Глава 1. Клинический подход к оценке расстройств личности




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Клинико-психологический подход к расстройствам личности у подростков »

 

Специальность 37.05.01 Клиническая психология

Специализация Клинико-психологическая помощь ребенку и семье

«Допустить к защите»

«___»__________________2019 г.

 

Руководитель ___________ ___________ Хромов А.И. подпись дата ФИО

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Зав. кафедрой «Нейро- и патопсихология

развития» ___________ ___________ Хромов А.И.

подпись дата ФИО

 

Руководитель ___________ ___________ Хромов А.И.

подпись дата ФИО

 

Рецензент __________ ________ Коваль-Зайцев А.А

подпись дата ФИО

 

Студент, группа ___________ ____________ Бурбаев К.А.

подпись дата ФИО

17КСП-КП(с/о)КПРС-1

 

 

Москва, 2019


Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Клинический подход к оценке расстройств личности. 4

(с точки зрения психиатрии). 4

Глава 2. Психологические концепции личностных расстройств у подростков. 9

2.1 Типы личностных расстройств у подростков. 9

Глава 3. Психологические направления исследований личностных расстройств у подростков. 20

Заключение. 26

Список источников. 27

 


Введение

 

В процессе реформирования общества проблемы жизненных ценностей человека становятся актуальными. В социальном измерении существует угроза утраты уже установленных, общепринятых ценностей, и человеку становится необходимо защищать одни ценности и уничтожать другие. В свою очередь, проблема выбора жизненных ценностей может привести к длительному и глубокому кризису. В таких случаях увеличивается вероятность социальных и психологических отклонений, нарушений, недостатков в личностном развитии и расстройств личности, особенно в молодом возрасте.

Проблема расстройств личности является актуальной, поскольку они препятствуют постепенному, благоприятному развитию личности и адаптации человека к обществу. Первоначально категория «расстройство личности» была изучена гораздо более тщательно с точки зрения медицинской науки, в частности психиатрии, чем с точки зрения психологической науки. Тем не менее следует отметить, что такие отрасли психологической науки, как клиническая и медицинская психология, внесли значительный вклад в изучение этой проблемы.

Отсутствие психологической, социальной и психологической информации о расстройствах личности влияет на особенности диагностики и психологической коррекции расстройств в повседневной деятельности психологов. Изучение расстройств личности (психопатии) имеет долгую и многогранную историю. Но, несмотря на это, сегодня нет единого мнения ученых о проблеме интерпретации, классификации и коррекции расстройств личности.

Актуальность темы исследования определяется тем, что расстройства личности - это комплекс глубоко укоренившихся жестких и неадаптивных черт личности, которые определяют специфическое восприятие и отношение к себе и другим, снижение социальной адаптации и, как правило, эмоциональный дискомфорт и субъективные расстройства.

Расстройства личности очень близки к термину «акцентуация». Это сходные явления, которые отличаются главным образом по степени тяжести. Основное различие между ними состоит в том, что акцентуации никогда не имеют всех трех основных характеристик расстройств личности (влияние на все сферы жизни, стабильность времени, социальное несоответствие).

Они наиболее распространены в подростковом или даже детском возрасте, и у каждого типа расстройства есть свой характерный возраст образования. Эти неадаптивные черты личности не ограничены во времени с самого начала и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления не ограничиваются каким-либо аспектом функционирования, а касаются всех областей личности - психики, мышления, стиля межличностного поведения.

Цель исследования: провести обзор клинико-психологических подходов к расстройствам личности у подростков.

Объект исследования: расстройства личности у подростков.

Предмет исследования: подходы к оценке расстройств личности у подростков.

 


Глава 1. Клинический подход к оценке расстройств личности

(с точки зрения психиатрии)

 

 

Расстройства личности встречаются у 6-9% населения. Их происхождение неясно в большинстве случаев. В его развитии патологическое наследование (особенно алкоголизм, психические заболевания, расстройства личности у родителей), различные виды экзогенно-органических воздействий (черепно-мозговые травмы и другие негрубые повреждения головного мозга в возрасте до 3-4 лет), также играет роль и перинатальные расстройства социальные факторы (неблагоприятные образовательные условия в детстве, в результате потери родителей или образования в неполной семье, у родителей, не обращающих внимания на детей-алкоголиков, асоциальные личности, воспитательные проводящие ложные установки).

Признаки гиперкинетического расстройства личности (F90) проявляются в детском и подростковом возрасте. С младенчества такие дети мало спят, выявляя чрезмерную чувствительность. Со стороны признаков гиперкинезов может показаться знакомое проявление активности детей. Но пристальное наблюдение показывает, что двигательная активность такого ребенка усиливается даже во сне. Пациенты с этим расстройством лишены нормальной осторожности и безрассудны в опасных ситуациях. Агрессия и элементы диссоциального поведения обнаруживаются у 70 - 75% детей.

В подростковом возрасте двигательная активность может вернуться к нормальной, но внимание и импульсивность все еще сохраняются. В этом возрасте возникают трудности в обучении с низкой самооценкой и недостаточной социальной адаптацией. Нередки случаи конфликта с законом, возможны попытки самоубийства. У 25% этих пациентов диссоциальное расстройство личности развивается у взрослых (F60.2).

Многолетнее наблюдение за больными может выявить признаки гиперкинетического расстройства. Такое наблюдение проводится дома (на основе опроса родителей), в школе и медицинских учреждениях[1]. Для этой цели предлагаются следующие критерии:

1. Нарушение внимания. В течение как минимум шести месяцев, по крайней мере, шесть из следующих симптомов наблюдается у пациента:

-рассеянное внимание приводит к значительным ошибкам при выполнении учебных заданий;

-работа часто остается незавершенной;

-то, что говорят другие (особенно преподаватели) «пропускается мимо ушей»;

- невозможность внимательно выслушать объяснения о том, как лучше всего выполнить учебное задание;

- избегать работы, требующей настойчивости и концентрации;

- часто теряют свои вещи, школьные канцтовары, инструменты;

- постоянно отвлекается под воздействием даже незначительных внешних раздражителей;

-в повседневной деятельности забывчивы;

- не может рационально планировать и использовать свое личное время.

2. Гиперактивность. На протяжении минимум шести месяцев отмечаются как минимум три из следующих признаков, которые не соответствуют этой стадии развития:

- размахивание руками и ногами, невозможность усидеть на месте;

-часто покидать свое рабочее место, когда нужно проявить настойчивость;

- бегать, лезть куда-то в неадекватные для этого ситуации;

- в игровых ситуациях, чрезмерно мобильных и шумных;

- чрезмерная двигательная активность, когда требуется соблюдать определенные ограничения и правила поведения[2].

3. Импульсивность. В течение, как минимум, шести месяцев, есть, по крайней мере, один или два из следующих признаков, которые не соответствуют этой стадии развития ребенка:

- дети «выпрыгивают» с ответами, не выслушивая вопрос до конца;

- в очереди в групповой ситуации проявляют нетерпение, нервозность;

- часто перебивают собеседника, мешают другим в игровых ситуациях;

- дети лаконичны, не реагируют на социальные ограничения.

Стратегия лечения легкой формы гиперкинетических расстройств должна быть направлена ​​на оптимизацию внешних условий пребывания ребенка в небольших группах образовательных учреждений (дифференцированное и индивидуальное обучение, ориентированные на учащихся методы обучения и т. д.). Не менее важно создать оптимальные условия жизни для ребенка и ежедневного ухода, обращая внимание на тот факт, что вседозволенность и освобождение от ответственности в последующем угрожают просчетами в его развитии как личности[3].

Нарушения социального поведения (F91). Согласно психиатрической литературе, антиобщественное поведение проявляется в среднем у 10% детей и подростков из населения. Кражи чаще совершаются мужчинами (80%), в случаях насилия их доля увеличивается еще больше (около 90%). В то же время пик арестов за кражу приходится на 16 лет, за преступления с применением насилия - на 18 лет.

Тем не менее, преступность намного выше. Существует определенная связь между ближайшими родственниками: например, частота диссоциального расстройства (F60.2) и алкоголизма среди родителей, чьи дети страдают от социального расстройства, значительно выше, чем среди населения. Факторами окружающей среды, предрасполагающими к возникновению расстройств социального поведения, являются низкая материальная безопасность, большой размер семьи и неблагоприятные условия в ней (семьи с одним родителем, семейные ссоры, избиения, разводы и т. д.). Пациенты часто являются результатом незапланированной или нежелательной беременности. Дефекты воспитания (частая смена опекунов, воспитание отчима или мачехи, одинокой матери, педагогическое пренебрежение и т. д.) Усугубляются недостатками школьного образования, наличием субкультуры антиобщественного поведения[4]. Для потенциального пациента с расстройством социального поведения, преступным поведением, по словам Ю.В. Попова, это «входной билет» в референтную группу сверстников для него.

Характерными чертами детей и подростков с социальным расстройством поведения являются эгоцентризм в сочетании с низкой самооценкой, позволяющий играть роль «крутого парня», низкий уровень культурных и коммуникативных навыков, бдительность и враждебность, поиск примитивных удовольствий и развлечений, агрессивность и сексуальная инвалидность (подростки).

Антиобщественное поведение проявляется в основном вне дома в антиобщественной среде. Ход беспорядков неблагоприятен, так как они становятся старше, возрастает риск конфликта с законом, а правонарушения становятся более серьезными. Наиболее трудным исходом расстройства является формирование диссоциального расстройства личности (F60.2) в подростковом возрасте и снижение социальной адаптации. Брак со стабильным партнером, поддержка родителей и, в определенной степени, пребывание в исправительных учреждениях положительно влияют на течение расстройства.

По критериям 11, 13, 15, 16, 20, 21 и 23 достаточно однократного проявления, по другим критериям повторные проявления регистрируются в течение шести месяцев. При определении как минимум трех четвертей из 23 критериев можно говорить о наличии социального расстройства поведения, если состояние пациента не соответствует, во-первых, критериям диссоциального расстройства личности (F60.2), во-вторых, критериям общей личности расстройства (F.84) и, в-третьих, критерии гиперкинетического расстройства личности (F.90).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: