Цель: познакомить с историей становления и развития арт-менеджмента в России и зарубежном.
План лекции:
1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.
2. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.
3. Арт-менеджмент в России: особенности становления и развития. Особенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.
4. Этапы развития арт-индустрии в России. Современное состояние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.
5. Потенциал российского арт-рынка. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России. Престижность инвестиций в произведения искусства. «Теневая» сторона российского арт-бизнеса.
Содержание:
1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.
Арт-индустрия (от лат. art-, industria – деятельность) - сфера деятельности, сектор арт-рынка, включающий в себя производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.
|
Трубадурское движение во Франции (конец XI в.): написание музыки под заказ; Основной вид лирики трубадуров - canso-«песня» (кансона) в несколько строф, с «посылкой» (tornada) вместо припева; жанровое разнообразие песен (от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников); наемные певцы, бродячие артисты (жонглеры), зазывалы.
Постепенная профессионализация трубадурского мастерства и стандартизация формальной стороны трубадурской поэзии в ее классический период. Трубадурское движение во Франции (конец 11 в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты. Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, в последствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представления была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сейчас основная, отличительная черта современного шоу.
|
Появление различных развлекательных заведений XVIII век: мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу (синтез ярморочных и карнавальных представлений); особый уровень исполнительского искусства (открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность); театр Монтансье - культурно-развлекательный центр (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. театр «Водевиль» (1792 г.). Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами; кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.
В зарубежных странах появились различные развлекательные заведения - мюзик-холлы, варьете, кабаре, менестрель-шоу, которые соединили в себе весь опыт ярморочных и карнавальных представлений и явились предшественниками современных зрелищных организаций. С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, так как новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Сформировавшаяся во второй половине 19 века деятельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвали появление более крупных, зрелищных предприятий - кафе-концертов, как, например «Амбассадор», «Эльдорадо» и другие. Данной форме показа номеров были свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. В это время Франция приобретает статус культурно-развлекательнго центра. «Театр Монтасье» (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. В 1792 г. большую популярность приобретает театр «Водевиль». Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами. Большой популярностью пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменение формы сценической площадки.
|
Джаз (англ. Jazz) возник в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерные черты музыкального языка: импровизация, полиритмия, уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры (свинг). Культурно-развлекательный центр переносится в Америку. Особой вехой этого периода явилось развитие джаза: джаз становится частью культуры клубов, особый дизайн концертных залов, первые афиши, плакаты, фотографии «звезд». Несмотря на то, что джазовая музыка зародилась в капиталистическом обществе, где основой экономических отношений являлся рыночный механизм, этот музыкальный жанр, не имея широкой популярности и, зачастую, не приносящий коммерческого успеха, тем не менее выступал общепризнанным социокультурным феноменом современности. В джаз - дансингах - залах для танцев звучала джазовая и стилизованная под джаз танцевальная и развлекательная музыка в исполнении больших оркестров. Джаз - клубы представляли собой большую танцевальную площадку со сценой для выступления музыкантов. Обязательными атрибутами джаз - клуба являлись бар и ресторан.
Бигбэнды выступали в сопровождении джаз - балета, артистов оригинального жанра. Концертные выступления носили характер шоу.
С отменой сухого закона в Америке усилился подъем индустрии развлечений. Наряду с клубами, имевшими узкую направленность, открылось огромное количество клубов типа - мюзик - холл. Джаз становится основой для постановок мюзиклов. Этот период расцвета коммерческой стилизованной джазовой музыки рождает джазовые стандарты, являющиеся основой, хрестоматийной классикой традиционного джаза, широко используемые как темы для импровизации. Город Новый Орлеан, сыгравший значительную роль в формировании джаз - клубов на протяжении долгого времени, начиная с конца XIX века стал центром клубной жизни штата Луизиана.
Новый Орлеан был городом клубов различного назначения. Клубы выступали как общественные институты, добровольные объединения групп людей определенной социальной и этнической принадлежностью с целью общения, связанного с различными интересами и потребностями в совместной деятельности, включающей в себя совместное музицирование не только на любительском, но и на профессиональном уровне.
Повсеместно стала распространяться система арт - менеджмента в области джазового искусства, а также джаз - агентства, музыкальные биржи. Традиции антрепренерства. С развитием и становлением джазового искусства через систему клубных досуговых учреждений постепенно формируется соответствующее направление в системе специального музыкального образования в государственных и частных учебных заведениях США и Европы. Открываются факультеты композиции с обязательным углубленным изучением основ импровизации при консерваториях, университетах, музыкальных колледжах, и академиях изящных искусств. Джаз как социально-культурный феномен начинают подробно изучать на факультетах культурологии, социологии культуры, искусствоведения. Благодаря этому прогрессивному явлению за рубежом появляется Концертный джаз, как одна из форм клубной деятельности, а также создаются профессиональные клубы джазовых музыкантов за рубежом. В 20-е годы большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся т.н. оркестрами симфоджаза. В этот же период возникает самобытный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Специальный дизайн интерьера, создавал особую неповторимую атмосферу и ауру джаз - клуба, и отражающую имидж заведения. Аксессуарами интерьера являлись личные вещи, фотографии, музыкальные инструменты популярных исполнителей, представляющие антикварную ценность. Чем больше были коллекции личных вещей, принадлежавших знаменитости, тем престижнее был уровень заведения. При выступлении джазмены строго придерживались музыкальной стилистики, на которую была ориентирована деятельность клуба. В последствии джаз распространился во всех странах Европы.
Развитие кинематографа произвело ошеломляющий эффект по всему миру, в последствии становясь непосредственным атрибутом любого общества. С конца 1880-х-начала 1900-х годов он тесно соседствует с формирующейся отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище является непосредственным продолжением балагана. Ленты перевозились из города в город предпринимателями на фургонах вместе с проекционной аппаратурой. Отсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на значительной территории страны. Учитывая этот факт, предприниматели приобретают небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности кинопроката.
Середина 20 в. - становление рок-музыки. Первые рок-оперы - музыкально-драматического жанра, основой которого является стилистика рок-н-ролла: 1. Сочетание диалогов с танцевальными эпизодами, специфической пластикой, вокалом, эксцентрическими приемами звукового оформления и светотехники; 2. Рок-опера объединена общим сюжетом, однако каждая композиция может восприниматься как отдельное произведение; 3. Сочетание рок-музыки, фольклора и джаза; 4. Переосмысление мифологических и библейских сюжетов (И. Христос-хиппи, бунтарь, бросивший вызов обществу).
Конец 20 в. ознаменовался развитием поп-рок-музыки, сочетающей все направления эстрадного искусства; соединяющей и создающей новые музыкальные стили, вбирающей все виды художественной культуры и современного творчества.
2. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.
1. Зарождение арт-рынка в Англии (конец XVII века). Художественный рынок – система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.
Буржуазная революция способствовала формированию рыночной экономики; протестантская этика раннего капитализма; появление рынка искусства; статус художника определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ; влияние на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Точная дата возникновения арт-рынка 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.
2. Развитие арт-рынка в середине XIX века: зарождение матрицы арт-рынка (создается структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.
3. Расширение арт-рынка. Со второй половины XIX века происходит раделении арт-рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии)
Признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критики XXI век. Новая волна подъема арт-рынка: виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка (Лондон, Нью-Йорк, Токио).
3. Арт-менеджмент в России: особенности становления и развития. Особенности и характерные черты отечественной арт-индустрии, национальный компонент, ментальность.
Возникший в постперестроечный период арт-менеджмент в России соединил накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства. Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве и др.
Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.
Огромное влияние на развитие отечественной арт-индустрии оказала рок-музыка. В 60-70-е годы наряду с официальной эстрадой под влиянием английской группы «Beatles» и не только ее появляются коллективы, в основном любительские, исполнявшие музыку в стиле рок. Это направление получило название «молодежная музыка». Именно ее легализация и выход на большую сцену, а также расцвет так называемой «магнитофонной культуры» создали предпосылки для возникновения и развития настоящего шоу-бизнеса в России.
С возникновением рыночной экономики на официальной эстраде начинают развиваться альтернативные направления. Появляются проблемы, связанные с реорганизацией этой деятельности. Сформировалось главное противоречие: между личным характером таланта и практикой присвоения государством его труда. Появление многочисленных фирм и компаний, работающих в музыкальной эстраде, стало объективным ответом нового времени на возросший интерес, как потребителей, так и предпринимателей к эстраде в целом и ее направлениям. Результат этого процесса очевиден: крушение старой структуры, упразднение «Росконцерта» и всех структур в области культуры и искусства, становление нового концертного мира, переход на экономическое обеспечение в сфере культуры и искусства, появление пиратства, отъезд квалифицированных специалистов за рубеж, возникновение «двойников» известных коллективов и отдельных исполнителей.
Демократизация общественной жизни привела к приобретениям, но и к существенным потерям. К первым следует отнести избавление от идеологического пресса, преследований композиторов и исполнителей за их творческие позиции, от ограничений в передвижении по миру и обретение подлинной свободы творчества.
