Таблица степеней «хороших»чисел
22=4 | 23=8 | 24=26 | 25=32 | 26=64 | 27=128 | 28=256 | 29=512 | 210=1024 |
32=9 | 33=27 | 34=81 | 35=243 | 36=729 | ||||
52=25 | 53=125 | 54=625 | ||||||
62=36 | 63=216 | |||||||
72=49 | 73=343 |
Свойства степеней
1. При умножении показатели складываются: ![]() | ![]() | ||
2. При делении показатели вычитаются: ![]() | ![]() | ||
3. При возведении степени в степень показатели перемножаются: ![]() | ![]() | ||
4. Если показатели одинаковые, то основания можно перемножать или делить: ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() | ||
5. Любое число в нулевой стпени равно 1: ![]() | ![]() | ||
6. Если показатель отрицательный, то основание
«переворачивается», а у показателя убирается «минус»: ![]() | ![]() ![]() | ||
7. При извлечении корня показатели делятся: ![]() ![]() | ![]() ![]() | ||
Полезные советы:
1) Десятичные дроби лучше представлять в виде простых – и в основаниях, и в показателях:
Пример:
2) При преобразованиях корни удобнее представлять как дробные степени; а когда надо будет вычислить значение, надо опять дробные степени представить в виде корня:
Пример:
3) Если есть степени с разными основаниями, то можно одно из оснований представить как произведение других:
Пример:
Внимание!
Если в степень возводится скобка, то надо возводить в эту степень ВСЕ множители, которые стоят в скобке! (не забыть возвести в степень числа! и потом привести подобные!)
Пример:
(в знаменателе тройка возвелась в квадрат!)
2. Показательные уравнения – где х стоит в показателе степени, например
Как решать | Пример 1: ![]() | Пример 2: ![]() |
1) Все степени приводим к одному основанию (в качестве основания берем «хорошее число») | ![]() ![]() | ![]() |
2) Пользуясь свойствами степеней, упрощаем | Здесь упрощать нечего | ![]() |
3) Убираем основания | ![]() | ![]() |
4) Решаем получившиеся уравнения | ![]() | ![]() |
5) Пишем ответ | Ответ: х=0 | Ответ: х=1 |
Если к одному основанию не привести | Пример 1: ![]() | Пример 2: ![]() |
1) Приводим все степени к одному показателю | Здесь и так показатели одинаковые | ![]() |
2) Если степени с разных сторон от знака равенства, делим на любую из них; если с одной стороны – перемножием | ![]() | ![]() |
3) Дальше должно привестись к одному основанию, и основания можно убрать | ![]() | ![]() |
4) Решаем получившееся уравнение | ![]() | ![]() |
5) Пишем ответ | Ответ: х=-2 | Ответ: х=1 |
Простейшие показательные неравенства
Показательные неравенства решаются точно так же, как показательные уравнения.
Но! Если основание меньше единицы, то, когда мы убираем основания, знак неравенства меняется.
Например:
![]() | ![]() | ![]() |
4. Логарифм числа а по основанию b - это показатель степени, в которую надо возвести b, чтобы получить a.
То есть если , то
Значит, чтобы найти логарифм, надо решить показательное уравнение.
Пример: Найти : Пусть
=х, решаем уравнение:
. Значит,
=2,5
Логарифмы можно брать только от положительных чисел!
Основание лоарифма должно быть положительным и не равно 1!
Логарифм единицы равен нулю!
Десятичный логарифм – логарифм по основанию 10. Записывается
Натуральный логирифм – логарифм по основанию e. Записывается (е – иррациональное число, ≈2,718)
5. Основное логарифмическое тождество: (Пример:
)
Полезные советы:
1) не забываем про свойства степеней! Пример: Найти =
=
2) если число, возводимое в степень, не такое, как основание логарифма, то надо это число представить в виде степени, и потом использовать свойства степеней: Пример:
3) в более сложных случаях показатель степени преобразуется по свойствам логарифмов (см. дальше)
Пример:
Любое число можно представить как логарифм, например,
Свойства логарифмов
1. Если числа перемножаются, то их логарифмы складываются:
![]() | ![]() | |
2. Если числа делятся, то их логарифмы вычитаются: ![]() | ![]() | |
Следствие: ![]() | ![]() | |
3. Показатель степени выносится за логарифм ![]() | ![]() ![]() | |
4. Формула перехода к новому основанию: ![]() | ![]() |
Следствие 1: ![]() ![]() | ![]() ![]() |
Следствие 2: ![]() ![]() | ![]() |
Следствие 3: ![]() | ![]() |
5. ![]() | ![]() |
Некоторые примеры задач
1) Если подряд записаны два логарифма (или несколько), то они вычисляются справа налево: | ![]() |
Такие примеры нельзя путать с теми, где логарифмы просто перемножаются: ![]() | |
2) Если логарифм возводится в квадрат (или другую степень), показатель степени пишется прямо над логарифмом: | ![]() |
3) В заданиях, где есть сумма или разность логарифмов: Если перед логарифмами стоят числа, то надо сначала эти числа «перетащить в показатели степени» Если слагаемых несколько, то слагаемые с «плюсом» пишем в числителе дроби, а с «минусом» - в знаменателе Все десятичные дроби представляем в виде простых! Внимательно следим, чтобы основания логарифмов были одинаковыми! Если основания разные, то переходим к одному основанию, при этом какой-то логарифм должен легко вычисляться. | ![]() ![]() ![]() |
4) Если логарифмы стоят в показателе степени, то применяем свойства степеней и основное логарифмическое тождество: | ![]() |
5) При умножении и делении неберущихся логарифмов надо переходить к новому основанию: | |
Иногда: сразу по формуле перехода (справа налево) Если логарифмы перемножаются, то один из них можно перевернуть и получить нужную дробь: Если берутся логарифмы от одного числа, но по разным основаниям, удобно перевернуть оба логарифма: Отдельно стоящие числа (слагаемые) представляются в виде логарифмов: | ![]() ![]() ![]() ![]() |
7. Простейшие логарифмические уравнения | ![]() | ![]() |
1) Отдельностоящие числа представляем как логарифмы | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
2) Переносим слагаемые из одной части в другую, чтобы не было знаков «минус» | ![]() | |
3) Используем свойство ![]() | ![]() | |
4) Используем свойство ![]() | ![]() | |
5) Убираем логарифмы | ![]() | ![]() |
6) Решаем получившееся уравнение | ![]() | ![]() |
7) ОБЯЗАТЕЛЬНО подставляем получившиеся корни в ИСХОДНОЕ уравнение и убеждаемся, что под логарифмами получаются положительные числа | ![]() | ![]() ![]() |
8) Пишем ответ: | Ответ: х=6 | Ответ: х=10 |
Логарифмические уравнения, где х стоит в основании логарифма, решаются как обычные. Но корни проверяются на выполнение следующих условий: основание логарифма должно быть больше 0 и не равно 1.
Пример: Решение:
;
Проверяем корни:
И ответ в этом уравнении x=12
Логарифмические уравнения, где логарифм стоит в показателе степени, решаются по основному логарифмическому тождеству. Для этого, возможно, придется перейти к новому основанию. Пример:
Решение:
Проверяем корень:
8. Простейшие логарифмические неравенства | ![]() |
1) Выполняем преобразования так же, как при решении логарифмических уравнений, до того момента, когда надо будет убрать логарифмы (или один из них) | ![]() ![]() |
2) Убираем логарифмы, и заменяем одно неравенство системой. Первое неравенство системы – то, которое получится, если из исходного неравенства убрать логарифмы Второе (и остальные) неравенства системы получаются из ОДЗ: То, то чего берется логарифм, должно быть больше 0 Внимание! Если основание логарифма меньше 1, то, когда убираем логарифмы, знак неравенства меняем! |
![]() |
3) Решаем получившуюся систему | ![]() |
4) Пишем ответ: | Ответ: ![]() |
Тест 1 степени и логарифмы | Тест 2 степени и логарифмы | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Решить уравнение ![]() | Решить уравнение ![]() | |||
Рещить уравнение ![]() | Рещить уравнение ![]() | |||
Решить уравнение ![]() | Решить уравнение ![]() | |||
Решить неравенство ![]() | Решить неравенство ![]() | |||
Решить неравенство ![]() | Решить неравенство ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Вычислить ![]() | Вычислить ![]() | |||
Решить уравнение ![]() | Решить уравнение ![]() | |||
Решить уравнение ![]() | Решить уравнение ![]() | |||
Решить неравенство ![]() | Решить неравенство ![]() | |||
Решить неравенство ![]() | Решить неравенство ![]() |