Современные денежные средства. Денежная система Российской Федерации.




Деньги и кредиты являются одним из главных элементов любой экономики, особенно рыночной. Это объясняет, то огромное внимание, которое уделяется денежной и кредитной системам, в том числе, и в России.

Денежная система- это форма организации денежного обращения в стране, то есть организация движения денег в наличной и безналичной формах.

Важнейшими элементами денежной системы являются:

Национальная денежная единица- мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены на товары и услуги (рубль, доллар, франк).

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы.

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение.

Формы денег - декретивное платежное средство, принимающее форму всеобщего эквивалента.

Валютный паритет - соотношение с другими валютами.

Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

Денежная масса и количество товаров в экономической системе должны находится в определенном соотношении равновесия между собой. Достижение этой цели зависит в определенной степени от выбора системы денежного обращения.

Различают:

Денежную систему с твердым обеспечением;

Свободное денежное обращение.

Переход к рыночной экономике потребовал формирования адекватной денежной системы, и, следовательно, новых правовых основ.

В 70-х годах Европейское экономическое сообщество (общий рынок) пришло к соглашению о формировании Европейской денежной системы (ЕДС), которая иногда называется змейкой.

Валюты, образующие змейку привязаны друг к другу, но колеблются по отношению к доллару. Место основной резервной валюты заняла немецкая марка, а место золота и специальных прав заимствования - Европейская валютная единица - ЭКЮ или ЕВЕ, стоимость которой равна средневзвешенной стоимости валют стран, входящих в ЕДС. ЕВЕ получила широкое признание в Европе.

Сегодня в ЕВЕ заключаются многие международные контракты.

Вероятно, XXI век окажется свидетелем конвертируемости в ЕВЕ таких валют как российский рубль, доллар США, или японская йена по курсам, стабилизируемым на правительственном уровне.

Правовые основы денежной системы.

В законе "О центральном банке Российской Федерации" декларируется: "Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения".

"Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек".

"Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется Центральным банком Российской Федерации (Банком России)".

"Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России".

Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных денег.

В конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что правительство России "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики", а в ст.71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся "установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также "федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы".

Дестабилизация денежной системы СССР и России.

С конца 70-х годов денежная система страны дестабилизируется.

Национальная денежная единица - рубль оказалась в расчетах на территории СССР, а затем России, потесненной иностранными валютами, в первую очередь, долларом.

О расстройстве денежной системы говорит резкое изменение масштаба цен. В результате их роста покупательная способность (по потребительским товарам и услугам) 1000 рублей с 1980 года упала к концу 1990 г. до 400-500 рублей, к концу 1991 г. до 150 рублей, к концу 1992 г. - примерно до 6 рублей, к 1993 г. до 60-70 копеек, к началу 1995 г. до 20-22 копеек. Резко возросла денежная масса.

Причины дестабилизации денежной, кредитной и финансовой системы в 80-х - начале 90-х годов можно разделить на внутри- и внешнеэкономические.

К внутриэкономическим следует отнести: во-первых, быстрый рост расходов государственного бюджета, что привело к его дефициту со всеми вытекающими последствиями; во-вторых, дестабилизирующим фактором оказалось принятие Россией полной ответственности за все эмитированные СССР денежные средства, включая наличные и безналичные деньги на территории бывших советских республик. Более того, Россия не препятствовала тому, чтобы центральные банки этих республик эмитировали сотни миллиардов безналичных рублей. Вся эта масса устремилась в Россию, в результате чего рубль дешевел, а доллар дорожал.

Из важнейших внешнеэкономических причин, прежде всего, следует отметить снижение цен на энергоносители, которые являлись и являются основой российского (советского) экспорта. Так в 1980 г. мировая цена за баррель нефти составляла 30,5 доллара, а впервой половине 90-х - 16 - 18 долларов.

Это падение цен обусловило резкое сокращение внешнеэкономических доходов государства и его возможность за счет них поддерживать в равновесии финансовую систему.

Второй причиной явилось предоставление бывшим советским республикам беспроцентных и льготных кредитов в рублях (как технических, так и государственных), к тому же без надежды на их полный возврат. Объем финансовой помощи в 1992 г. составил 8 % ВВП России.

Необходимость решения проблем стабилизации финансового рынка вылилось в либерализацию цен.

Либерализация цен в России.

Частичная либерализация цен началась в 1991 г., когда в апреле были не только централизовано повышены розничные цены (в среднем в 1,7 раза), но и одновременно освобождены цены на 50 % товаров потребительского конечного и на 40 % товаров промежуточного и инвестиционного спроса.

Но решительный шаг был сделан в январе 1992 г.: уже к февралю удельный вес товаров и услуг со свободными ценами достиг 90 % для товаров конечного потребления, а для товаров промежуточного потребления - 80%. К концу 1994 года регулируемыми остались цены на ограниченный круг продукции промежуточного спроса: природный газ, нефтепродукты, электроэнергию продукцию оборонного назначения, драгоценные металлы и камни, железнодорожные перевозки. Регулируемыми остались цены на оплату жилья, коммунальные услуг, ритуальные услуги, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Правительство предполагало, что в первом квартале цены возрастут в 3,5 раза, а к апрелю начнется затухание инфляции до 5-10 % в месяц. Однако, надежды, связанные с запуском радикального механизма реформ по большей части не оправдались. Вместо оживления производства идет его неуклонный спад, вместо интенсификации - проедание не только прибылей, но и амортизационных фондов, вместо роста трудовой активности - рост безработицы, вместо укрепления финансовой системы - дальнейший рост бюджетного дефицита, эмиссия денег, рост неплатежей, которые к осени 1996 г. составили сумму в несколько триллионов рублей по всему народному хозяйству. Такую экономику Л. Абалкин охарактеризовал как долговую. Это мнение поддерживает и Аганбегян и ряд других экономистов.

В 1995 - 1996 годах правительству удалось затормозить (но не преодолеть) развитие кризисных процессов в денежно-кредитной сфере. Это связано с тем, что стабилизировать экономическую систему пытались в условиях высокой инфляции. Причем преимущественно с помощью монетарных рычагов - через уменьшение дефицита госбюджета и сдерживания роста денежной массы. Такой алгоритм реформы оказался неоптимальным, так как не удалось преодолеть монополизм производителей, а значит не удалось создать конкурентную среду рынку, адекватную рыночным механизмам регулирования, что и привело к кризису 17 августа 1998г.

 

Заключение.

Итак, подведем итоги:

В западных источниках преобладает подход, согласно которому, деньги - это то, что используется как деньги, или, деньги - это общепризнанные знаки оплаты за товары и услуги. Основной акцент делается на ликвидности и декретивном характере денег.

В современной экономике деньги являются, по существу, декретивными деньгами, они - деньги потому, что государство объявило их законным платежным средством. Государство, выпуская денежные банкноты, не гаратнирует их обмен на какой либо другой товар (золото), как это было до недавнего времени. Сегодня золото перестало играть роль денег:

стоимость товара нигде не измеряется в золотом эквиваленте;

золото перестало выполнять функцию накопления (нет свободного обмена банкнот на золото);

золото не выполняет функцию платежа;

золото не выполняет ни одной из функции денег в международном обмене.

Сегодня все расчеты выполняются в национальных валютах, которые не имеют золотого обеспечения.

Рыночная экономика не может существовать без денег. Деньги выполняют в экономике три главные функции:

1) средство обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера. Эта функция обеспечивает разделение труда в экономике),

2) измерение ценности товара (деньги почти такая же единица измерения ценности, как метр - единица измерения длина),

3) средство сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будут инфляции).

В большинстве стран раньше драгоценные металлы заменяли деньги, их преимущество в том, что:

1) обладают хорошей сохраняемостью, чтобы они быстро не портились и не изнашивались;

2) способны делиться на очень мелкие части, чтобы отразить небольшие отличия в ценности.

3) Большая ценность в маленьком объеме, чтобы облегчить хранение и транспортировку денег.

В настоящее время деньгами являются бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые Центральным банком любого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве денежные знаки в отличии от денежных товаров и драгоценных металлов не имеют. Ценность им придает только авторитет выпускающего их государства. Согласно закону, который действует в каждой стране, денежные знаки обязательны для приема на ее территории в качестве платы за товары и услуги.

Деньги (вернее, не сами деньги, а возможность некоторое время распоряжаться чужими деньгами) тоже могут покупаться и продаваться на рынке, как и всякий другой товар.

Во многих высокоразвитых странах денежные знаки доживают свои последние годы. Если в стране хорошо развита банковская система, правительство пользуется доверием у населения, нет никакой необходимости носить с собой кучи бумажных денег и монет. Можно перейти на безналичный расчет. Это во много раз удобнее и практичнее. Люди могут приходить в магазин с пластиковой пластинкой в кармане, и покупать сколько угодно товаров, если конечно позволяет счет, могут позвонить и заказать товары по телефону или через Internet. Почти все крупные сделки проводятся по безналичному расчету.

Но такой вид расчета может быть перспективным только при стабильной экономике, развитой банковской системе и абсолютному доверию населения государству. Если хоть один из этих компонентов не выполняется, полный переход на безналичную систему просто невозможен. К сожалению, в нашей стране не выполняется ни одно условие. Следовательно, пока не будет доверия к правительству, не будет развита банковская система и не стабилизируется экономика этот вид расчета крайне не перспективен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: