О приемах, с помощью которых можно привлечь инвесторов, написано немало статей, научных трудов и книг. В большинстве из них специалисты подробно исследуют финансовые показатели работы компании и рассчитывают различные коэффициенты. На основе последних они пытаются вывести магическую формулу, которая сделает компанию желанным объектом для инвестиций. Однако с помощью одной лишь теории этой цели не достигнуть. Полезную информацию нужно суметь правильно применить на практике.
Многочисленные схемы анализа инвестиционной привлекательности компаний сводятся, по сути, к определению всего нескольких показателей:
коэффициентов рентабельности, которые характеризуют эффективность работы фирмы и, косвенно, доходность инвестиций;
показателей финансовой устойчивости, описывающих структуру капитала;
коэффициентов ликвидности, которые показывают, способна ли компания рассчитаться по краткосрочным обязательствам;
структуры дебиторской и кредиторской задолженности;
износа основных средств, производительности труда;
позиции компании на рынке и ее конкурентных преимуществ;
структуры собственников.
На основе вычисленных коэффициентов, данных маркетинговых и статистических исследований аналитики составляют прогноз деятельности фирмы и подсчитывают ее "истинную стоимость". Для анализа часто используют сложные экономико-статистические методы и математическое моделирование. В результате специалисты обычно дают руководству фирмы лишь общие рекомендации. Например, они могут посоветовать повысить рентабельность компании, увеличить долю собственного капитала в валюте баланса, не допускать снижения коэффициентов ликвидности и т. д. Такие рекомендации весьма условны. К тому же их зачастую сложно или невозможно воплотить на практике.
|
Бессмысленно переносить абстрактную схему, набор формул на конкретную организацию. Так, компании, которые работают в сфере компьютерных технологий, или предприятия с высокой оборачиваемостью активов обычно имеют относительно высокий уровень привлеченного капитала. На этапе быстрого, динамичного роста коэффициенты ликвидности или другие показатели таких фирм могут оказаться хуже среднеотраслевых. Однако это вряд ли повлияет на оценку перспектив компании потенциальными инвесторами. Для последних может оказаться важнее, например, что продукция фирмы имеет прочные конкурентные преимущества, а ее менеджмент - четкую стратегию развития компании.
Чтобы оправдать свою деятельность, а также средства, выделенные на исследование, аналитики обычно разрабатывают три вида прогноза:
пессимистичный;
оптимистичный;
наиболее реалистичный.
Иногда эти сценарии кардинально отличаются друг от друга. Таким образом, любой прогноз с большой степенью вероятности может оказаться ошибочным.
Функции инвестиционного менеджмента:
1) функции общего характера (общеуправленческие):
- разработка инвестиционной стратегии предприятия. В этой связи формируется система целей и целевых показателей инвестиционной деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды, определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей (краткосрочной) перспективе, разрабатывается план действий предприятия по основным формам инвестирования;
|
- создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем направлениям инвестиционной деятельности предприятия;
- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов инвестиционных решений;
- планирование инвестиционной деятельности предприятия по основным направлениям;
- анализ различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия;
- разработка действенной системы стимулирования реализации управленческих решений в сфере информационной деятельности;
- осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере инвестиционной деятельности.
2) специфические функции:
- управление реальными инвестициями, в том числе:
выявление потребности в обновлении действующих основных средств и нематериальных активов;
определение объема и структуры вновь формируемых капитальных активов;
оценка инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционных проектов и выбор наиболее эффективного из них;
формирование инвестиционной программы и ее реализация.
- управление финансовыми инвестициями, в том числе:
определение целей финансового инвестирования;
оценка инвестиционных качеств отдельных финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них;
формирование эффективного (оптимального) инвестиционного портфеля по критериям уровня доходности, риска и ликвидности;
своевременная реструктуризация данного портфеля;
- управление формированием инвестиционных ресурсов. В связи с этим прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для реализации выбранной стратегии по отдельным этапам ее осуществления. Определение возможности формирования ресурсов за счет собственных источников (чистой прибыли и амортизации). Исходя из ситуации на финансовом рынке, а, прежде всего, нормы ссудного процента, определяется целесообразность привлечения заемного капитала.
|
Заключение
Как вид деятельности инвестиционный менеджмент представляет собой строгую систему достаточно технологичных процедур, которые охватывают всю систему управления инвестиционными проектами. Эта система состоит из ряда тесно взаимосвязанных подсистем. Совокупность их функций и задач регламентируется в зависимости от уровня управления инвестиционной среды. И здесь инвестиционный менеджмент предусматривает решение отдельных задач и выполнение отдельных функций в сочетании с системой контроля, осуществляемого на всех этапах реализации.
Инвестиционный менеджмент во всех случаях представляет собой деятельность по планированию, организации, исследованию рынка, анализу и регулированию. На практике эти аспекты могут быть представлены в виде основного продукта инвестиционного процесса — завершенного «под золотой ключик» бизнесплана. Такой документ используется прежде всего для нужд кредитования и предоставляется, например, в банк на рассмотрение кредитному комитету как подтверждение экономической целесообразности инвестиционного проекта.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование: Методы оценки и обоснование. – СПб.: Издательство Санкт-петербургского университета, 1998. – 528с.
3. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 608с.
4. Скворцов М. Секреты инвестиционной привлекательности // Консультант. – 2006. - № 13.
Практическая часть
Рассчитать показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта (чистый приведенный доход – NPV, внутренняя ставка доходности – IRR, индекс доходности – PI, дисконтный период окупаемости – PP), характеризующегося следующими потоками инвестиционных затрат (ИЗ) и инвестиционной прибыли (ИП) по годам расчетного периода (постнумерандо):
Годы | ||||||
ИЗ | - | - | - | - | ||
ИП | - | - |
Стоимость капитала инвестора равна 8 %.
№ шага | ИЗ | ИП | Дисконтный множитель | ИЗ дисконти-рованные | Чистый доход | ЧПД (NPV) | ЧПД накоп-ленным итогом |
- | 0,926 | 277,78 | -300 | -277,78 | -277,78 | ||
- | 0,857 | 514,40 | -600 | -514,40 | -792,18 | ||
- | 0,794 | 285,78 | -506,40 | ||||
- | 0,735 | 367,51 | -138,89 | ||||
- | 0,681 | 340,29 | 201,41 | ||||
- | 0,630 | 252,07 | 453,47 | ||||
Всего | 792,18 | 860,00 |
NPV = 453,47.
IRR, вычисленная в Excel = 21 % (это больше 0,08, следовательно, проект эффективен).
PI = 98,09.
Дисконтный период окупаемости – накопленный ЧПД >0 на 5 шаге.