Практическая работа
Задание 1. Заполните схему взаимодействия специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми (по Соколовой Е.В.)
ВОСПИТАТЕЛЬ
· Утренняя голосовая-дыхательная зарядка
· Разучивание диалогов
· Оранизация различных видов деятельности.
| |
УЧИТЕЛЬ ИЗО
· Диагностика
· Занятия
· Кружки
· Игровая деятельность
· Инд.коррекционная деятельность
| |
ПСИХОЛОГОГ, ДЕФЕКТОЛОГ
· обследование
· Психокоррекция
· Коррекция мелкой моторики
· ФЭМП
| |
МУЗРАБОТНИК
· Логоритмика
· Развитие певческих умений, голосовых характеристик
· Музыкально-ритмических движений
| |
СЕМЬЯ
· Выполнение заданий логопеда на отработку звуков, помощь в изготовлении атрибутов,костюмов
| |
ЛОГОПЕД
· Коррекции речи
· Формирование правильной артикуляции звуков
· Речевого дыхания
| |
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
· Развитие координации,общей и мелкой моторики,физиологического дыхания
· Специальная гимнастика
| |
МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК
· Наблюдение за состоянием здоровья
· Массаж
· ЛФК
| |


Задание 2. Заполните таблицу «Фазы процесса групповой психокоррекции» (по Мамайчук И.И., Ильиной М.Н.)
Фаза
| Задачи
| Психотехнические
приемы
| Субъект психокоррекции
|
Установочная
| 1. Образование группы как целого.
2. Формирование положительного настроя на занятие.
3. Диагностика поведения и особенностей общения детей
| Спонтанные игры. Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры
| Для детей со спастической диплегией и гемипарезами не больше пяти человек. Дети с ДЦП с гиперкинезами не больше трех человек
|
Подготовительная
|
Структурирование группы. Приучение к активно сти и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки у членов группы
| Сюжетно-ролевые
игры.
Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения
| Для детей с ДЦП со сниженным интеллектом игры драматизации. С сохранным интеллектом —сюжетноролевые игры
|
Реконструктивная
| 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций
2. Проработка негативных переживаний.
3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования
| Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций
| Для детей с ДЦП возможно привлечение родителей
|
Закрепляющая
|
| Закрепление адекватных форм эмоцио нального реагирования на конфликт. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим
|
| Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми
| Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры
Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников
|
Задание 3. Заполните таблицу «Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР» (по Мамайчук И.И.)
Наименование блока
| Содержание блока
| Психокоррекционные задачи
| Формы ЗПР
|
Мотивационный блок
| Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
| Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры.
| Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР
|
Блок регуляции
| Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию
| Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).
| Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза
|
Блок контроля
| Неумение ребенка контроли-ровать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.
| Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям
| ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР
|