он писал: «Сейчас никто не может сомневаться в том, что владельцы средств массовой коммуникации: печати, радио, телевидения – действуют в интересах богатых»[15].
Ученый был уверен, что единственный способ изменить ситуацию – это журналистский контроль над редакционной и информационной политикой СМИ.
В качестве примера Б.Ракер приводил французские газеты «Le Figaro» и «Le Monde».