Существует несколько способов (техник) изготовления войлока. Однако целесообразно за основу взять традиционный способ производства войлока, распространенный на юго-востоке Башкирии. Его также использовали другие народности, в частности киргизы и казахи. Традиционная технология изготовления войлока состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап (работа с шерстью).
2. Свойлачивание (создание основы для войлока).
3. Декорирование войлока (нанесение изображения на основу войлока).
4. «Валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока).
5. Обработка и отделка войлока.
Необходимо отметить, что подобный
способ не позволяет достичь четкого рисунка в войлочных композициях, так как в результате валяльных работ границы рисунка существенно смываются, изображение деформируется, цвета смешиваются. Поэтому не случайно этот способ называют техникой «живописного войлока», который художники используют для больших по размеру работ (монументальных панно, ковров, паласов) или для выполнения небольших изделий с упрощенным и условным изображением.
Подготовка шерсти
Стрижка овец производилась дважды в год (весной и осенью). Перед началом работы присутствующие, как правило, женщины, произносили благопожела-ния, по народным представлениям магически воздействующие на успешность стрижки. Повалив овцу на бок, связывали ей волосяной веревкой ноги. После этого, вооружившись железными ножницами или стригальной машинкой, стригли ее, оставляя короткий волосяной покров на шкуре и не трогая шерсти на голове и чулках ног. Первоначально снимали шерсть с шеи, дальше переходили на туловище. По ходу стрижки стремятся получить руно с однородным волосом, правда, далеко не всегда это удается. Состриженную шерсть предварительно очищали от грязи, тщательно промывая ее в какой-нибудь емкости с подогретой водой. Далее ее высушивали на солнце, разложив по отдельности клочки шерсти на куске ткани или на старой шкуре. Впоследствии шерсть сортировали по цвету и качеству, раскладывая ее для хранения в кожаные мешки или в берестяные коробки. С каждой овцы снимают в среднем до 1 кг шерсти. А учитывая то обстоятельство, что на создание войлочного покрытия юрты в зависимости от ее размеров требовалась
шерсть, состриженная не менее, чем со 150—200 голов овец, можно представить объемы выполняемых при этом работ и время, необходимое для накопления такого количества сырья.
Для изготовления войлока рекомендуется использовать овечью шерсть осенней стрижки, чаще всего грубых сортов. Перед использованием шерсти для производства войлока ее вручную очищают от сора, комочков грязи, мусора и пыли. Далее предварительно сортируют шерсть по цвету и длине ворса, разбирают пряди шерсти.
Механическая обработка сырья заключается в разрыхлении и «трепании* шерсти. Несмотря на то, что эти два процесса осуществляются одновременно, они имеют разные цели. Например «трепание» позволяет очистить шерсть от отходов, от растительных и минеральных веществ. Тщательность проведения «трепания» влияет на качество изделия, чистоту исполнения последующих операций в применении художественных техник, в обработке и отделке войлока. Цель же разрыхления состоит в разделении крупных клочков волокнистой массы на более мелкие и частично на отдельные волокна для уменьшения их плотности. Это распушение шерсти в дальнейшем позволяет задать больше связи между волокнами, а в процессе набирания объема войлока облегчает размещение шерсти в более свободном распределении по всей площади буду-
влияет на качество будущего войлока. Прочесанное волокно уже готово к работе.
На данном этапе работы необходимо изготовить войлочную основу, выполнить рабочий картон (рисунок изображения войлока в натуральную величину) по эскизу композиции и выложить рисунок из волокон шерсти.
Если же рисунок «не сквозной», а находится на войлочной основе, то приступают к ее изготовлению.
Свойлачивание
Свойлачивание представляет собой обработку полуфабриката с помощью
трения и давления при одновременг действии тепла и влаги. Так сближаю и перепутываются волокна при «пред рительном уплотнении» шерсти. Наз чение этой операции состоит в подгот ке основы для будущего войлока. Г свойлачивании полуфабрикат-осн сокращается, как правило, только толщине. От качества проведенной боты во многом зависит достиже результата.
Рассмотрим ряд условий для изгот ления основы войлочных изделий.
1. Линейные размеры основы опр(ляются с учетом последующей ее уса в процессе валки, они должны о{ печивать получение готового изде
ЧГемыми значениями плотности, [Ости и линейных размеров. Основа должна иметь правильную. соответствующую будущему из-
основе должно быть правильное деление шерсти по определенным соответствующее требованиям: часть войлоков имеет равнораспределение шерсти по всей гости, обеспечивающее одина-свойства изделия. >снова после свойлачивания долж-
равномерной по плотности. Важным требованием является от-ie рубцов и других дефектов на гости основы.
катают возвратно-поступа-
![]() |
тельными движениями рук по направлению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40—50-минутного катания рулона брезент (циновку) раскрывают несколько раз, и войлок снова обрызгивают горячей мыльной водой.
Такое перекатывание рулона позволяет достичь предварительного свойла-чивания волокон. Эту и последующие операции легче выполнять нескольким людям, т. к. при изготовлении войлока большого размера невозможно осуществлять равномерное давление на все зоны рулона одновременно и потому, что подобного рода работа требует вложения неимоверных физических сил. Если же размеры работы не превышают 60-70 см, то этот процесс можно проводить одному человеку.
После предварительного свойлачива-ния шерсти рулон раскрывают. Поверхность необходимо обязательно проверять на ощупь: она должна быть ровной, без пустот. Для того, чтобы получился мягкий войлок, рекомендуется чередовать шерсть старого и молодого животного.
Полученный войлок поливают еще раз горячей водой, расправляют, если нужно, выравнивают и вытягивают смятые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получают «основу» для войлочного изделия, которая пока еще представляет собой рыхлый материал-полуфабрикат.
Для получения необходимой прочности основы ее окончательно уплотняют в последующих этапах работы (валяния) по созданию войлочного изделия. Однако, если войлок по задумке автора должен иметь изобразительную и художественно-эстетическую ценность, то все последующие этапы накладывания слоев предварительно заготовленной шерсти (естественного цвета или крашенной) будут связаны с нанесением рисунка на «основу».
Валка
После нанесения рисунка на войлочную основу со свежим слоем шерсти войлок вновь туго свертывают в рулон и начинают валять (катать) на брезенте или циновке, располагая на полу, подиуме или большом столе.
Рулон катают (валяют) руками, с силой надавливая на него. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра рулон катают руками не менее часа. Во время процедуры катания руками войлок неоднократно раскрывают и переворачивают то на одну, то на другую сторону и обрызгивают при этом горячей мыльной водой.
Процессы свойлачивания и валки схожи по организации процесса и основаны, прежде всего, на валкоспособности шерсти. В процессе валки наносят удары, толчки и другие механические воздействия на шерсть, в результате чего войлок
менном воздействии тепла, влаги и химических активизаторов. Для достижения высокой плотности и ускорения процесса валки, основу войлоков пропитывают в растворе серной кислоты. Концентрацию раствора кислоты выбирают в зависимости от ассортимента изготовляемого изделия (составляет около 0.5—4.5%). Объем раствора прини-
51
мается из расчета 10—12 л на 1 кг замачиваемой основы. После пропитки основа должна отлежаться в течение 30 минут и затем направляется на валку. Всю поверхность изделия покрывают тканью для того, чтобы рисунок не сместился. Ткань используется тонкая, безворсовая (шелк, капрон, тюль). Вся поверхность при помощи опрыскивателя смачивается
![]() |
Искусство орнамента, создание тамги и руническая письменность — это грани одного явления изобразительной деятельности, что подтверждается древностью и эволюцией графического языка: от простейших реалистических изображений к стилизованно-схематическим и, наконец, превращение их в знаковые и декоративно-магические символы. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе. В связи с этим орнамент неслучайно характеризуют как символико-гра-фический язык народа, выражающий его чувства, понятия и мировоззрение.
Сюжетная композиция
Сюжетная завязка в композиции войлока — редко встречающееся явление в декоративно-прикладном искусстве, в отличие от орнаментально-декоративного решения образа. Однако и такой способ реализации замысла, даже, несмотря на сложность воплощения реалистического образа, имеет место. Повест-вовательность при развитии действия в композиции может придать изобра-
жению иллюстративность и сценогра-фичность. В этом случае есть всегда опасность отхода художника от «станко-визма» и «монументализма». Поэтому стремление автора будущей войлочной картины к некой символизации образа — вполне обоснованный и закономерный процесс.
