Основа аннулятора
«Кто не вынес такфир кафиру, тот кафир» и доводы на него (3 пункт)
بِسْمِاللهِالرَّحْمَنِالرَّحِيمِ
Предисловие переводчиков
Работа по переводу данной книги начата группой мусульман с целью доказать, что правило «Кто не вынес такфир кафиру, тот кафир» не является вымыслом хариджитов, а наоборот основано на прямых текстах Курана и сунны. Именно с понимания этой темы начался Ислам многих братьев мусульман сегодня. И именно не понимание этого вопроса не дает войти в Ислам тем людям, которые вначале своего пути со рвением отстаивали акыду «оправдания ширка по невежеству», за тем плавно перешли на словах, на те же убеждения, из-за которых называл мусульман хауариджами и излишествующими в такфире. Но на самом деле это стало новой обверткой, для старых убеждений, которые сегодня называют «такфир азиру». Оправдывать непосредственно тех, кто направляет обряды поклонения не Аллаху они теоретически перестали, и объявили, что выносят им такфир «в общем». Однако когда дело доходит до правила «Кто не вынес такфир кафиру, тот кафир» они не признают, что попадали под его действие, и начинают выдумывать ограничения, которых нет в Куране и сунне, приводя неясные слова ученных «выдернутых» из контекста. Они оправдываются под предлогом того, что причина неверия в данном случае это «такзибу нусус» неверие в шариатский текст, а в этом вопросе такфир выносится только после худжи. И как только им якобы довели худжу они приняли. Про доводы такого рода, которые они приводят, обычно говорят: لَّا يُسْمِنُ وَلَا يُغْنِي مِن جُوعٍ (от них не поправляются и они не избавляют от голода).
|
Как будто это не связано с ошибкой в основе акыды «аль-уаля уаль-бара».
Как будто это не нарушение религии Ибрахима, мир ему, которую Аллах описал словами: «Поистине мы отрекшиеся от вас и тех, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха», где отречение от мушриков связано и даже выдвинуто в перед над отречением от самих идолов.
Как будто это не является условием «неверия в тагут», не осуществив которое не возможно войти в Ислам.
Не смотря на разносновидность их шубухатов все сводится к одному, а именно не желание признавать собственное неверие за тот период жизни, когда они считали себя и людей совершающих ширк приверженцами одной религии. Так они и остаются людьми одной религии по сей день и это религия куфр.
Вступление автора
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, Его просим о помощи и прощении и просим, чтобы Он вел нас по прямому пути. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от скверны наших деяний. Кого Аллах повел прямым путем, тот идет по прямому пути. А кого Он ввел в заблуждение, то ты не найдешь для него другого покровителя, наставляющего на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха Единого, и нет Ему сотоварища. Он Господь первых и последних, Установитель небес и земли, и нет величия, кроме как в подчинении Ему, и нет богатства, кроме как в признании своей бедности перед Ним. Я свидетельствую, что Мухаммад раб Его и посланник, избранный из Его творений и Его приближенный друг. Он довел послание и исполнил свой аманат, дал наставление общине и усердствовал на пути Аллаха, пока не пришла к нему смерть. Пусть Аллах благословит и приветствует его, его семью, его сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом.
|
((О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинным страхом и не умирайте кроме, как будучи мусульманами)). Сура 3, аят 102
((О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сделал из нее же пару для нее и от них двоих расселил много мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы спрашиваете друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине Аллах является над вами наблюдающим)). Сура 4, аят 1
((О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово твердое. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. Кто подчиняется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха)). Сура 33, аят 71
А затем:
Поистине, самая правдивая речь – это книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (ﷺ). Худшие деяния – это нововведения. Каждое нововведение – это бид’а, каждое бид’а – это заблуждение, и каждое заблуждение в огне. Мы прибегаем к Аллаху от смут, ввергающих в заблуждение.
Эта работа разъясняет суть этого важного аннулятора из аннуляторов Ислама («Кто не вынес такфир кафиру, тот сам кафир»), который является одним из самых опасных причин, портящих акыду большинства людей, приписывающих себя к Исламу, сегодня и на протяжении последних веков. Он в крайней степени заслуживает того, чтобы предостерегаться и отдаляться от него. Я прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и вознаградить меня за усердие. Сказал почетный посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Дела оцениваются не иначе, как по намерениям, и каждому человеку достанется только то, что он намеревался приобрести».
|
Кто не вынес такфир кафирам или сомневается в их неверии, или считает их путь правильным, то он совершил куфр.
Прежде чем мы коснемся подробного разъяснения этого аннулятора, мы должны напомнить читателю, что все эти аннуляторы Ислама не возвращаются к чьему-либо итждихаду, наоборот поистине о всех этих аннуляторах ясно заявляют шариатские тексты таким образом, который не допускает ни итждихад, ни разногласий, которые могут появиться вследствие этого итждихада. Поэтому очень важно для читателя знать, что на этот важный аннулятор (3 пункт) приходит много доводов. А так же то, что он опирается на ясные и правдивые тексты и основы, которым ничто не противоречит, кроме человеческих страстей и отчужденности этой религии. Даже среди тех, кто приписывает себя к ней.
Наше разъяснение об этом аннуляторе нуждается в том, чтобы мы дали подробные разъяснения по мере того, что он в себе несёт из важных постановлений, связанных с ним. Поэтому он будет разъяснён с точки зрения трёх осей.
· Ось первая: в ней мы приведем фундаментальные основы, с которыми связано правило «Кто не вынес такфир кафиру, тот сам кафир», на которых оно зиждется и на которые оно указывает. На эту тему приходит много доводов и шариатских текстов.
· Ось вторая: в ней мы поговорим о сфере применения этого важного аннулятора и о твердых правилах и нормах его применения.
· Ось третья: в ней мы затронем некоторые распространенные шубухаты, которые сеются с целью заставить сомневаться людей в этом правиле, отвратить их от его практики и от практики связанных с ним постановлений.
Я прошу Аллаха, чтобы Он повел нас к истине в тех вопросах, в которых у людей разногласия. Поистине Он ведет кого пожелает к прямому пути.
Ось первая.
Фундаментальные основы и доказательства правила
«Кто не вынес такфир кафиру, тот сам кафир».
Это важное правило «кто не вынес такфир кафиру, тот кафир» связано в своей основе с принципом разделения (между мусульманами и кафирами), что в свою очередь является одним из основополагающих столпов единобожия в обожествлении (таухид аль-улюхия), а также свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха».
Эту связь мы с ясностью обнаружим, изучив определенные достоверные основы:
1. Это разделение (между мусульманами и кафирами) связано с первой половиной свидетельства таухида («нет божества» - первая половина, «кроме Аллаха» - вторая половина).
2. Это разделение содержится в суре «Аль-Кафирун» и в том, на что она указывает из «единобожия требования и цели» (разъяснение термина приходит далее по тексту).
3. Это разделение непосредственно связано с позицией, которую занимает раб по отношению к врагам своего Господа.
4. Разделение и отречение от мушриков – это религия Ибрахима.
5. Разделение муслимов от мушриков – это религия всех посланников.
6. Связь этого разделения с принципом «дружба и непричастность» (аль-Уаля уаль-Бара).
7. Связь этого разделения с мазхабом «Ахлю Сунна уаль-Джамаа».
8. Довольство неверием есть неверие.
Первая основа.
Разделение (между мусульманами и кафирами) связано с первой половиной свидетельства таухида («нет божества» - первая половина, «кроме Аллаха» - вторая половина).
Сказали ученые о свидетельстве таухида (Нет божества, кроме Аллаха): «Знай, что эти слова представляют собой отрицание и утверждение; отрицается божественность от всех, кроме Всевышнего Аллаха из Его творений, и утверждается божественность одному Аллаху."
Сказал Абдуррахма́н ибн Ха́сан Аль аш-Шейх в книге «Куратуль-Уюн»: «Эти великие слова содержат в себе отрицание и утверждение. Ты отрицаешь божественность от каждого, кроме Аллаха, своим словом «нет божества» и утверждаешь божественность Аллаху своим словом «кроме Аллаха». Сказал Всевышний: «Засвидетельствовал Аллах, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием, стоя на справедливости. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». Сура 3, аят 18.
