Навыки исследовательского
Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения тесно связано с дивергентным мышлением, т.е. мышлением, отступающим от логики. Дивергентная задача - это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей.
В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др.).
Воспитание и обучение Щ//ЩЛ_^г^\
Невербальные дивергентные задачи. Рассмотрим несколько таких задач, обычно используемых в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Задание - нарисуй букеты в каждой вазе. Все вазы разные, и букеты должны соответствовать им (рис. 11).
Еще одно задание. Возьмите пластмассовые, деревянные, картонные разноцветные геометрические фигуры, составьте как можно больше разных стилизованных изображений. Это задание можно видоизменить. Дадим детям конверты с разноцветными бумажными квадратиками, кружками, треугольниками, небольшой кусочек картона и клеящий карандаш. Задание - сделать аппликацию, изобразив то, что, кроме тебя, никто придумать не сможет.
Рис. 11. В какую вазу лучше поставить полевые цветы? Гвоздики? Розы? |
Воспитание и обучение |
Следующее задание требует подготовки. Возьмем старые иллюстрированные журналы. Вырежем из картинок фигуры разных форм. Наклеим их на
листок картона - это коллаж. Предложим детям найти как можно больше аналогий с реальными предметами: на что похожи эти изображения? (Коллаж можно поворачивать как угодно.)
|
Теперь усложним задание - воору-1 жим детей кусочками цветной бумаги, произвольно нарезанной из разных иллюстрированных журналов, клеящими карандашами, а также плотной бумагой ! или картоном для основы. Задание -сделать собственный коллаж.
Возможности изобразительной деятельности в плане развития дивергентного мышления ограничены лишь нашей фантазией, поэтому не бойтесь экспериментировать и придумывать новые интересные задания.
Вербальные дивергентные задачи. Простое задание - составить как можно больше предложений из данных слов. Для начала возьмем слова, хорошо известные и обычно легко связываемые по смыслу, например солнце, утро и птицы; дорога, автомобиль и водитель; дети, игрушки и песочница и т.п.
Усложним задание. Возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений, например космос, автомобиль, слон. Варианты ответов могут выглядеть так: «Автомобиль, огромный как слон, летал в космосе», «Автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос».
Чем вариантов больше, тем лучше. Вот еще несколько наборов слов для составления предложений: вечер, книга, мир; вертолет, жираф, огонь; свет, стол, облака.
К дивергентным задачам относится и поиск причин событий. Мы уже использовали такие задачи для тренировки умения вырабатывать гипотезы. Предлагаем ряд ситуаций, требующих установления причин их возникновения: «Компьютер работал круглые сутки. В этом году перелетные птицы прилетели раньше обычного. Котята спали весь день, а вечером принялись играть. Утром на улице звучала музыка».
|
Приведем примеры дивергентных задач, построенных на способности к ассоциированию.
Задание - подберите слова (прилагательные и существительные, отвечаю-
щие ощущениям тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов. Тепло - лето, солнце, яркий, ласковый, живой. Холод - айсберг, утро, расставание, полярный. Усложним задание - назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. Тигр - полосатый, большой, хищный, отважный (дом, солнце, сон, май). Расскажи другими словами. Мысль, которую мы хорошо понимаем, можно выразить другими словами или даже перевести на другой язык, иностранный или язык цифр, нот, каких-то иных знаков. Эта способность выступает как индикатор понимания того или иного материала. Приведем в качестве примера ряд заданий. Возьмем несколько несложных фраз и попробуем выразить их содержание другими словами, не искажая смысла («Сережа сегодня хорошо работал на занятиях. Мы скоро пойдем гулять в парк. Скоро мы будем встречать Новый год»). Сочиняем сказку. Задание «Сочини сказку» - отличное средство развития дивергентного мышления. Приведем несколько примеров сказок, написанных детьми из наших экспериментальных детских садов. Жили-были часы, маленькие и глупые. Стрелки у них бегали по кругу как сумасшедшие. Но время они показывать не умели. Все смотрели на них и ничего не понимали. Тогда часики решили ходить в детский сад, где воспитателями были большие и умные часы. Так они научились показывать точное время (Таня, 5 лет). Жили-были на мамином пальто самостоятельные пуговицы. Однажды они сбежали. Пальто распахнулось, и мама замерзла. Пуговки узнали, что маме холодно, и вернулись обратно. Ведь без них плохо (Настя, 4 года 6месяцев). Жила семья. Большая и дружная. В ней было много детей. В семье была говорящая лампа. По вечерам все дети перед сном собирались вокруг лампы. И она рассказывала интересные истории и сказки. Семья жила весело и счастливо (Валя, 5 лет). Возле школы у окна росли колокольчики. Они все время заглядывали в открытое окно. И так научились_читдть. |
А когда они заглядывали в окно библиотеки, прочитали много интересных книг. Осенью, когда стало холодно, цветы пересадили в горшочки и принесли в комнату. Колокольчики теперь рассказывают детям интересные истории (Юля, б лет 6 месяцев).
|
Жила-была рыба-путешественница. Она путешествовала очень долго. И захотелось ей однажды иметь свой дом. А она слышала, что дом есть у черепахи. Рыба нашла черепаху и спросила-. «Где твой дом?». Черепаха ответила: «Свой дом я ношу на себе и в гости никого не приглашаю!» (Саша, 6лет).
Один дом умел ходить. Он был очень грустный, оттого что не было друзей. Другие дома с ним водиться не хотели. Он решил прогуляться в лес. Нашел скамеечку и стал приходить слушать птиц, как на концерт (Ксеня, 5 лет).
Задание можно усложнить, предложив детям написать сказку, повествующую об их жизни в семье, детском саду и т.п. (себя можно представить в качестве главного персонажа, изображенного в любой форме). Надо придумать название сказки, а после прослушивания высказать свои ощущения-, понравилась она или нет и почему.
Сочини рассказ по схеме. Особенно интересны задания для развития творческих способностей, где сочетается казалось бы несочетаемое, например алгоритм и творчество. Воспользуемся заданием «Сочини рассказ по схеме». Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «Факт (что произошло) - причины - повод - сопутствующие события - аналоги и сравнения -последствия». О чем бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты этой последовательности.
Многие старшие дошкольники, особенно с хорошо развитой речью и мышлением, успешно справляются с подобными заданиями, однако для большинства они оказываются трудными.
Мы в своих экспериментах использовали другой вариант обозначения последовательности. Условно мы называем его «цветовым». В начале занятия беседуем о том, как люди воспринимают разные цвета-, красный цвет — праздничный, желтый — солнечный, синий — меч-
дно
повышения квпиификоцм работников образования
'•У"
Воспитание и обучение
тательный, зеленый - успокаивающий и т.д. Затем из цветных кружков (или квадратиков) произвольно выкладываем последовательность, например синий, желтый, черный, желтый и красный. Задание - сочинить рассказ на любую тему. Он должен начинаться с события, которое выражено ощущением (ассоциацией) от синего цвета. Дальнейший ход событий надо повернуть так, чтобы они были связаны с ощущением от желтого цвета, и далее по схеме.
Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление. Дивергентные задачи можно разрабатывать на любом материале. Обратимся к трехмерным объектам и заданиям по конструированию.
1. «Сделай модели технических объ
ектов из деталей строительного конст
руктора». Из них можно сделать не
только дворцы, мосты и другие архи
тектурные сооружения, но и техничес
кие модели, например пароход, паро
воз, автомобиль, самолет.
2. «Скульптура из деталей строитель
ного конструктора». (В качестве изоб
ражаемых объектов могут выступить
различные животные.)
3- Из деталей строительного конструктора можно сделать и объемные сюжетные картинки, например «Рыцарь в средневековом замке», «Собака и будка», «Кошка и мышка» и др.
Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения. Предлагаемые далее задания направлены на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения. Конечно, этим творчество не исчерпывается, но даже овладение такими нехитрыми приемами позволяет существенно расширить способность к поиску и созданию нового.
«Склеивание» (агглютинация). Это самый простой прием развития творческого воображения. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов, таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера и др. Тем же путем созданы и такие конструкции, как амфибия, экраноплан и т.д.
Пример задачи с использованием этого приема: мысленно соединяя части различных животных, попробуй составить из них живое существо с новы-
ми, необычными свойствами. Задание усложнится и станет интереснее, если это существо нарисовать. Основные характеристики его можно обозначить в начале работы - это сделает процесс поиска более целенаправленным. Например, большой и добродушный, как бегемот; плавает, как рыба; летает, как птица, и т.д.
Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, тени, пятна краски, первые каракули малыша), пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами. Опираясь на них, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом. Обратимся к заданиям, позволяющим развивать эту способность: сделайте из деталей строительного конструктора дом, похожий на цветок. Нарисуйте дом, который мы построили бы в пустыне, горах, джунглях и т.п.
Найдите технические объекты, создавая которые люди использовали аналогии с живой природой (например, на каких животных или птиц похожи подъемный кран, автомобиль, вертолет, поезд, подводная лодка и др.). Сконструируйте (нарисуйте) автомобиль (вертолет, самолет, корабль), похожий на божью коровку, рыбу, ежа и др.
Хорошо развивают способность находить аналогии задания, ориентированные на поиск аналогов какого-либо предмета: найти как можно больше аналогов корабля (назвать как можно больше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам). Это самолет, поезд, автобус (как и корабль, виды транспорта); рыба, кит, тюлень (как и корабль, плавают в воде); танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет (как и корабль, могут использоваться в военных целях). Аналогии можно строить, используя и художественно-эстетические характеристики объекта (цвет, форма, объем и др.). Например, чайка, облака, молоко (как и корабль, белые); дом, кит, айсберг (огромные, как корабль).
Преувеличение и преуменьшение. С помощью преувеличения, как и преуменьшения, обычно создают нечто но-
Воспитание и обучение