Огромным источником вдохновения для художников декоративно-прикладного искусства являются исторические сюжеты, народный фольклор, легенды и предания, этнические традиции (празд-
ники, обряды). Фольклорные народные мотивы, простые как песни, как сказания, воплощаются в композициях войлочных ковров в форме лаконичных, уравновешенных изображений и привлекают «ароматом» истинной старины, идеально вписываясь в современный интерьер.
Жанровая композиция предполагает разные виды композиционных построений: с ярко выраженным композиционным центром (расположение его в геометрическом центре панно, смещение его вправо, влево, вверх и т. д.) или без него (композиция строится на ритме композиционно-активных элементов). Исторические или былинные сюжеты, как правило, не обходятся без изображения людей, животных, птиц или каких-то фантастических существ, причем они помещаются в соответствующую обстановку, чаще всего в ландшафтный пейзаж. Поэтому такие войлочные картины наиболее сложны в техническом выполнении.
Намного реже среди художественных войлоков можно увидеть произведения в жанре пейзажа. Тем не менее, некоторые художники идут на такие эксперименты, иногда удачно. Дело в том, что фактура войлока на разных этапах его изготовления и в разных техниках зачастую напоминает форму и структуру
каких-либо природных объектов: небо с облаками, заснеженные горные вершины, листву деревьев, пригнутые ветром степные травы, вспененные морские волны и многое другое. Ассоциативное мышление и воображение художник подсказывает нужные мотивы для создания выразительного и эмоционального образа. Композиционные средства при создании такого войлочного произве- дения в этом случае близки к средства организации композиции пейзажа в традиционных художественных техника. Правда, здесь присутствует момент н| предсказуемости, свойственный войлоку, но в пейзажном жанре он не опасен, более того, он привносит в изображение естественную живость и воздушную зыбкость.
В отличие от жанровых изображений и пейзажа натюрморты и портреты более сложны для изображения в войлоке, особенно в технике вваливания рисунка. Единичные примеры войлочных портретов в мировой практике демонстрируют комбинированные технические приемы. Художественная задача при этом вряд ли заключалась в достижении портретного сходства, скорее всего, идейный замысел состоял в создании некоего аллегорического образа.
Абстрактная (формальная) композиция
Для дизайнерского решения ин-терьерного пространства применимы варианты абстрактных изображений на войлоках художественно-эстетического значения. Композиция из простых или сложных геометрических форм, различных по характеру линий, может быть плоской, рельефной или объемной, цельной или сложносоставной. Войлок
61
может быть частью композиции сложного арт-объекта, предмета интерьер-ного наполнения (мебели, светильника, ширмы и т. д.).
Абстрактное изображение на войлоке, создаваемое по правилам и законам формальной композиции, часто играет роль декоративного панно. Оно нередко включает элементы из других материалов в качестве изобразительных эффектов.
Поиск композиции и технических эффектов
Виды композиционной организации войлока
В войлоке, как и в других произведениях декоративно-прикладного искусства, авторы часто не ограничиваются монокомпозицией — решением образа в произведений, состоящем из одного изделия. Раскрытие замысла порой требует формального развития, что приводит к сложносоставным композиционным решениям. В этом случае, как правило, они представляют собой многочастные изображения: диптих, триптих или полиптих. Эти понятия характеризуют структуру композиции, состоящей из нескольких частей. Для них. свойственны
![]() |
композиционно связываются авторо с помощью повторяющихся мотиво стиля исполнения, ритма элементов и бражения, тонового и колористическо-решения, используемых техничес эффектов.
Иногда авторы войлочных изделг создают серию работ, объединяя их ф мой решения художественного обр Очень часто серия войлоков отра определенный этап творчества худо ника-прикладника.