Сказал Абдуррахма́н ибн Ха́сан Аль аш-Шейх в книге «Фатхуль-Маджид шарх китабу таухид»об этом великом свидетельстве: «Смысл свидетельства заключается в отрицании ложных божеств, поклонения им и в единении Аллаха в поклонении. Он упомянул это в отношении содержания слов Всевышнего Аллаха: “Поистине они были таковы. Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха»”, они проявляли высокомерие и говорили: «Неужели мы оставим наших божеств из-за сумасшедшего поэта?!»Сура 37, аяты 35-36. А затем сказал: Они знали, что эти слова указывают на оставление поклонения их божествам… Слова «Нет божества, кроме Аллаха» указывают на отрицание поклонения кому-нибудь кроме Аллаха, кем бы он не был, и на утверждение божественности одному Аллаху, помимо всех остальных. Это и есть таухид, к которому призывали посланники, и на который указывает Куран от начала до конца. Как сказал Всевышний Аллах о джиннах: “Скажи: «Мне внушено в откровении то, что группа джиннов послушала Куран, затем они сказали: «Поистине мы слышали удивительный Куран. Он ведет к прямому пути, и мы уверовали в него и не будем придавать в сотоварищи нашему Господу никого»” Сура 72, аяты 1-2. И слова «Нет божества, кроме Аллаха» не приносят пользы никому, кроме тех, кто познал их смысл с отрицанием и утверждением, взял это в убеждение, принял это и практиковал. А что касается тех, кто произносит эти слова без знания, без убеждения и без практики, то уже приходили ранее слова ученых о том, что это крайнее невежество и довод против него без сомнения. (Закончились слова АбдуРахмана ибн Хасана)
Через это становится ясно, что первая половина свидетельства таухида содержит в себе отрицание ложных божеств, отречение от тех, кто им поклоняется, и от самого поклонения им. Все это относится ко лжи, которую отрицает это великое свидетельство. Эти слова (Нет божества кроме Аллаха) действительно и правдиво относится к понятию «джауамиуль-калим» (т.е. короткие, но в то же время много содержащие слова, которыми разговаривал посланник Аллаха (ﷺ).
То, что в общем содержат в себе эти собирательные слова, подробно разъясняется во многих местах текстами Курана и сунны.
Что касается отрицания вымышленных божеств и всех ложных объектов поклонения кроме Аллаха, то существует много шариатских текстов, утверждающих эту великую обязанность (фард), которая всегда связана с верой в Аллаха. К этому относится слово Всевышнего: “Уже отличился прямой путь от заблуждения. Кто проявил неверие в тагута и уверовал в Аллаха, тот уже ухватился за надежную рукоять, которая никогда не сломается. И Аллах Слышащий, Знающий.” Сура 2, аят 256
Сказал Ибн Кассир, да помилует его Аллах: «То есть кто отверг идолов, истуканов и то, к чему призывает шайтан из поклонения чему-либо кроме Аллаха, кто единил Аллаха в поклонении и засвидетельствовал, “…тот уже ухватился за надежную рукоять…”, то есть он уже утвердился в своем деле и встал на верную образцовую дорогу, на прямой путь.
Сказал Муджахид: Надежная рукоять – это значит вера.
Судди сказал: Это значит Ислам.
Саид ибн Джубаир и Даххак сказали: Имеется в виду слова «нет божества кроме Аллаха».
Также Всевышний Аллах про это сказал: “Мы уже отправили в каждую общину посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и отстраняйтесь от тагута»” Сура 16, аят 36
Сказал Ибн Кассир, да помилует его Аллах, в толковании этого аята: «То, что Аллах послал в каждую общину, это значит в каждую эпоху, в каждую группу из людей он послал посланника, и каждый из них призывал к поклонению Аллаху и запрещал поклонение кому-либо кроме Него. «Поклоняйтесь Аллаху и отстраняйтесь от тагута» - Всевышний Аллах не переставал посылать к людям посланников с этим повелением с тех пор, как случился первый ширк среди сынов Адама в народе Нуха, мир ему, к которым он и был послан. Он был первым посланником, которого Аллах отправил к людям, обитателям Земли, а завершил Он плеяду посланников Мухаммадом призыв которого охватил людей и джиннов на востоке и на западе. Положение всех посланников был таким, как Аллах описал в Куране: «Мы не отправляли до тебя ни одного посланника, кроме как Мы внушали ему то, что нет божества, кроме Меня, поклоняйтесь же Мне» Сура 21 аят 25 (Закончились слова Ибн Касира)
А что касается отречения от идолопоклонников и людей ширка, то на эту тему тоже приходит много шариатских текстов. И во главе этих текстов - сура «Аль-Ихлас», которая имеет нарицательное имя «Аль-Кафирун» (Неверующие). Она является одной из первых сур, ниспосланных из Курана и аятов мудрого поминания, в которой Всевышний Владыка говорит: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся тому, кому поклоняюсь я». Сказал автор послания «Наджатуль-масуль мин сайфиль-маслюль»: «Когда был послан с ней (с этой сурой) Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и когда начал к ней призывать, Аллах приказал ему разъяснить эти два столпа (т.е. «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Его»), как упоминает Всевышний Аллах в суре «аль-Ихлас», приказывая ему, чтобы он сказал: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся тому, кому поклоняюсь я. И я не поклоняющийся тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся Тому, Кому поклоняюсь я. У вас своя религия, у меня своя». Сура 109 «Кафирун» И мушрики понимали это, когда он призывал их к слову: «Нет божества, кроме Аллаха». Они ответили: «Он что, сделал всех божеств одним богом?! Поистине это нечто удивительное». (Сура 38, аят 5)
Мы видим ясность понимания призыва пророка (ﷺ) мушриками - курайшитами по примеру того, что произошло между ним (ﷺ) и его умирающим дядей.
Он (ﷺ) сказал ему: «О дядя! Скажи: «Нет божества, кроме Аллаха». И в это же время около него стояли АбуДжахль и Абду Ллах ибн Абу Умайя, которые сказал ему: «Ты что, отречешься от религии Абдуль Муталлиба?!» Они знали смысл этих слов, а также то, что в них содержится аль-уаля уаль-бара. Точно так же Аллах приказал ему, да благословит его Аллах и приветствует, призывать к этим словам (нет божества кроме Аллаха) людей Писании, в то время как они и так это говорили. Сказал Всевышний: «Скажи: «О люди Писания, придите к слову, равному между нами и вами, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем придавать ему в сотоварищи ничего и чтобы одни из нас не брали других себе господами помимо Аллаха». Сура 3, аят 64
Приходит в Сахихе имама Муслима от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то что он сказал: «Кто сказал «Нет божества кроме Аллаха» и проявил неверие во то, ему поклоняются помимо Аллаха, его имущество и кровь становятся запретными, а расчет его у Аллаха, Всемогущ Он и Велик».
Через это разъясняется ошибка обольщенных и несостоятельность довода приверженцев лжи. Поистине, слова «Нет божества кроме Аллаха» содержат смысл отрицания и утверждения, как это ранее уже объяснялось. И суть этого в дружбе и во вражде ради Аллаха (аль-уаля уаль-бара). Вместе с этим обязательно должна быть ненависть и отделение от тех, кто поклоняется кому-либокроме Аллаха, и от того, к кому поклоняются помимо Аллаха, от самого идолопоклонника и от его объектов поклонения. Так же необходимо проявлять в них неверие, как упоминает это Всевышний Аллах в Своем слове: «Уже был для вас прекрасный пример в Ибрахиме и в тех, кто был с ним. Вот они сказали своему народу: «Поистине мы отрекшиеся от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас, и началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в одного Аллаха» Сура 60, аят 4
Так же это становится очевидным для нас по тому, что произошло с пророком (ﷺ) и его сподвижниками с одной стороны, и их народом с другой стороны - разделение и великая вражда. А также по тому, что упоминает Аллах о Своем друге Ибрахиме: «Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь, помимо Аллаха» Сура 19, аят 48
Так же сказал Всевышний Аллах о людях пещеры: «И если вы отделились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере» Сура 18, аят 16
В этих прямых аятах Аллах упоминает, что они, верующие, начинали с отделения от многобожников раньше отделения от их божеств. Так что же ждать сегодня от людей нашего времени, когда даже их ученые не осознают смысла этих слов (Нет божества кроме Аллаха) таким образом, как его познали невежественные кафиры времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Они не знают, на что обязывают эти слова и в чем их суть. Наоборот, в их понимании слова «Нет божества кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища», это значит, что только Он управляет этим миром и всё. А ведь на этих словах основана религия, установлена Кибла и на их достоинство и величие указал Аллах своим пророкам и посланникам.
Сказал шейх Хамид ибн Атик, да помилует его Аллах: «И вот здесь, в словах Его «Поистине мы отрекшиеся от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха», есть изумительный момент, а именно то, что Аллах выдвинул отречение от мушриков, поклонявшихся другим помимо Аллаха, над отречением от самих идолов, которым поклонялись помимо Аллаха. Потому что первое важнее второго. Ведь поистине человек, отрекаясь от самих идолов, но не отрекаясь от тех, кто им поклоняется, не выполнил возложенную на него обязанность. А что касается того, кто отрекся от многобожников, то поистине это непременно влечет за собой отречение от их объектов поклонения. Как сказал Всевышний Аллах: «Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь, помимо Аллаха. И взываю к своему Господу. Быть может с мольбой к моему Господу я не буду несчастен» Сура 19, аят 48. И отдаление от многобожников Он выдвинул вперед над отдалением от их объектов поклонения». («Послание как уберечь себя от проявления уаля муртаддам и многобожникам»)
А что касается вопроса о том, что свидетельство таухида отрицает многобожие и о том, что многобожие аннулирует его, то уже сказал Всевышний: «Оставайтесь ханифами и не будьте многобожниками, приобщающими Ему сотоварищей» Сура 22, аят 31
Вторая основа:
Разделение с многобожниками это «таухид требования и цели», на который указывает сура 109 «Аль-Кафирун».
«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся тому, кому поклоняюсь я. И я не поклоняющийся тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся Тому, Кому поклоняюсь я. У вас своя религия, у меня своя». Сура 109 «Неверующие»
Эта великая сура несет в себе первую, отрицающую часть свидетельства «Нет божества кроме Аллаха», в то время, как сура 112 «Аль-Ихлас» содержит в себе вторую, утверждающую часть свидетельства.
Сказал автор книги «Принцип аль-уаля уаль-бара в Исламе»: «Говорит шейх Ибн Аль-Кайим», да помилует его Аллах: «Поистине, эта сура содержит в себе чистейшее сплошное отрицание, и в этом заключается особенность данной суры. Ведь поистине она представляет из себя отречение от ширка, как это приходило в её описании». Далее он сказал: «Самая главная цель это суры – с одной стороны, это обязательное отречение между единобожниками и многобожниками, поэтому она пришла с двухсторонним отрицанием, утверждая на деле это отречение. С другой стороны, она содержит утверждение, что у него (у посланника) есть объект поклонения, которому он поклоняется, и вы (мушрики) – не причастны к его поклонению. Это соответствует словам имама единобожников Ибрахима, мир ему: «Поистине я отрекшийся от того, чему вы поклоняетесь, кроме того, кто создал меня» Сура 43 аяты 26-27. Они содержат в себе суть свидетельства «Нет божества кроме Аллаха». Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связывал суру «Кафирун» с сурой «Аль-Ихлас», читая сунну намаза «фаджр» и сунну намаза «магриб» (рауатиб). (Из книги «Принцип аль-уаля уаль-бара в Исламе» стр.145-146)
А что касается содержания это великой суры из требуемого отрицания в отношении людей ширка, то первое отрицание связано с глаголом [«Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы.»].
«Поклоняюсь» - глагол, (отвечающий на вопрос «Что делаю?»). В этом аяте он приходит в форме настоящего-будущего времени, указывая на то, что происходит сейчас и на то, что будет снова повторяться. И смысл его таков: «Я это не делал и не буду делать, ни сейчас, ни в будущем».
А уже в четвертом аяте второе отрицание связывается с именем существительным, «И я не поклоняющийся тому, чему поклоняетесь вы…». «Поклоняющийся» - имя существительное (с точки зрения арабского языка, отвечающий на вопрос «Кто? Что?», хотя в русском языке оно является наречием). В арабском языке оно называется «имя действователя» и является производным словом от глагола.
По сути в этих аятах от посланника Аллаха (ﷺ), отрицается это действие (поклонение не Аллаху) с помощью глагола и с помощью имени существительного. По отношению к нему и по отношению ко всем людям, последовавшим за ним (ﷺ). И эта форма несет в себе смысл отрицания сифата (поклоняющийся не Аллаху) в отношении верующих.
Сказал шейх АбдуЛлах ибн АбдуРахман, известный как Абу Бутейн, относительно этого: Уже указал Ибн Аль-Кайим, да помилует его Аллах, на этот изящный смысл в книге «Бадаиуль-Фауаид», когда он вел разговор о суре «Аль-Кафирун».
Что касается четвёртого вопроса, то отрицание в отношении мушриков приходит только через имя собственное, а в отношении его (Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует) оно один раз приходит в форме глагола настоящего-будущего времени, другой раз приходит через имя собственное, и в этом, Аллах лучше знает, есть изумительная мудрость. И она заключается в том, что самая большая цель этой суры – это отречение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) от их объектов поклонения со всех сторон и в любое время.
Изначально отрицание приходит в форме глагола «мудори’», который указывает на настоящий момент и на обновление действия, а потом оно приходит в форме имени существительного, что указывает на качество (сифат) и его постоянное присутствие.
В первом отрицании («Я не поклоняюсь») имеется ввиду «такое от меня не исходит», во втором отрицании («я не поклоняющийся») имеется в виду то, что «это не является моим описанием и качеством». То есть как будто он сказал: «Поклонение не Аллаху не является моим делом и моим описанием». И здесь пришло два подразумеваемых отрицания (сперва через глагол, а после через сифат).
А что касается их (кафиров), то от них отрицается только имя собственное, указывающее на сифат и его постоянное присутствие. А действие от них не отрицается. То есть описание, постоянно пребывающее с тем, кого называют «абидун лиЛляхи» (поклоняющийся Аллаху), отрицается от вас. Это не является вашим сифатом. Этот сифат может быть утвержден только тому, кто выделяет Единого Аллаха своим поклонением и не придает Ему в сотоварищи ничего. А вы, совершая поклонение другому кроме Него, не являетесь ему абидами (поклоняющимися), даже несмотря на то, что вы иногда поклоняетесь Ему. Ведь поистине, мушрик это тот, кто поклоняется Аллаху и поклоняетесь другим помимо Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах в суре «Пещера»: «Если вы удалились от них и от того, чему они поклоняются, кроме Аллаха, то укройтесь в пещере». (Сура 18, аят 16) То есть вы удалились от всех их объектов поклонения кроме Аллаха, ведь поистине от Него вы не удалялись.
Точно так же слово мушриков об их объектах поклонения: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью» Сура 39, аят 3
Ведь они поклоняются Аллаху и вместе с этим поклоняются другому, поэтому в суре «Кафирун» не отрицается, что кафиры совершали поклонение Аллаху, однако от них отрицается описание, то есть имя собственное: «и вы не являетесь поклоняющимися», потому что тот, кто поклоняется другому помимо Аллаха, не бывает твердо стоящим на поклонении Аллаху и не описывается им.
Поразмышляй над этой изящной мудростью, (и посмотри) как для тебя открывается её секрет, а именно то, что мушрик не характеризуется как «абидун лиЛляхи» (постоянно поклоняющийся Аллаху). Даже если он поклоняется Ему, все равно он на этом поклонении твердо не стоит, в отличии от того, кто посвятил себя только Ему полностью, ни к чему другому не оборачиваясь и никого не придавая Ему в сотоварищи в поклонении. А тот, кто поклоняется Аллаху и придает Ему в сотоварищи других, не является абидом по отношению к Аллаху. Это некоторые секреты этой великой суры, которая одна из двух сур, называющихся «Ихлас». Она равна четверти Курана, как это приходит в некоторых хадисах. Это не понимает и не постигает никто, кроме того, кому Аллах даровал понимание. Ему хвала и от Него исходит милость. (Закончились слова Ибн аль-Кайима, да помилует его Аллах. Из книги «Маджмуату таухид» стр. 150).
Сказал шейх Хамид ибн Атик, да помилует его Аллах: …И если сказать в общем, то выявляющим религию является только тот, кто открыто объявляет о своем отречении каждому кафиру, который живет около него, выявляет вражду по отношении к нему из-за того дела, по причине которого он стал кафиром. Поэтому и сказали мушрики про пророка (ﷺ): «Он порочит нашу религию, считает глупыми наши умы и ругает наших божеств». Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся тому, кому поклоняюсь я. И я не поклоняющийся тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняющиеся Тому, Кому поклоняюсь я. У вас своя религия, у меня своя». Сура 109 «Кафирун».
Аллах приказал Своему посланнику (ﷺ), чтобы он сказал кафирам: «Я не причастен к религии, которую вы исповедуете, а вы не причастны к религии, которую я исповедую». И здесь имеется ввиду открытое объявление о том, что они в куфре, и что он не причастен ни к ним, ни к их религии. (Из книги «Маджмуату таухид» послание номер 12 стр. 388)
И если отрицание, которое приходит в суре «Кафирун», является одним из смыслов первой, отрицающей, половины свидетельства таухида («Нет божества кроме Аллаха»), то значит отречение от мушриков, такфир им и вражда по отношению к ним – это все неотъемлемое условие таухида, содержащееся в том, что охватывает это отрицание, то есть отрицается сам ширк, отрицаются приверженцы ширка, а так же ложные объекты поклонения.
Сказал автор шарха на книгу «Акида тахауи»: Таухид, к которому призывали посланники Аллаха, и с которым ниспосылались писания Его, делится на два вида:
1) таухид утверждения и познания
2) таухид требования и цели.
Что касается первого вида, то это утверждение существования Всевышнего Господа, Его сифатов, Его деяний и имён, и что нет ничего подобного во всем этом, как Он Сам о Себе сообщил и как об этом сообщил Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. И Куран уже разъяснил этот вид самым красноречивым разъяснением, как это приходит в сурах «Железо», «Та Ха», в конце суры «Сбор», в начале суры «Земной поклон», в начале сура «Семейство Имрана», а так же вся сура «Ихлас», то есть слово Его: «Скажи: «Он Аллах Един…» и до конца суры, а так же в других местах.
А что касается второго таухида (требования и цели), то это подобно тому, что содержит в себе сура «Кафирун», а так же аят «Скажи: «О люди писания! Придите к слову, равному между нами и вами» Сура 3, аят 4. Начало суры «Толпы» и ее конец. А так же начало суры «Юнус», ее середина и конец, начало суры «Преграды» и ее конец, и сура «Скот» полностью.
Большинство сур Курана содержит в себе оба вида таухида, и более того, даже все суры Курана, потому что Куран это:
- Либо известие об Аллахе, Его именах и качествах, а это называется «таухид ильмий уа хабарий».
- Либо это призыв к поклонению Единому Аллаху, нет у Него сотоварища, и устранению того, чему поклоняются помимо Аллаха, и это называется «таухид ирадий талябий» (желаемый, требуемый таухид).
- Либо это приказы, запреты и постоянное подчинение Ему, и это относится к правам таухида и тому, что его совершенствует.
- Либо это известие о том, какой почет оказан людям таухида, что будет с ними в этом мире, и чем они будут почтены в последней жизни, а это называется воздаяние за таухид.
- Либо это известие о людях ширка, о том, что с ними будет сделано в этом мире из поучительных наказаний и то, к чему они будут привлечены в последней жизни, из мучений. И это является воздаянием тем, кто вышел за пределы таухида.
Как мы видим весь Куран повествует о таухиде, о его правах, о воздаянии за него, а так же повествует о положении многобожия, о положении его приверженцев и о воздаянии за него.(Из книги «Шарх акыдати Тахави» стр. 36-37)
Посмотри, как он говорит, что сура «Кафирун» содержит смыслы таухида, требования и цели, так же как сура «Ихлас» содержит смысл таухида утверждения и познания. И таким образом мы видим, что такфир мушрикам с отречением от них и враждой к ним – это один из смыслов и особенностей, содержащихся в свидетельстве таухида «Нет божества, кроме Аллаха».
Так же об этом сказал автор книги «Фатхуль-Маджид»: «Таухид делится на два вида:
1. Таухид познания и утверждения - и это единобожие в господстве и обладание прекрасными именами и качествами.
2. Таухид требования и цели - и это единобожие в обожествлении и поклонении.
Сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Что касается таухида, к которому призывали посланники, и о котором ниспосылались послания, то он делится на два вида: таухид в познании и утверждении и таухид требования и цели.
Первый вид – это утверждение существования Всевышнего Господа, Его качеств, деяний, имён, утверждение того, что Он обращается к Своим творениям через ниспосланные Им писания, а так же утверждение того, что Он вёл прямую беседу с теми из Своих рабов, с кем пожелал. А так же утверждение, что Его решение, предопределение и мудрость охватывают всё. И Куран уже разъяснил этот вид таухида самым красноречивым разъяснением, как это приходит в начале суры «Железо», в суре «Та Ха», в конце суры «Сбор», в начале суры «Земной поклон», в начале суры «Семейство Имрана», в суре «Ихлас» полностью и в других местах.
Второй вид – это то, что содержит в себе сура «аль-Кафирун» …. (Из книги «Фатхуль-Маджид шарх китабу таухид» стр. 25)
Тот, кто не выполнил отречение от мушриков, такфир им и вражду к ним, то его положение такое же, как положение того, кто не оставил ширк, один в один. Потому что оба эти дела, т.е. отречение от ширка и отречение от приверженцев ширка с такфиром им, приходят вместе в первой отрицающей половине свидетельства таухида. Так же утверждение поклонения одному Аллаху связано со второй утверждающей половиной этого великого свидетельства. Именно на основе этого великого смысла сказал свои следующие слова Мухаммад ибн АбдульУаххаб, да помилует его Аллах:
«Основа религии Ислам и его принцип – это два дела:
1) Приказывать поклоняться одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей, ревностно побуждать на это, дружить на основе этого и выносить такфир тем, кто это оставил.
2) Предостерегать от ширка в поклонении Аллаху, быть в этом жестким, враждовать на основе этого и выносить такфир тем, кто это делает. Не будет полным установление таухида, кроме как через это. Это и есть религия посланников. Они предостерегали свой народ от ширка. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы уже отправили в каждую общину посланника с повелением: «Поклоняйтесь Аллаху и отстраняйтесь от тагута» Сура 16, аят 36. (Маджмуату-ттаухид, стр. 42-43)
Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, в своей книге «Иктидау ссыратиль-мустакьим»: Сура «Скажи: «Он Аллах Един»«(«Аль-Ихлас») содержит в себе треть таухида, который представляет собой известие о Творце. Уже сказал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Сура «Скажи: «Он Аллах Един» равняется трети Курана». Одна вещь может быть равна тому, что не относится к ее роду. Как сказал Всевышний Аллах: «…или соблюсти равноценный пост. (Имеется ввиду 95-ый аят из суры «Трапеза», в котором идет речь о запрете охотиться в ихраме: «Если кто-нибудь из вас убьет ее преднамеренно, то воздаянием за это будет скотина, подобная той, что он убил. Выносят решение о ней (о жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас, и эта жертва должна достичь Каабы. Или же для искупления этого следует накормить бедняков или соблюсти равноценный пост, дабы он вкусил пагубность своего поступка»«.) В хадисе имеется ввиду то, что вознаграждение за эту суру равно трети вознаграждения за весь Куран, однако она не подобна трети Курана в своем качестве, как тот, у кого есть тысяча динаров, а у другого есть золото и медь по цене, равной тысяче динаров (но не равная по своей природе).
Поэтому человек нуждается в остальной части Курана, и эта сура не избавляет от нужды в нем в абсолютном смысле (а лишь равна его трети по воздаянию). И это подобно тому человеку, у которого есть определенный вид богатства, но в то же время он нуждается и в остальных его видах. Поэтому раб нуждается в приказах, запретах и рассказах (содержащихся в остальной части Курана).
В суре «Скажи: «Он Аллах Един»«содержится таухид словесный и практический, который указывает на имена и качества Аллаха. Поэтому и сказал Всевышний: «Скажи: «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный»«. И это уже подробно разбиралось в другом месте.
А в суре 109 ««Скажи: «О вы, неверующие!»«содержится таухид целевой, практический. Как сказал Всевышний: «Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы»«. И через это отличается тот, кто поклоняется Аллаху от того, кто поклоняется другому, даже если оба они признают, что Аллах Господь каждой вещи. Так же отличаются искренние рабы Аллаха, которые не поклоняются никому, кроме Него, от тех, кто поклоняется другому кроме Аллаха и придает Ему сотоварища. Либо он строит свое мнение смотря на то, что между ними есть общее (например признание, что Аллах Творец), из-за чего он начинает равнять между верующими и кафирами, как это делали мушрики из числа арабов.
Поэтому сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, про эту суру: «Поистине она – отречение от ширка».