Становление законодательства, регулирующего проблемы шоу-бизнеса: закон о защите авторских прав. Становление профессиональных объединений ведущих компаний-производителей арт-продукции. Анализ деятельности Ассоциации производителей кинопродукции Америки «АПКА». Российская антипиратская организация «РАПО». Национальная ассоциация производителей аудио продукции России НАПА. Национальное объединение культурных сообществ «НОКС». Основные идеи «НОКС»: сохранение и развитие национальных и отечественных культур; пропаганда культурного наследия; объединение людей путем культурного взаимообмена; укрепление дружеских и братских связей между народами; утверждение гордости человека за свою нацию; содействие и укрепление России как многонационального государства.
4. Этапы развития арт-индустрии в России. Современное состояние российского арт-рынка: галереи, аукционные дома, коллекционеры, критики, журналисты.
Первый этап: ХVIII век -1917 гг. т.н. «дореволюционный» этап. Второй этап: XX век - т.н. модель «заказ - исполнение» (государственная централизованная система заказа и распределения художественной продукции). Третий: 1980 гг.- по настоящее время – современный этап становления арт-рынка («Soviet art-boom» или «русский бум», стратегия самопрезентации, ориентация на модель международного художественного рынка, неразвитые формы основных элементов арт-рынка).
1990–1993 гг. - создание инфраструктуры арт-рынка (первые частные галереи (в начале 1990 года в Москве было всего две художественные галереи, в 1993 - около 300), художественные журналы, государственный центр современного искусства и окружающие его галереи стали официальными полномочными представителями отечественного современного искусства, незначительные денежные обороты, первые российские коллекции.
1993–1999 гг. кризис (отсутствие художественных инициатив, стратегии художественной политики)
Начало XXI века пробуждение художественного рынка (новые галереи, организация Московской биеннале, приглашение иностранных кураторов), коллекционеры, творческие кластеры ЦСИ «Винзавод», «Гараж» и др.
Проблемы и перспективы российского арт-рынка: отсутствие организованного арт-рынка, интегрированного в отечественный и международный; слабое использование менеджмента (модели культурного предпринимательства: 1) плановая модель (администраторский тип); 2) модель предпринимательского типа, основанная на инновации).Отсутствие института экспертов и
профессиональных менеджеров-искусствоведов, арт-дилеров; отсутствие собственных механизмов котировки произведений искусства, отсутствует рейтинг художников; слишком большой диапазон авторов в галереях; несовершенство законодательства, правовая незрелость института экспертизы; отсутствие профильных СМИ, института художественной критики; отсутствие массового покупателя произведений искусства. Концепция развития отечественного арт-рынка, появление нового типа художника-предпринимателя; искусствовед-менеджер, арт-дилер («толкователь», «интерпретатор» и менеджер, дилер, имеющий профессиональное искусствоведческое образование); художественное коллекционирование как основа художественного рынка, формирование традиций семейного арт-бизнеса; проектный менеджмент, основанный на анализе ситуации, выделении приоритетов, видения перспективы развития, позволяющий сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения наиболее актуальных задач развития регионального художественного рынка.
5. Потенциал российского арт-рынка. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России. Престижность инвестиций в произведения искусства. «Теневая» сторона российского арт-бизнеса.
Арт-рынок как полифункциональное социокультурное явление (функции арт-рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, стимулирующая и регулирующая, художественно-эстетическая). Своеобразный посредник взаимоотношения художника и публики. Сложная многоуровневая система инфраструктуры. Степень надежности вложений и степень доходности арт-рынка России.
Проблема стремительной криминализации арт-рынка. По утверждению экспертов, по темпам роста и доходности теневой арт-бизнес сегодня может сравниться с подпольной торговлей оружием и бриллиантами. Почему преступления против искусства практически ненаказуемы. Отсутствие разработанного законодательства. Остаются нерешенными многие проблемы в развития сферы культуры. В их числе: 1. Отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики. 2. Заметное снижение культурно-образовательного уровня населения. 3. Значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения. 4. Региональные и муниципальные диспропорции в обеспеченности населения услугами учреждений культуры и туризма. 5. Снижение доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений. 6. Крайне неудовлетворительное состояние большинства организаций культуры, находящихся в ведении муниципальных образований. 7. Значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг. 8. Недостаточный уровень отечественной кинопродукции, ее идейного содержания, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. 9. Дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек. 10. Недопустимо низкий уровень оплаты труда в сфере культуры и недостаточный объѐм финансирования поддержки творческих коллективов. 11. Несоответствие уровня правового регулирования сферы культуры их значению для устойчивого развития государства и общества. 12. Отсутствие системной организации государственно-частного партнерства и меценатства в области культуры и туризма.