Примерный сценарий родительского собрания
«Как ребенку не стать жертвой манипуляции и буллинга»
Цель: формирование компетенций родителей по взаимодействию с детьми в ситуациях негативного группового давления и буллинга в школьной среде
Форма проведения: очно, в режиме онлайн (вебинар/ конференции с использованием мессенджеров, в родительском чате группы в социальной сети «Вконтакте»).
Список информационных источников, рекомендуемых к использованию при подготовке к родительскому собранию:
1. Что делать, если ваш ребенок вовлечен: Руководство доя родителей про буллинг.- /под ред. Реана А.А. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://воспитание21век.рф/uploads/s/v/m/b/
2. Руководство по противодействию и профилактике буллинга для школьной администрации. Учителей и психологов. - /под ред. Реана А.А – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://воспитание21век.рф/uploads/s/v/m/b/
Информационный блок:
Вступительная часть родительского собрания предназначена для актуализации проблемы манипуляции и буллинга в подростковой среде, механизмах влияния на личность. Основное содержание родительского собрания реализуется в форме диалога. В этот период ребенок создает свою идентичность, познает себя, сталкиваясь с различными влияниями в группе и обществе.
Как вы понимаете термин «манипуляция»? (Ответы родителей)
Манипуляция - это прием общения, при котором один человек использует другого для достижения своей цели. Манипулятор может применять ряд способов для достижения желаемого.
Рассмотрим основные способы манипуляции.
Запугивание
Этот метод манипулирования очень популярен как в школе, так и при общении с друзьями. Суть в том, чтобы заставить подростка бояться чего-либо (плохой оценки, наказания), при этом, требуя его выполнять определенные поручения.
|
Включение чувства вины
Подобную манипуляцию очень часто применяют взрослые и одноклассники ребенка. Например, «Тебя ничего не интересует, кроме прогулок по улице», «Ты не хочешь мне помочь,,». Благодаря подобной манипуляции человек пытается «включить» у подростка чувство вины с целью получения большего внимания.
Оскорбление
Этот способ манипуляции имеет цель оскорбления и унижения личности подростка. После того, как оскорбят, в нем вызовут желание «восстановить доверие» перед унизившим человеком, т.е. выполнить вещи, которые требует манипулятор. Если подросток заметит, что его оскорбляют, а затем просят сделать определенную вещь, то он должен отказаться от нее.
Вера в реальность
Этот метод используется манипуляторами для того, чтобы ввести человека в заблуждение. Люди подобного типа отлично умеют лгать. Поэтому они могут внушить подростку, что произошло событие, которого на самом деле не было.
Подобным образом манипулировать могут абсолютно любые люди. Главное - не выполнять требования манипулятора.
Как понять, что ребенок в опасности и подвержен влиянию? Родителей могут насторожить любые нехарактерные поведенческие проявления. Любое резкое изменение поведения и образа жизни должно стать поводом для прояснения: например, подросток раньше целыми днями сидел за компьютером, а теперь вдруг резко стал рваться на улицу. Или, наоборот, гулял напропалую, но вдруг стал зависать дома.
|
Подростку самому чрезвычайно трудно осознать, что на самом деле - не он автор своего поступка, а его используют в других интересах.
Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте. В этом случае, как правило, используется термин «групповое давление». Особенно сильным бывает психологическое давление, если его оказывает не один человек, а целая группа и этому порой трудно сопротивляться даже человеку с сильной волей. Групповое давление часто заставляет действовать вопреки своим убеждениям, желаниям, во вред себе и своему здоровью.
Психологическая поддержка ребенка в ситуации группового давления
Далее родителям предлагается познакомиться с рекомендациями по взаимодействию в ситуации группового давления, дополнив и сформулировав свои правила.
Рекомендации для родителей по взаимодействию в ситуации группового давления: как противостоять влиянию?
Американский педагог Мишель Борба в своей книге «Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться» (М.: Издательский дом «Вильяме», 2005) предлагает «шесть стратегий развития у ребенка способности противостоять давлению со стороны сверстников:
1. Отстаивать свое мнение, демонстрируя уверенность позой. Научите ребенка отстаивать свои взгляды и не поддаваться, приняв позу, выражающую уверенность: стать выпрямившись, слегка расставив ноги, высоко поднять голову и смотреть прямо в глаза человеку. Объясните ребенку, что поза, которую он принимает, как правило, несет больше информации, чем слова, которые он произносит.
|
2. Твердо сказать «нет». Особо подчеркните, что коль скоро ребенок решил не делать того, что ему предлагают, он должен дружелюбно, но твердо сказать об этом и не сдаваться. Напомните ребенку, что его задача - не пытаться переубедить другого, а уберечь себя от беды и придерживаться своих взглядов.
3. Попрощаться и уйти. Особо подчеркните, что противостоять другу нелегко. Объясните, что он может столкнуться с запугиванием, насмешками или неприятием его мнения, но на то и существует смелость, чтобы противостоять. Иногда лучше просто выйти из ситуации. Договоритесь с ребенком, что каждый раз, почувствовав себя небезопасно в какой-либо ситуации, он должен позвонить вам, и вы его заберете, не задавая вопросов.
4. Уметь найти уважительные причины для отказа. Ребенок может объяснить сверстникам причину отказа, например, так: «Я сказал отцу, что буду дома», «Я обещал другу зайти».
5. Повторять свое решение. Скажите ребенку, что иногда помогает, если несколько раз повторять, как заезженная пластинка: «Нет, это неправильно». Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.
6. Объяснять причины отказа. Размышление о возможных последствиях помогает укрепить убеждение ребенка в том, что ввязываться не стоит. Поэтому предложите ему объяснять причину отказа: «Это противозаконно», «Я могу пострадать».
Вместе тренируйтесь в использовании каждой стратегии на примере тех видов негативного давления, которые ребенок уже испытывает со стороны приятелей.
К сожалению, распространенным проявлением подросткового группового давления становится такое явление, как психологическая травля (буллинг).
Что такое буллинг? (Ответы родителей)
Буллинг – это регулярное психологическое или физическое давление на жертву. Зачастую он проходит в виде словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее), распространения слухов и сплетен, бойкота.
Можно выделить некоторые особенности буллинга:
· буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
· буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
· буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
· буллинг - это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
· буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Выделяются две основные формы буллинга:
1. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений;
2. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание.
К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, обзывания, дразнение); обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
3. Кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Буллинг – в основном скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям.
Что делать, если по какой-то причине, ребенок оказался в подобной ситуации?
Практическое задание: Стратегии действий родителей в ситуации буллинга.
Родителям предлагается разделиться на 3 группы, познакомиться с памятками и разработать алгоритм действий в ситуациях:
1. Родители узнали, что их ребенок стал объектом буллинга;
2. Родители узнали от классного руководителя о том, что их ребенок является инициатором буллинга в классе;
3. Родители получили информацию от ребенка, что в его классе в отношении сверстника осуществляется травля.
Памятка для родителей
ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОДВЕРГСЯ ТРАВЛЕ В ШКОЛЕ
· Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой.
· Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача - успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.
· Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании. Ребенок должен попытаться самостоятельно проанализировать свои действия и понять, могли ли его поступки послужить причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем и что, возможно, необходимо подкорректировать в собственном поведении, чтобы в новом социуме ситуация с травлей не повторилась. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.
· Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.
Памятка для родителей
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ ТРАВЛИ?
1. Постарайтесь прояснить ситуацию: что и с каким ребенком (какими детьми) в классе конкретно происходит. Не менее важно выяснить отношение вашего ребенка к происходящему: постарайтесь понять, поддерживает ли он (она) происходящее или же, наоборот, пытается активно вмешиваться, или же остается в стороне.
2.. В случае, если ваш ребенок не выступает в позиции «защитника» жертвы - в первую очередь поддержите его намерения и договоритесь о взаимодействии. Взаимодействие может быть выражено в том, что вы зафиксируете известную ребенку информацию о тех эпизодах травли, которые наблюдал ребенок, и свяжитесь с классным руководителем и/или администрацией школы. Помните: ситуация травли в классе требует немедленного вмешательства, т.к. от ее последствий страдает весь коллектив. Однако не стоит напрямую связываться с другими родителями, не поставив в известность педагогический коллектив и администрацию.
3. Наиболее аккуратно необходимо действовать в ситуациях, в которых ребенок сохраняет нейтралитет к происходящему - вероятнее всего, ребенок испытывает страх перед возможными действиями агрессоров. В этом случае очень важно сформировать единую позицию совместно с ребенком - необходимо прийти к соглашению о том, что травля в коллективе недопустима.
Очень важным шагом станет договоренность о том, как вы можете помочь обеспечить безопасность своему ребенку, когда работа по противодействию травле в классе начнется. Стоит также проговорить стратегию того, что ребенок мог бы сделать, находясь в роли «защитника», в случае, если после вашего разговора ребенок готов принять на себя подобную роль. Однако форсировать это не стоит - готовность действовать из этой позиции должна «созреть».
4. Необходимо достичь соглашения о том, что вам необходимо передать имеющуюся у вас информацию классному руководителю и/или администрации школы, чтобы именно школа незамедлительно начала как профилактическую работу, так и работу с конкретными эпизодами
Памятка для родителей
Ш ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК - БУЛЛИ (АГРЕССОР, ИНИЦИАТОР)
· Четко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь - это насилие».
Чаще всего дети не осознают, что происходит, для них все может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни. Они не видят ситуацию системно. Важно также то, что агрессор почти никогда не задумывается о том, как на самом деле чувствует себя жертва и насколько его действия сильно ее задевают.
Буллинг - способ заработать статус в коллективе, страдания жертвы - «побочный продукт».
· Попросите ребенка поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, ты приходишь в класс, никто с тобой не здоровается, а только хихикают между собой, глядя на тебя. Твои вещи как бы случайно роняют на пол. На перемене тебя толкают и запирают в туалете, а потом прячут твой портфель, выбросив в мусорную корзину все его содержимое».
· Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьезная проблема, причем не только твоя, а всей группы (класса, компании). Есть проблемы, болезни, которыми болеют не люди, а коллективы. Так у вас и произошло. Нужно срочно принимать меры, вам нужна помощь».
· Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребенка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться - «да, это было бы тяжело».
· Поддержите вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, скажите, что вы будете помогать ему изменить его поведение — продумайте план мероприятий, способствующих позитивным изменениям.
· Позитивно проводите с вашим ребенком время.
· Контролируйте поведение ребенка.