прочные образно-пластические связи. Как правило, эти части объединяются общей фабулой, одной конструктивной идеей, композиционными средствами выразительности и единым оформлением. Например, две, три и более частей художественного войлока могут иметь разную форму, размер, но при этом они обязательно подчиняются общей идее,
Образно-пластическое решение композиции войлока
Как было уже сказано ранее, трад онная технология производства войл в частности основные этапы свойла вания и валки, не позволяют дос четкого контура, и всегда возник сложности в воплощении линейн
![]() |
![]() |
пения композиции в материал. Пла-руемый художником контур (или ния) в результате валяльных работ шывается, а тон нейтрализуется. Так, иные тона светлеют, а светлые или ше — темнеют. Это вызвано тем, что ipouecce катания войлока накладываете мастером волокна незначительно ешаются и вообще могут поменять юоначальное свое положение из-за юномерного скольжения шерстяных ■лей по поверхности основы или из-за проникания во внутренние слои буду-го коврового изделия. Данный прием естественного размы-тя контура, вызванного технологи-Еким процессом, многими художники использовался как выразительный шический эффект для создания живописного войлока». Более того, этот предсказуемый технический прием зволяет достичь тонового нюанса и пан о вить связи между контрастными тнами изображения, добиться уни-иьной живописности в мягком перете-иии линий, форм, тона и цвета, цело-юсти в тоновом и колористическом тении. Подобные случайности, ко-чно же, невозможно предусмотреть предварительной работе, на этапе визирования. Поэтому рисунок на нно задумывается таким образом, х>ы возможные изменения в линейно-
63
тональном решении сильно не повлияли на восприятие изображения зрителем и эмоционально-символическое прочтение образа.
Однако, несмотря на сложность получения контурного рисунка, войлочные мастера находят различные приемы. Например, для получения четкого рисунка выщипываются шерстяные волокна на прокатанной войлочной основе в местах нанесения контура. Искусственно созданные углубления заполняются шерстью необходимого тона, что позволяет ее крепче удерживать на нужном участке войлока. Использование иглы, как в нетканом гобелене, служит той же цели — удержать линию контура, чтобы четко разграничить изобразительные формы. Часто эти приемы используют лишь в некоторых местах композиции, наиболее важных для узнавания предметных форм.
Таким образом, в ходе практической работы выявляются экспериментальным путем различные технические приемы, позволяющие передавать как контурно-линейные, так и тонально-линейные, плоскостно-пятновые и объемно-пятно-вые решения при создании изображений на войлоке. Такие техники войлока, каи мозаика, аппликация и инкрустация, значительно меньше подвержены «эффектам неожиданности» в отличие от традиционного войлоковаляния. Границы тональных пятен на изделии практически точно соответствуют задумке автора, отраженной на линейных и ли-] нейно-тоновых эскизах.
Первостепенное значение на ст эскизирования войлочных произведен придается конструктивной идее композиции. Она представляет собой схему пластической организации изображения, кем торую художник находит в процессе целенаправленной работы над образом и ото бражает в первоначальных эскизах. О служит созданию и укреплению композ ционной целостности изделия. Схе композиции отражает конструктивна смысловые связи (учет функциональности изделия, эмоционального решения образа, его символического значения) и формально-пластические связи (между композиционно активными элементами изобра жения по форме, тону, цвету и т. д.).
При рассмотрении конструктивной идеи современных башкирских войлоков выделяется ряд декоративных композиционных построений:
• полосатый «буй балас» — чередование вертикальных полос одинаковой или различной ширины;
• крупноорнаментальный «асалы балас» — геометрическое построение с плотно прилегающими друг к другу или накладными, или вписанными друг в друга фигурами (ромбами, квадратами, шести- и восьмиконечными звездами);
• узорные ковры и паласы с объединяющей все мотивы центральной композиции по периметру изделия орнаментальной каймой;
• геометрические построения цветочно-растительных мотивов, заимствованные из фабричного производства ковров.
«Конструктивная идея» композиции художественного войлока, как правило, представляет собой простую схему, где элементы располагаются по кругу, треугольнику, квадрату и т. д., выстраиваются по прямой, ломаной или кривой линии. Схемы более сложных по структуре композиций могут сочетать различные по конфигурации линии и формы.
Для "достижения художественных эффектов в войлоке можно использовать цветные контуры, которые придают большую четкость узорным формам по окончании валки. Если в рисунке ковра предусматривается применение контуров, то раскладку волокон по рисунку следует начинать с контуров. От расчесанных цветных групп волокон отделяют узкие и длинные части нужной величины и берут их в правую руку. В процессе раскладки контуров волокна вытягивают до соответствующей ширины контура и укладывают пальцами левой руки по контуру на шаблоне. При этом правой рукой вытягиваемые волокна подкру
чивают, благодаря чему в готовом ковре образуется более четкая линия.
По окончании работы по раскладке контуров, берут нужное количество волокон в соответствии с размером выкладываемого цветного пятна и слегка расправляют так, чтобы толщина укладываемых волокон была одинаковой. Затем правой рукой вкладывают их между контурами, ограничивающими разноцветные участки узоров. Пальцами левой руки волокна придерживают, подтягивая их правой рукой по направлению линий орнамента. Таким образом осуществляется раскладка цветной шерсти для образования узоров и фона ковра.
Цветовая гармония в войлочных изделиях достигается теми же путями и средствами, что и в любых видах художественного творчества (текстиле, живописи, росписи и др.). Однако, несмотря на легкий и нетрудоемкий процесс покраски шерсти, все же не стоит исключать благородные природные цвета самого материала. Они позволяют в изделиях в большей степени передать такие состояния и образы, как камерность, естественность (материальность) или, наоборот, воздушность, спокойствие, умиротворение, состояние мудрого молчания или нарочитой напыщенности, торжественности и т. д.
Обращаясь к традиционной материальной культуре и искусству башкирского народа, можно заметить, что любое цветовое решение национальных моти-
Раздел 3
Возрождение народных традиций и
популяризация искусства войлока
![]() |
Алтар, директор культурного проекта пута STOFFWECHSEL, арт-дирек-международной художественной гавки по войлоку, специалист по шн-продукции. Основная цель работы Международ-школы — проведение научных, экс-1ментальных исследований по изу-по свойств войлока и применение ученных результатов в текстильной перстяной промышленности Монго-. Работа школы затрагивала четыре равления: промышленный дизайн; ■стильный дизайн; fashion-дизайн; зайн (художественный аспект), каждому направлению были сформи-аны группы, участвующие в семина-]искуссиях, обсуждениях, подготовке моделей одежды.
Представители Ивановской текстильной академии Н. А. Куликова — преподаватель кафедры конструирования швейных изделий и Ольга Бобкова — студентка 5 курса швейного факультета — приняли участие в fashion-дизайн направлении школы, основная цель которого — рассмотрение войлока как нового материала для изготовления модной одежды. Были созданы коллекции моделей одежды, отвечающие современным требованиям моды. Сочетая войлок с другими текстильными материалами, дизайнеры ИГТА стремились достичь возможности свободно комбинировать элементы одежды разных моделей коллекции или трансформировать одну модель в другую. По эскизам и чертежам Н. А. Куликовой и О. Бобковой в Монго-
![]() |
1»,
лии будут изготовлены пробные образцы изделий.
Благоприятный для разведения и круглогодичного выпаса животных климат и природные условия позволили жителям Азии издревле заниматься изготовлением войлока. В отрывке из книги Хара-Давана «Чингисхан» находим свидетельство использования этого материала воинами великой татаро-монгольской империи, а также информацию о примерном времени заимствования войлочных материалов славянами: «На ногах (монгольских воинов) сапоги с войлочными чулками. Эти чулки из войлока у русских обратились в валенки, но монгольский способ удобнее, так как годится при сырости, между тем как одни валенки промокают». Участники Международной школы могли ознакомиться с процессом изготовления войлока в лабораторных условиях.
Н. В. Кочешков в своей монографии «Декоративное искусство монголоязыч-ных народов XIX—XX веков» подчеркивает разницу в изготовлении войлока у тувинцев и монгольских народов, у которых в основном вся работа делалась женщинами. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный и не предполагает про-
мышленной обработки. Обстрижен! шерсть раскладывают на металличес» сетках и с помощью железных пр} выбивают из нее сор. Затем сырье cti ют при температуре +35 — +40 °С в ci циальном мыльном растворе, тщатеш прополаскивают и сушат. Для расчеа вания шерсти используется машина двумя кольчатыми валами, разработ ная в Голландии. После этой onepai часть шерсти направляется на пряде! Если необходимо получить цветной лок, то осуществляется процесс окраа Далее расчесанную шерсть укладьп двумя слоями (их может быть болы перпендикулярно по отношению Д1 к другу. Сверху слои шерсти накрьн тюлем или капроном.
Поскольку войлок является одним древнейших материалов, изготовлен! ручным способом, то с каждым год| возрастающий интерес предприим1 вой европейской цивилизации являет вполне закономерным явлением.
Итак, войлок становится популярн! сейчас не только в России, но и за pj жом. Несмотря на музейное значе1 войлока в наше время, в странах Аз войлок до сих пор применяется производства одежды, обуви, жилья оформления интерьера.
Однажды ижевский художник, доцент [статута искусств и дизайна Удмурт-эго государственного университета ександр Пилин обнаружил, что вой-к, к сожалению, живет только в рамках ниональных традиций. И решил воз-DiTb старинный промысел — валяние клока — в новом качестве. «Я предла-9 всем по-другому, по-доброму взгля-п> на этот старый и в то же время вый материал, — говорит мастер. — создаю костюмы, одежду, головные 1ры, аксессуары и обувь и пытаюсь мать то, в чем войлок еще не жил». Многие могут подумать, что создать юшую коллекцию можно и без специ-ного образования, было бы желание галант. Но настоящий художник яв-ггся еще и исследователем, и конст-яором. Уже более пятнадцати лет ндр Пилин собирает материалы ревних и традиционных технологиях, юйствах, а также сам проводит экспе-менты и воплощает в жизнь новые L Александр Васильевич даже создал Ьгтвенную азбуку терминологии волокит) текстиля. По его мнению, вой-ш можно считать любой материал, говленный из шерсти или синтети-oix волокон. Отсюда и открытие их возможностей войлока, создание ременных материалов. Мастер долгое i работал над тем, чтобы материал драпирующимся и подвижным. Его |ретение — это сочетание войлока ггими текстильными материалами юн. шелк, хлопок) путем закатыва-ной основы между шерстяными ми. Войлок оказался материалом ■стачным, он органично уживается голько с хлопком и шелком, но и с (есным текстилем. Есть у мастера и нология валяния шерсти, как йлочное кружево». Все новые разработки Александр 1 передает ученикам, которые есть
у него во многих странах мира. Познать секреты изготовления войлока жаждут не только художники, но и обычные люди, интересующиеся искусством. Организует эту работу Международная ассоциация мастеров по войлоку, созданная в Великобритании. А. В. Пилин также является ее членом. Художник читает лекции в Международной школе войлочных технологий. А несколько лет назад с легкой руки Мэри Брекетт, главы Международной ассоциации мастеров по войлоку, Александр Пилин получил замечательное новое имя — мистер Войлок.
В рамках Ассоциации постоянно организуются в разных уголках света симпозиумы, конференции, посвященные искусству войлока. Это общение культур различных стран мира открывает новые возможности для продвижения войлока.
Ведь это удивительный, уютный и экологически чистый материал. Кроме того, А. Пилин издает газету о войлоке «Happy new felt» на английском языке, в которой публикует исторические сведения о валенках и войлоке России. В одной зарубежной поездке Александр Пилин открыл для себя новое увлечение. С тех пор он пишет сказки на английском языке о своем любимом материале. Неутомимый и любознательный герой его сказок открывает людям все новые и новые тайны войлока.
Отметим, что современная техника изготовления войлока является унифицированным вариантом, повторяющим основные этапы традиционного способа, но существенно от него отличающимся. Ученые-исследователи Центральной Азии констатируют генетитическую близость обработки войлока (за исключением некоторых различий) у монголов, бурят, тувинцев, калмыков, что ученый А. А. Бадмаев объясняет тесными этническими контактами между предками этих народов и их вхождением в XIII— XV веках в единое экономическое культурное пространство, созданное государством Хамаг Монгол (чингизидов). Монголы всех возрастов бережно сохра-
няют культурные традиции и ческую оригинальность, предпо в быту носить нарядный и праь национальный костюм, некоторые менты которого изготавливаются войлока: жилеты, головные уборы (т цог), обувь (гутал), варежки, сумки.
Незаменимая для жизни в с те климате с резкими перепадами те ратур, удобная, мобильная, кр аэродинамической формы юрта i гэр) подчинена особенностям жиз ного уклада кочевника.
Конструкция юрты, состоящая древесной решетки и пористого ше ного войлока, играет роль термо лятора, поддерживая внутри жил постоянный тепловой режим. Вог ное покрытие юрты включает бок кошмы (туурга), кошмы, укрываю крышу (лээвэр), навесной полог хаалга), покрытие дымового отве (орн, урх) и в целях антисептиро пропитывается раствором кислого ка с табаком и солью. Декор ши каймы купольной части юрты, выделяющийся на общем белом покрытия, наносится на войлочное лотно полосками окрашенного во" путем аппликации.
Сегодня народные умельцы пре ют большой выбор сувениров из во" для приезжающих в Монголию тури
Представителей университета ля особенно интересует разработка и воение новых технологий в произвол войлока. Сам по себе войлок — мате неизносостойкий. Немецкие спепи сты представили на семинарах обр войлока, сочетающегося с другими стильными материалами (капрон, ш чего можно добиться путем зака ния тканой основы между шерстя слоями. Это изобретение увеличи эксплуатационные свойства и улуч прочностные характеристики войлока
3.2. ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРАДИЦИОННОГО РЕМЕСЛА «ВОЙЛОК» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Культуру России невозможно себе
юдставить без народного искусства,
>торое раскрывает исконные истоки
совной жизни разных народов, насе-
>щих нашу страну, наглядно демон-
>ирует их моральные, эстетические
шности, художественный вкус и явля-
;я частью его истории. Устное народ-
>е творчество, народный фольклор,
сродное декоративно-прикладное ис-
№Ство сегодня находят более широкое
>ажение в содержании образования и
яштании подрастающего поколения,
[но время, когда зарубежная массовая
этура активно внедряется в жизнь,
мировоззрение учащихся. Совре-
нное региональное образование пре-
;тавляет возможность выбора под-
гающему поколению эстетических
гостей, формирует у детей и подро-
:ов потребность в знаниях истоков
юнальной культуры и искусства.
.общественной жизни уже имеются
[еры, хотя и редкие, приобщения
в новые разработки школы призваны пользоваться применительно к мон-1ьскому производству. В рамках II международной школы войлочным изделиям были организо-ш экскурсии в Национальный парк, торический музей, буддийские храмы, амятнику русским воинам. Участники юлы посетили Кашемировый комби-' «Гоби» — государственное пред-нятие, производящее изделия из натужного кашемира на основе козьей рсти, а также норвежскую миссию, сны которой учатся изготавливать икду из войлока по традиционным нологиям.
Представители ИГТА уже получили етлашение участвовать в III между-юдной школе войлочных изделий, гга школы, по замыслу профессора «ли эль Аттара, должна носить харак-► развития от простого к сложному, кггники новой школы должны знать редыдущих результатах и отгадки- лся от них в последующих своих экстентах и исследованиях. ИГТА дав-ютрудничает с Монгольским техни-мм университетом, обучая монголь-удентов. Многие преподаватели гольского университета — выпуск-[ разных кафедр ИГТА. Студенты гольского вуза выполняют лабора-ые и курсовые работы по войлоч-технологиям, разрабатывают мо-олежды, не отступая от националь-) стиля. Монгольская сторона видит юдимость в новом современном аде к моделированию и конструиро-одежды из войлока, который.гают специалисты ИГТА. •шкальный, экологически чистый, [нереальный, обладающий потенциа-вершенствования войлок при-зет технологов, дизайнеров, худож-i по тканям, конструкторов, мо-[ьеров всего мира.
Кыргызский войлок, благодаря усилиям Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремесел (CASCA), выходит на международный уровень. 28 участников из 10 стран мира — Франции, Великобритании, Германии, США, Монголии, Испании, Голландии, Швеции, Таджикистана и Дании — приехали на Третий международный симпозиум по войлоку, чтобы освоить искусство экзотического ремесла. Две недели гости провели на берегах Иссыккуля, где местные умельцы открыли им секреты изготовления кыргызского традиционного жилища — юрты — и ее убранства.
Секретами тянь-шаньских мастеров по войлоку поделились с британцами активисты Ассоциации в поддержку ремесел Центральной Азии. Представители этой бишкекской НПО посетили Лондон, Манчестер, Кембридж и несколько городов Шотландии. В каждом из них кыргызстанцы устраивали экспозиции ремесленных изделий. Демонстрировалась коллекция аала-кийизов, шырдаков и прочих изделий кочевников. Настоящий фурор у жителей туманного Альбиона вызвали миниатюрные юрты. Участвовать в их сборке мог каждый посетитель выставки. «А попутно мы проводили мастер-классы для желающих поучиться нашему мастерству, — рассказывает директор Ассоциации Марина Молдоташева. — Такие уроки особенно заинтересовали британскую детвору и студентов-дизайнеров из кембриджского Королевского колледжа. А шотландская организация ценителей народных промыслов «Лайк дистрикт» взялась помочь нам пропагандировать прикладное искусство Кыргызстана».