Роль образования в эпоху глобализации (по Тоффлеру)




Возникновение образования как социального института

Поскольку образование осуществляется в формальных организациях, оно могло возникнуть лишь на определенном, причем достаточно позднем этапе развития человечества. В Европе этим рубежом стал 5 век до н.э., когда в Древней Греции стали возникать первые и учителя, объединенные в школы, которые за плату обучали детей благородных сословий. Однако эти школы были доступны лишь элите и не имели организации в масштабах всего общества. Более организованная система образования складывается в эпоху Средневековья, когда в рамках христианской церкви в Европе возникает сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты (Париж, Оксфорд т.д.).
Однако вплоть до конца 18 века (Великая Французская революция), образование носило элитарный характер и было направлено на обучение и воспроизводство представителей определенных статусных групп. С 19 века начинается процесс становления массового образования в Европе, и у этого процесса было несколько причин.
Во-первых, процесс демократизации политической жизни, который возможен лишь в обществе «грамотных избирателей».
Во-вторых, промышленная революция, на определенном этапе своего развертывания столкнувшаяся с проблемой квалифицированных кадров.
В- третьих, институциализация самого образования, формирование в его рамках профессиональных групп, отстаивающих свои интересы и добивающихся поддержки образования со стороны государства.
В-четвертых, ослабление роли традиционных институтов социализации и социального контроля (религия, семья), и, соответственно, возрастание в этой сфере роли института образования
В результате действия всех этих причин начальное, а затем и неполное среднее образование становится обязательным во многих развитых странах.
В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», запрещал доступ в гимназии детям из низших сословий. С другой стороны, после 1917 г. в России (СССР) было введено обязательное начальное, затем - обязательное неполное среднее, и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация образования» привела к резкому снижению его качества.

Образование как социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни, совокупность учреждений и лиц, наделенных властью, материальными средствами для реализации, контроля и управления воспитанием, обучением, социализацией личности; овладение профессией и специальностью.

Элементы:

Ø Форма организации жизни людей.

Ø Специальное учреждение и лицо, которое выполняет функции контроля и управления.

Ø Нормы и принципы, действие в этой системе – санкции.

Ø Материальные средства – также важный элемент системы.

Функции:

v Внешние (поддержание стабильности в обществе, социальная мобильность и стратификация): экономическая – подготовка к профессии, профессионализация и социализация; социальные – социальная мобильность и социальная дифференциация; культурные – ценностный базис, потребности и интересы.

v Внутренние (качество и эффективность образования, развитие личности).

П. Бергер и Э. Росс добавляли еще функцию социального контроля.

 

Роль образования в эпоху глобализации (по Тоффлеру)

Как считал Тоффлер, ещё только продолжает набирать силу и достигнет своего апогея только через несколько десятилетий. И называться она будет «информационным взрывом». Тут главную роль играют инновации, сейчас уже практически у каждого человека имеется не просто доступ к компьютеру, а к интернет-сети. Однако Тоффлер не говорит, что компьютерные технологии это и есть вся Третья волна, т.к. «революция» в обществе не может произойти из какого-то одного звена, нужен новый элемент в структуре, который приведёт к кардинальным изменениям в обществе. Что касаемо образования: Возрастание необходимости индивидуализации образования, увеличение роли домашнего образования. Принцип «сделай сам»: часть обучения перекладывается с педагогов на самих обучающихся. Обучение начинает вписываться в систему «электронного коттеджа»: («электронные коттеджи» - это уникальная форма реализации трудовой деятельности посредством перемещения рабочего места из офиса в оснащенное специализированным оборудованием жилище работника. Оно распутывает клубок проблем современного общества, усиливая роль института семьи, что позволяет современному человеку больше времени уделять воспитанию детей личным проблемам). Большая роль самообразования и информации в обучающем процессе. Принцип производства для себя: каждый получает образования для своих собственных нужд, и «скрытый учебный план» сходит на нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: