Глава 3. Психологические направления исследований личностных расстройств у подростков




 

 

Одним из первых исследователей, который тщательно изучил расстройства личности (психопатию) с точки зрения медицинской науки, является российский психиатр П. Б. Ганнушкин, создавший оригинальную психиатрическую школу.

В книге «Клиника психопатии: их статика, динамика и систематика» П. Б. Ганнушкин излагает четкие клинические критерии для разграничения конституциональных психопатий, обосновывая три признака, которые сохранили свое значение для настоящего времени, которые определяют их. Автор также подробно изучил типы, закономерности, формулы развития психопатии, предложил авторскую классификацию психопатий. Элементы его типологии были позже использованы в работах А. Е. Личко.

Т. Миллон, американский психолог, исследователь личностных характеристик и расстройств личности, разработал клинический многоосевой перечень Миллона для диагностики и оценки расстройств. Т. Миллон является основателем Журнала расстройств личности Журнал расстройств личности, он был первым президентом Международного общества по изучению расстройств личности.

Трудности восприятия концепции личности и диссоциативных расстройств во многом связаны с сохраняющимся влиянием предыдущих представлений о «психопатах». Этот термин в России был заменен Международной классификацией болезней (МКБ-10) на термин «расстройства личности» только в 1999 году. Несмотря на это, термин «психопатия» используется в современной научной литературе.

Психопатия - аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии существует 3 критерия, характеризующих психопатию: совокупность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений на протяжении всей жизни и социальная дезадаптация.

И. Ф. Мягков и С. Н. Боков рассматривают психопатии как патологические признаки, сформированные под влиянием различных неблагоприятных (врожденных или приобретенных) факторов, основанных на аномалиях высшей нервной деятельности.

В медицинской психологии расстройства личности - это длительные и стойкие расстройства различных сфер умственной деятельности, которые проявляются через неадаптивное поведение и не связаны с соматическими, неврологическими или психическими заболеваниями[18].

В. Д. Менделевич отмечает, что при расстройствах личности в клинической психологии они обозначают ряд клинически значимых состояний отклоняющихся типов поведения, проявляющихся в дезадаптации, совокупности и устойчивости патологических признаков.

Расстройства личности правильнее называть характерологическими, что обусловлено преобладанием в природе патологии. Однако по традиции и с целью отличить нарушения психического развития в мировой литературе их называют расстройствами зрелой личности.

Преобладающие расстройства при расстройствах личности отмечаются в эмоционально-волевой и психической сферах. Остальные когнитивные процессы остаются в основном без изменений. В результате можно говорить об отсутствии значительных нарушений чувствительности, восприятия, внимания, памяти и сознания в структуре расстройств личности.

В социально-психологическом контексте расстройства личности являются глубоко укоренившимися устойчивыми, устоявшимися моделями поведения, которые характеризуются негибкостью для реагирования на широкий круг разнообразных социальных ситуаций[19].

В.В. Лебединский отмечает, что разнообразие классификаций психопатий связано с рядом факторов. Основными из них являются разнообразие психопатических вариантов личности, их промежуточное положение и неопределенность границ между нормальными паттернами характера и психическими заболеваниями. Большое значение имеют социальные факторы, которые определяют личностную структуру и не вписываются в клиническую терминологию.

В классификации П. Б. Ганнушкина (1933) с использованием ряда критериев выделены циклоиды, эпилептоиды, шизоиды, истерические персонажи, нестабильные, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники. О. В. Кербиков (1971) разделяет психопатии по этиологической основе на конституционные, органические и региональные.

В качестве обобщения основных типов психопатии и их переходных форм можно использовать классификацию Б. В. Шостаковича, в том числе возбудимую, истероидную, параноиковую, шизоидную, астеническую психопатию и истеро-возбудимую, эпилептоидную, экспансивную, психостеническую. Чувствительные личности.

В классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10, которая была разработана и предложена учеными, клиницистами из почти сорока стран мира, указана категория F60 - F69 - «специфические расстройства личности».

Современная международная классификация психопатии (согласно упомянутой выше МКБ-10) включает:

- параноидальное расстройство личности,

- шизоидное расстройство личности,

- диссоциальное расстройство личности,

- эмоционально нестабильное расстройство личности (импульсивный и пограничный тип),

- истерическое расстройство личности,

- ананкистическое расстройство личности,

- тревожное расстройство личности,

- зависимое расстройство личности,

- другие специфические и неуточненные расстройства личности.

Патофизиологической основой психастенических признаков является очень значительный функциональный перевес второй сигнальной системы над первой, с общей слабостью нервной системы и склонностью основных нервных процессов к застою. Одним из вариантов этой формы является тревожный и подозрительный характер (тревожное (уклоняющееся) расстройство личности в МКБ-10). Эти люди не воспринимают окружающий их мир в целом и гораздо больше переживают не реальные факты, а, например, события, описанные в произведении искусства.

Психопатический склад человека представляет собой постоянное, врожденное свойство человека, хотя психопатические особенности могут претерпевать определенные изменения в течение жизни - увеличиваться или развиваться в определенном направлении (А. Б. Смулевич, 1983).

Личности психопатического склада демонстрируют лабильность эмоций, импульсивность и отсутствие моральных чувств (В. М. Бехтерев, 1886). С клинической точки зрения границы психопатического развития личности не обязательно должны совпадать с определенным диапазоном отклонений личности, включая как крайние варианты нормы, так и различные типы патологий личности, в том числе процедурно определяемые.

А. Е. Личко подчеркивает, что поведенческие расстройства, его отклонения от общепринятых норм являются основным проявлением как психопатии, так и подросткового возраста - акцентуации характера.

В подростковом возрасте основными ориентирами в диагностике психопатии являются следующие критерии: совокупность и относительная устойчивость патологических черт характера и их тяжесть в той степени, которая нарушает социальную адаптацию[20]. Говоря об относительной стабильности, следует учитывать три обстоятельства:

1) подростковый возраст является критическим периодом для психопатии, черты большинства типов здесь обострены;

2) каждый тип психопатии имеет свой возраст формирования;

3) в подростковом возрасте происходят регулярные преобразования типов символов.

Б. В. Шостакович в учебнике Ю. А. Александровский представил раздел «Клинические варианты расстройств личности (психопатические расстройства)», в котором изложил вопрос о происхождении расстройств личности. Автор выделяет три основных направления в изучении этиологии расстройств личности.

Первое направление сводится к концепции расстройств личности как наследственного или врожденного состояния, возникающего в результате воздействия различных опасностей в пренатальном периоде («повреждение почки»). Представители этого направления видят подтверждение этой позиции в появлении характерологической патологии с детства, их низкой изменчивости в течение жизни, сходства характерологических характеристик детей и родителей, проявлений инфантилизма мышления как признаков психического недоразвития[21].

Второе направление объясняет происхождение патологии характера неблагоприятными условиями внешней (преимущественно микросоциальной) среды. К таким повреждающим факторам относятся неблагоприятные условия воспитания в детстве в результате потери родителей или воспитания в неполной семье, когда родители не обращают внимания на детей с алкоголизмом, асоциальных личностей с неправильными педагогическими и дидактическими взглядами. Расстройства личности рассматриваются как патология характера, приобретенная в течение жизни.

Третье направление, которое восходит к исследованиям О. В. Кербикова и его учеников, принимает компромиссную точку зрения, которая признает оба типа возникновения расстройств личности.

 


Заключение

 

Расстройства личности включают акцентуацию и психопатию. Акцентуации - это более легкие и преходящие (то есть временные) расстройства, а психопатии - это постоянные аномалии характера. Обычно акцентуация развивается в период формирования характера и сглаживается в процессе созревания. Характерные черты во время акцентуации могут проявляться не постоянно, а только в некоторых случаях, в определенной ситуации, и почти не обнаруживаться в нормальных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуации либо полностью отсутствует, либо носит временный характер.

Психопатии - это аномалии характера, которые включают совокупность и относительную стабильность патологических признаков, а также их степень тяжести в той степени, которая приводит к социальной дезадаптации.

Совокупность патологических черт характера в подростковом возрасте предельно ясна. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в любой обстановке, в семье и в школе, со сверстниками и взрослыми, на работе и в развлечениях, в повседневных условиях и в чрезвычайных обстоятельствах.

Относительная стабильность является признаком, указывающим на слабую изменчивость патологического характера во времени.

Социальная дезадаптация в случае психопатии обычно проходит через весь подростковый возраст. Только из-за особенностей его характера, а не из-за недостатка способностей, низкого интеллекта или других причин того, что подросток не содержится в каком-либо учебном заведении, он быстро отказывается от начатого. Отношения с семьей обычно полны конфликтов. Очень важно подчеркнуть, что адаптация в среде сверстников нарушается.


Список источников

 

1. Александров А. А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений. Учебное пособие. - М.: СпецЛит, 2014. - 232 c.

2. Александров А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2013. - 352 c.

3. Арндт. П. Психосоматика и психотерапия. Справочник / П. Арндт. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 368 c.

4. Бабин С.М. Психотерапия психозов: Практическое руководство / С.М. Бабин. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 335 c.

5. Берн Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн. - М.: Культура, 2013. - 384 c.

6. Брэзиер, Д. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. / Д. Брэзиер. - М.: Когито-Центр, 2015. - 315 c.

7. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия. - М.: Академия, 2014. - 496 c.

8. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2014. - 496 c.

9. Бурно, Марк Терапия творческим самовыражением. Отечественный клинический психотерапевтический метод / Марк Бурно. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2014. - 520 c.

10. Вальдес, Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арттерапия / М.С. Вальдес Одриосола.. - М.: ИОИ, 2014. - 96 c.

11. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.

12. Калина Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.

13. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игуменов С. А. Общая психотерапия. - М.: Академия, 2014. - 496 c.

14. Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ. и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук.. - СПб.: Питер, 2014. - 496 c.

15. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический проект, 2010. - 464 c.

16. Лаукс Г. Психиатрия и психотерапия:справочник / Г. Лаукс. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 512 c.

17. Павлов, И. Психотерапия в практике / И. Павлов. - М.: Академ. Проект, 2014. - 512 c.

18. Погодин, И.А. Психотерапия как путь формирования и трансформации реальности / И.А. Погодин. - М.: Флинта, 2015. - 328 c.

19. Романин А. Н. Гуманистическая психология и психотерапия (учебное пособие). - М.: Говорящая книга, 2014. - 759 c.

20. Романин А. Н. Психоанализ. Учебное пособие и курс лекций. - М.: Говорящая книга, 2014. - 835 c.

21. Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 284 c.

22. Соколова Е. Т. Психотерапия. Теория и практика. - М.: Academia, 2015. - 368 c.

23. Шамрей, В.К. Психотерапия: Учебное пособие / В.К. Шамрей. - СПб.: Спецлит, 2014. - 496 c.

24. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Теория, методология, практика. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2015. - 184 c.

25. Шумский, В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика: Учебное пособие / В.Б. Шумский. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 183 c.

26. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Класс, 2015. - 576 c.

 


[1] Александров А. А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений. Учебное пособие. - М.: СпецЛит, 2014. - 232 c.

[2] Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2014. - 496 c.

[3] Александров, А.А. Интегративная психотерапия / А.А. Александров. - СПб.: Питер, 2013. - 352 c.

[4] Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия:справочник / Г. Лаукс. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 512 c.

[5] Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2014. - 496 c.

[6] Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М.: Академический проект, 2010. - 464 c.

[7] Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия:справочник / Г. Лаукс. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 512 c.

[8] Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игуменов С. А. Общая психотерапия. - М.: Академия, 2014. - 496 c.

[9] Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Класс, 2015. - 576 c.

[10] Арндт, П. Психосоматика и психотерапия. Справочник / П. Арндт. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 368 c.

[11] Калина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.

[12] Романин А. Н. Психоанализ. Учебное пособие и курс лекций. - М.: Говорящая книга, 2014. - 835 c.

[13] Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 284 c.

[14] Калина, Н.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2016. - 302 c.

[15] Шамрей, В.К. Психотерапия: Учебное пособие / В.К. Шамрей. - СПб.: Спецлит, 2014. - 496 c.

[16] Берн, Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн. - М.: Культура, 2013. - 384 c.

[17] Самыгин, С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 284 c.

[18] Бабин, С.М. Психотерапия психозов: Практическое руководство / С.М. Бабин. - СПб.: СпецЛит, 2014. - 335 c.

[19] Соколова Е. Т. Психотерапия. Теория и практика. - М.: Academia, 2015. - 368 c.

[20] Кочарян, А.С. Психотерапия: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ. и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук.. - СПб.: Питер, 2014. - 496 c.

[21] Погодин, И.А. Психотерапия как путь формирования и трансформации реальности / И.А. Погодин. - М.: Флинта, 2015. - 328 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: