Храмовый ансамбль Каджурахо в штате Мадхья‑Прадеш – второй по популярности (после Тадж‑Махала) памятник Индии. Правители династии Чандела создали этот огромный ансамбль в 950–1050 годах. Первоначально здесь насчитывалось 85 храмов, сегодня их осталось 22. Заброшенные много столетий назад и покрытые долгое время джунглями, эти храмы было обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы под действием воды, ветра и обычного человеческого вандализма древние постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы.
Храмы Каджурахо таят много загадок. Неизвестны в точности обстоятельства и цели их постройки. Согласно преданию, бог Луны тайно полюбил земную женщину, и потомки от этой связи основали династию Чандела, а храмы Каджурахо были построены первым правителем этой династии, чтобы искупить грех его матери. Некоторые исследователи полагают, что правители династии Чандела были последователями тантризма – одного из ответвлений буддизма, в котором удовлетворение земных желаний считается шагом к достижению нирваны. Как бы то ни было, но постройки Каджурахо стали настоящим гимном земным желаниям, удовлетворяемых самыми разнообразными и прихотливыми способами.
Храмы Каджурахо
Стены храмов покрыты тысячами превосходных каменных рельефов, посвященных эротической теме. Считается, что именно изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей «Кама‑сутры», хотя в самой «Кама‑сутре» речь идет о рельефах храма Сурьи в Конараке. Из‑за обилия подобных сюжетов в Европе принято называть Каджурахо «храмом любви», хотя храмов здесь не один и не два, а двадцать два. И хотя эти храмы получили всемирную известность прежде всего из‑за их эротических рельефов, они являются ценнейшим памятником культуры и истории средневековой Индии.
|
Храмы Каджурахо во многих отношениях уникальны. По гармонии и красоте они не имеют себе равных и представляют собой лучшие образцы стиля храмовой архитектуры Центральной Индии.
Архитектура Каджурахо очень отличается от других индийских храмов того же периода. Каждый храм стоит на высокой каменной платформе, по углам которых, как правило, высятся меньшие по размеру святилища. Таким образом, зрительно создается картина горной цепи, призванная напоминать о вершинах Гималаев. Платформы окружены балюстрадами, украшенными бесчисленными рельефами, изображающими эротические сцены, сцены повседневной жизни, войны, ритуальных процессий.
Планировка большинства храмов, сооруженных из гранита и песчаника, являет собой настоящий пример из учебника по традиционной индуистской храмовой архитектуре. Главными элементами являются вход (ардха мандапа), вестибюль (антарала) и «святая святых» (гарбхагриха) – центральный зал, где обычно высится изваяние божества. В некоторых больших храмах устроен еще дополнительный зал (мандапа) с боковыми нишами. Своды опираются на колонны, в декоративном убранстве которых, как и внутренних стен святилищ, преобладает мотив цветка лотоса. Каждый храм (за исключением трех) имеет только один вход, расположенный с востока.
Каджурахо. Храм Вишванатхи
Стены, окна, колонны и даже потолки храмов покрыты выразительными, мастерски исполненными рельефами с изображениями мифологических и исторических стен, в которых преобладают образы женщин. Многие из рельефов имеют вполне невинное содержание – они изображают женщину во всех ее настроениях и во всех жизненных ситуациях – причесывающаяся, подводящая глаза, пишущая письмо, танцующая, играющая с ребенком, вынимающая занозу из ноги – сюжетам несть числа, как нет числа и рельефам, покрывающим стены храмов. Другой доминирующей темой является плотская любовь. Корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма, который рассматривает сексуальную любовь как форму передачи энергии. Еще одна группа скульптур и рельефов изображает повседневную жизнь и занятия жителей средневековой Индии – сельскохозяйственные работы, ловлю рыбы, битвы и т. д. Сюда же относятся многочисленные изображения реальных и мифических животных. Залы святилищ украшают образы богов индуистского пантеона – Брахмы, Шивы, Сурьи, Вишну и других.
|
Храмы Каджурахо образуют три отстоящих друг от друга группы. В западной группе находятся наиболее известные и типичные для Каджурахо постройки. Кандарья Махадева (1000 г.), самый большой и знаменитый из всех храмов Каджурахо, достигает высоты 81 м и посвящен Шиве. Вход в храм украшает изящно украшенная арка с многочисленными изображениями небесных существ, как будто застывшими в камне. Рядом с ним расположен храм Матангешвара, единственный во всем комплексе, где сегодня совершаются богослужения. Он также посвящен Шиве.
Храм Лакшмани – самый красивый из западной группы храмов. К сожалению, он в наибольшей степени пострадал от действия времени, и реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить его во всем его величии. Храм Деви Джагдамба известен наибольшим количеством эротических скульптур. Его стены украшают множество рельефов, натуралистически изображающих пары, занимающиеся любовью.
|
Фасады храма Вишванатхи, где хранится огромное изваяние трехликого Брахмы, украшают каменные фигуры львов и слонов. Он, как и стоящий рядом храм Нанди с двухметровым изваянием священного быка, посвящен браку Шивы с Парвати.
Сложенный из гранитных блоков Чансатх Йогини – самый древний из храмов Каджурахо. Он посвящен богине Кали. Храм Читрагупта посвящен богу солнца Сурье, изображенного на запряженной семью конями колеснице.
Восточная группа состоит из джайнских и индуистских храмов. Прекрасные скульптуры и рельефы, украшающие северный фасад джайнского храма Парсанатхи, выделяют это сооружение среди других святилищ этой группы, в которую также входят джайнские храмы Гхантаи, Шантинатхи и Адинатхи и три индусских храма – Брахма, Вамана и Джавари. Джайнские храмы также украшены прекрасными рельефами, но здесь нет эротических мотивов.
Южная группа храмов находится на расстоянии пяти километров от центра Каджурахо и состоит из двух индуистских храмов – Чатурбхуи, славящегося огромным, искусно высеченным из камня изваянием бога Вишну, и Дуладева.
Поражающие своим архитектурным и скульптурным богатством, храмы Каджурахо представляют собой настоящую галерею под открытым небом, хранящую бесценные произведения искусства средневековой Индии. Освещенные разноцветными лучами прожекторов, эти храмы служат естественной декорацией для проводящегося ежегодно в феврале – марте фестивале индийского танца, в котором принимают участие ведущие исполнители классических стилей бхаратнатьям, одиси, катхак, катхакали и др.
Храм Минакши в Мадурае
Обширный храмовый ансамбль Минакши в Мадурае располагается в южноиндийском штате Тамилнаду, приблизительно в 520 километрах от Мадраса.
«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были большие выпуклые «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность – она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшего перед ней под именем Сундарешвара – «Повелитель красоты». Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой.
В память об этом событии в Мадурае был сооружен громадный индуистский храмовый комплекс. Здесь хранятся реликвии, связанные с Минакши и Шивой‑Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии.
Создание храма Минакши относится к годам расцвета Мадурая, к XVII столетию. Когда под натиском мусульманских султанов пало соседнее северное государство Виджаянагар, Мадурай стал единственным оплотом древней индийской культуры. С именем правителя Мадурая – царя Тирумалайи из династии Наяков, правившего в 1623–1659 годах, связан последний взлет средневекового индийского храмового зодчества, еще величественного по своему замыслу, но, увы, уже омертвевшего по художественному содержанию.
Храм Минакши в Мадурае
Территория комплекса храма Минакши занимает площадь 258–223 м. Распланированную территорию ансамбля со множеством внутренних двориков и водоемов для омовения украшают восемь башен‑гопурамов. Четыре из них возвышаются на наружных стенах храмового комплекса, отмечая места входов, другие четыре, меньших размеров – на ограде, находящейся на территории внутреннего двора. Высота самого высокого гопурама составляет 50 м. Для увеличения эффекта масштабности его многочисленные ярусы уменьшаются к вершине башни, которую увенчивает традиционный для Южной Индии каменный валик.
Большинство зданий из всего комплекса храмовых построек относятся к эпохе царя Тирумалайи, а необычайный по красоте Тысячеколонный зал Шивы, вероятно, построен несколько ранее – в середине XVI века.
В облике главного святилища храма Минакши можно наглядно видеть те перемены, которые претерпело индийское искусство в период упадка. Храм, построенный в XVII веке, утратил прежнее значение центра всего ансамбля, лишился традиционной для древних храмов Индии башни‑шикхары. Это всего лишь невысокое здание с плоской крышей, окруженное обширной сетью внутренних крытых дворов и коридоров с многоколонными галереями. Богатство украшенных фигурами колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным. Среди этого лабиринта выделяется знаменитый Тысячеколонный зал бога Шивы. На самом деле здесь не тысяча, а более двух тысяч колонн. Считается, что здесь невозможно найти двух похожих между собой колонн. При этом они оформлены с необычайной щедростью, убранства многих колонн выглядят даже перегруженными, но при этом они не теряют своего изящества и выглядят очень пышно. Изучение скульптур, которые украшают колонны, могло бы занять много месяцев. Среди них – боги, богини, эпические герои, танцовщицы и музыканты, драконы, фантастические существа, животные. Они как бы иллюстрируют все неисчерпаемое богатство индийской мифологии. В Тысячеколонном зале сейчас устроен музей, но сам храм Минакши продолжает функционировать и оставаться местом паломничества, сюда ежегодно устремляются десятки тысяч людей. Существуют свидетельства о 64 фактах чудес, которые Шива якобы совершил в храме Минакши.
Перед входом в храм паломники совершают ритуальные омовения в огромном пруду, называемом прудом Золотой Лилии, и в нескольких водоемах поменьше. К пруду Золотой Лилии ведет прямая отвесная лестница, окруженная расписной колоннадой.
Храм открыт для паломников и днем и ночью. Многочисленные торговцы держат здесь свои лавочки и торгуют всевозможными сувенирами – от крошечных фигурок Шивы до пряностей и благовоний. Весьма популярна также сандаловая паста – ее приносят в дар богам для умащения священных статуй.
Центральное святилище Шивы скрыто в небольшом, таинственном и сумрачном помещении и доступно только ограниченному числу священнослужителей и немногим избранным. Центральная ось храма и святилища Сундарешвара направлена с востока на запад. Внутри храма есть специальный проход для торжественной процесии – пуджа, ведущий вокруг святилища и позволяющий обойти вокруг него по часовой стрелке. По особым праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. В колесницу впряжен слон – в честь слоноподобного бога Ганеша. Фигура этого божества тоже часто встречается в храме.
Ежегодно в январе – феврале в Мадурае отмечается праздник Теппам – «праздник на плотах», который всегда привлекает множество паломников. Изображения Шивы‑Сундарешвары и трехгрудой Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман‑Теппаккулам. За ними на плотах и лодках плывет вся праздничная процессия. На одном из островов посреди озера стоит храм, построенный в то же самое время, что и храм Минакши.
Храм Минакши в Мадурае наряду с несколькими другими храмовыми ансамблями Южной Индии завершил собой развитие традиционной индийской храмовой архитектуры. В период начавшейся в XVIII веке европейской колонизации крупное храмовое строительство в Индии прекратилось.