| А. Правовые мероприятия
Разработка и принятие правовых и нормативно-технических документов (федеральных законов, указов президента РФ, постановлений правительства РФ, директив и указаний и пр.) в области защиты населения и территорий в ЧС.
Б. Организационные мероприятия
1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС; разработка документов (оперативных, мобилизационных, информативных, административных); обеспечение деятельности и взаимодействия органов управления и сил РСЧС.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, План гражданской обороны объекта (района, региона) – основные оперативные документы органов управления на любом уровне РСЧС на любом объекте;
План мероприятий по защите персонала объекта, План гражданской обороны объекта (района, региона) – основные документы, разрабатываемый на потенциально опасных объектах.
2. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы постоянной готовности РСЧС: силы наблюдения и контроля; силы ликвидации ЧС;
необходимое количество, состав и оснащение сил РСЧС для ликвидации ЧС и проведения АС и ДНР определяется централизованно на основе прогнозирования (исходят из наиболее сложной обстановки);
обеспечение готовности – в минимально короткие сроки;
готовность к действиям достигается поддержанием высокой укомплектованности л/с и техникой, проведением повседневной подготовки и учений и пр.
3. Создание запасов средств индивидуальной защиты (органов дыхания, кожи, медицинских), поддержание их в готовности к использованию.
4. Проведение постоянного контроля состояния окружающей среды (экологического контроля), прогнозирование ЧС.
Экологический контроль (мониторинг) – деятельность гос. органов, предприятий и общественных организаций по определению тенденций воздействия на окружающую среду различных источников техногенного характера, возможности возникновения ЧС и необходимости принятия мер по защите населения и нормализации обстановки.
силы и средства экологического контроля: силы и средства Росгидромета, подразделения наблюдения и контроля ГО и РСЧС всех уровней.
5. Создание и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и информации о ЧС.
Система базируется на использовании имеющихся средств связи и передачи данных, средствах массовой информации на всех уровнях от федерального до объектового. Оповещение о ЧС передается по всем средствам информации вне очереди.
общее оперативное оповещение проводится ОУ ГОЧС определенного уровня в пределах территории соответствующего уровня РСЧС;
локальное оповещение проводится ОУ ГОЧС потенциально опасных объектов через диспетчерскую службу этих объектов в пределах прилегающих к ним территорий (оповещение персонала объекта и населения о ЧС).
6. Подготовка населения к действиям в условиях ЧС.
Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в т.ч. образовательных, по месту жительства.
7. Создание, размещение, хранение, восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
В. Инженерно-технические мероприятия
1. Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры (на основе проведения государственной экспертизы).
Основы безопасного функционирования закладываются на стадии проектирования;
при размещении потенциально опасных объектов учитывается расположение нас. пунктов в районе предполагаемого строительства;
для обеспечения безопасной работы критически важных и потенциально опасных объектов создаются системы защиты технологических процессов.
2. Инженерное обеспечение защиты населения.
Строительство и поддержание в постоянной готовности к использованию защитных сооружений (убежища, противорадиационные и простейшие укрытия).
3. Инженерное оборудование территорий с учетом характера воздействия прогнозируемых ЧС.
Учет поражающих факторов ЧС, характерных для региона;
строят спец. объекты, предназначенные для предотвращения ЧС (регулирование стока рек, укрепление оползневых участков и пр.), и объекты общего назначения, которые могут использоваться для маневра спас. формирований (дороги, мосты, водоемы и пр.).
4. Создание санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг потенциально опасных объектов.
Предотвращение/уменьшение воздействия на население вредных факторов функционирования объекта, действия поражающих факторов ЧС;
Размеры СЗЗ определяются нормативными документами (в зависимости от типа объекта);
В СЗЗ запрещается строительство объектов жилищного и культурно-бытового назначения, выделение участков под сады и огороды и пр.
5. Защита продовольствия, источников и систем водоснабжения от загрязнения/заражения радиоактивными и химически опасными веществами.
Герметизация складов; герметичные упаковки продуктов;
Защита водозаборов; устройства для очистки воды.
Г. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов инфраструктуры в ЧС
У. – способность объекта выполнять свои функции в ЧС различного характера. Необходимая степень устойчивости закладывается на при проектировании.
1. Регулярное исследование и оценка устойчивости.
2. Принятие мер по защите оборудования, запасов.
3. Физическая защита, укрепление объектов и пр.
Д. Медико-профилактические мероприятия
1. Профилактика возможных эпидемических заболеваний, характерных для региона.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
| 1. Прогнозирование последствий ЧС, оценка прогноза, уточнение планирования защиты населения и территорий.
2. Усиление наблюдения и контроля обстановки.
3. Приведение в повышенную готовность органов управления и спасательных формирований (штатных и нештатных).
4. Усиление физической защиты потенциально опасных объектов.
5. Проверка готовности системы оповещения, при необходимости информирование населения об угрозе ЧС. (При непосредственной угрозе ЧС – по СМИ)
6. Выдача при необходимости населению средств индивидуальной защиты.
7. Контроль выполнения инженерных мероприятий.
8. Подготовка защитных сооружений к укрытию людей (оснащение нарами, необходимым инвентарем, время на приведение в готовность – не более 12 ч).
9. Контроль готовности инфраструктуры к воздействию поражающих факторов ЧС (дороги, мосты, линии связи, ввод в действие дублирующих средств связи).
10. Проведение, при необходимости, упреждающей эвакуации (в первую очередь, дети, беременные женщины, лица пожилого возраста).
11. Усиление санитарного контроля, проведение мер медицинской профилактики (вакцинация, йодная профилактика и пр.).
| 1. Оценка фактической обстановки, прогнозирование ее развития.
2. Информирование о ЧС вышестоящих органов РСЧС.
3. Принятие (уточнение) руководителем решения по мерам защиты населения (персонала объекта) и территорий и ликвидации ЧС.
4. Постановка задач аварийно-спасательным формированиям.
5. Оповещение населения.
6. Организация управления, взаимодействия, обеспечения.
7. Ликвидация последствий ЧС.
экстренные мероприятия по защите населения: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, медико-профилактические мероприятия;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
нейтрализация территории от загрязнителей;
первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне ЧС;
завершение работ по ликвидации ЧС;
передача управления в зоне ЧС местным органам управления.
|