поведения и развитие дивергентного мышления




Навыки исследовательского

Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения тесно связано с дивергентным мышлением, т.е. мышле­нием, отступающим от логики. Дивер­гентная задача - это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством по­рождения большого количества ориги­нальных идей.

В ходе выполнения задач дивергент­ного типа развиваются важнейшие ис­следовательские навыки, такие характе­ристики креативности, как оригиналь­ность, гибкость, беглость (продуктив­ность мышления, легкость ассоцииро­вания, сверхчувствительность к пробле­мам и др.).

Воспитание и обучение Щ//ЩЛ_^г^\


Невербальные дивергентные задачи. Рассмотрим несколько таких задач, обычно используемых в практике рабо­ты с детьми дошкольного возраста.

Задание - нарисуй букеты в каждой вазе. Все вазы разные, и букеты должны соответствовать им (рис. 11).

Еще одно задание. Возьмите пласт­массовые, деревянные, картонные раз­ноцветные геометрические фигуры, со­ставьте как можно больше разных сти­лизованных изображений. Это задание можно видоизменить. Дадим детям кон­верты с разноцветными бумажными квадратиками, кружками, треугольника­ми, небольшой кусочек картона и клея­щий карандаш. Задание - сделать апп­ликацию, изобразив то, что, кроме тебя, никто придумать не сможет.

Рис. 11. В какую вазу лучше поставить полевые цветы? Гвоздики? Розы?

 

Воспитание и обучение

Следующее задание требует подго­товки. Возьмем старые иллюстрирован­ные журналы. Вырежем из картинок фигуры разных форм. Наклеим их на


листок картона - это коллаж. Предло­жим детям найти как можно больше аналогий с реальными предметами: на что похожи эти изображения? (Коллаж можно поворачивать как угодно.)

Теперь усложним задание - воору-1 жим детей кусочками цветной бумаги, произвольно нарезанной из разных ил­люстрированных журналов, клеящими карандашами, а также плотной бумагой ! или картоном для основы. Задание -сделать собственный коллаж.

Возможности изобразительной дея­тельности в плане развития дивергент­ного мышления ограничены лишь на­шей фантазией, поэтому не бойтесь экспериментировать и придумывать новые интересные задания.

Вербальные дивергентные задачи. Простое задание - составить как можно больше предложений из данных слов. Для начала возьмем слова, хорошо изве­стные и обычно легко связываемые по смыслу, например солнце, утро и пти­цы; дорога, автомобиль и водитель; де­ти, игрушки и песочница и т.п.

Усложним задание. Возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно боль­ше предложений, например космос, ав­томобиль, слон. Варианты ответов мо­гут выглядеть так: «Автомобиль, огром­ный как слон, летал в космосе», «Авто­мобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос».

Чем вариантов больше, тем лучше. Вот еще несколько наборов слов для со­ставления предложений: вечер, книга, мир; вертолет, жираф, огонь; свет, стол, облака.

К дивергентным задачам относится и поиск причин событий. Мы уже исполь­зовали такие задачи для тренировки умения вырабатывать гипотезы. Пред­лагаем ряд ситуаций, требующих уста­новления причин их возникновения: «Компьютер работал круглые сутки. В этом году перелетные птицы приле­тели раньше обычного. Котята спали весь день, а вечером принялись играть. Утром на улице звучала музыка».

Приведем примеры дивергентных за­дач, построенных на способности к ас­социированию.

Задание - подберите слова (прилага­тельные и существительные, отвечаю-


 


щие ощущениям тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов. Тепло - лето, солнце, яркий, ласковый, живой. Холод - айс­берг, утро, расставание, полярный. Усложним задание - назовите харак­терные черты животных, предметов, яв­лений и др. Тигр - полосатый, большой, хищный, отважный (дом, солнце, сон, май). Расскажи другими словами. Мысль, которую мы хорошо понимаем, можно выразить другими словами или даже пе­ревести на другой язык, иностранный или язык цифр, нот, каких-то иных зна­ков. Эта способность выступает как ин­дикатор понимания того или иного ма­териала. Приведем в качестве примера ряд заданий. Возьмем несколько несложных фраз и попробуем выразить их содержание дру­гими словами, не искажая смысла («Сере­жа сегодня хорошо работал на заняти­ях. Мы скоро пойдем гулять в парк. Скоро мы будем встречать Новый год»). Сочиняем сказку. Задание «Сочини сказку» - отличное средство развития дивергентного мышления. Приведем несколько примеров сказок, написан­ных детьми из наших эксперименталь­ных детских садов. Жили-были часы, маленькие и глу­пые. Стрелки у них бегали по кругу как сумасшедшие. Но время они показывать не умели. Все смотрели на них и ничего не понимали. Тогда часики решили хо­дить в детский сад, где воспитателями были большие и умные часы. Так они научились показывать точное время (Таня, 5 лет). Жили-были на мамином пальто само­стоятельные пуговицы. Однажды они сбежали. Пальто распахнулось, и мама замерзла. Пуговки узнали, что маме хо­лодно, и вернулись обратно. Ведь без них плохо (Настя, 4 года 6месяцев). Жила семья. Большая и дружная. В ней было много детей. В семье была говорящая лампа. По вечерам все дети перед сном собирались вокруг лампы. И она рассказывала интересные исто­рии и сказки. Семья жила весело и сча­стливо (Валя, 5 лет). Возле школы у окна росли колоколь­чики. Они все время заглядывали в от­крытое окно. И так научились_читдть.

А когда они заглядывали в окно библио­теки, прочитали много интересных книг. Осенью, когда стало холодно, цве­ты пересадили в горшочки и принесли в комнату. Колокольчики теперь расска­зывают детям интересные истории (Юля, б лет 6 месяцев).

Жила-была рыба-путешественница. Она путешествовала очень долго. И за­хотелось ей однажды иметь свой дом. А она слышала, что дом есть у черепахи. Рыба нашла черепаху и спросила-. «Где твой дом?». Черепаха ответила: «Свой дом я ношу на себе и в гости никого не приглашаю!» (Саша, 6лет).

Один дом умел ходить. Он был очень грустный, оттого что не было друзей. Другие дома с ним водиться не хотели. Он решил прогуляться в лес. Нашел ска­меечку и стал приходить слушать птиц, как на концерт (Ксеня, 5 лет).

Задание можно усложнить, предло­жив детям написать сказку, повествую­щую об их жизни в семье, детском саду и т.п. (себя можно представить в качестве главного персонажа, изображенного в любой форме). Надо придумать назва­ние сказки, а после прослушивания вы­сказать свои ощущения-, понравилась она или нет и почему.

Сочини рассказ по схеме. Особенно интересны задания для развития твор­ческих способностей, где сочетается ка­залось бы несочетаемое, например ал­горитм и творчество. Воспользуемся за­данием «Сочини рассказ по схеме». Вот простой алгоритм для построения соб­ственного рассказа: «Факт (что произо­шло) - причины - повод - сопутствую­щие события - аналоги и сравнения -последствия». О чем бы ни шла речь, ав­тор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты этой после­довательности.

Многие старшие дошкольники, осо­бенно с хорошо развитой речью и мы­шлением, успешно справляются с по­добными заданиями, однако для боль­шинства они оказываются трудными.

Мы в своих экспериментах использо­вали другой вариант обозначения по­следовательности. Условно мы называ­ем его «цветовым». В начале занятия бе­седуем о том, как люди воспринимают разные цвета-, красный цвет — празднич­ный, желтый — солнечный, синий — меч-


дно

повышения квпиификоцм работников образования


'•У"


Воспитание и обучение



тательный, зеленый - успокаивающий и т.д. Затем из цветных кружков (или квадратиков) произвольно выкладыва­ем последовательность, например си­ний, желтый, черный, желтый и крас­ный. Задание - сочинить рассказ на лю­бую тему. Он должен начинаться с собы­тия, которое выражено ощущением (ас­социацией) от синего цвета. Дальней­ший ход событий надо повернуть так, чтобы они были связаны с ощущением от желтого цвета, и далее по схеме.

Дивергентные задачи на объёмно-пространственное мышление. Дивер­гентные задачи можно разрабатывать на любом материале. Обратимся к трех­мерным объектам и заданиям по конст­руированию.

1. «Сделай модели технических объ­
ектов из деталей строительного конст­
руктора». Из них можно сделать не
только дворцы, мосты и другие архи­
тектурные сооружения, но и техничес­
кие модели, например пароход, паро­
воз, автомобиль, самолет.

2. «Скульптура из деталей строитель­
ного конструктора». (В качестве изоб­
ражаемых объектов могут выступить
различные животные.)

3- Из деталей строительного конст­руктора можно сделать и объемные сю­жетные картинки, например «Рыцарь в средневековом замке», «Собака и будка», «Кошка и мышка» и др.

Дивергентные задачи на базе при­емов творческого воображения. Пред­лагаемые далее задания направлены на формирование и развитие как репро­дуктивного, так и творческого вообра­жения. Конечно, этим творчество не ис­черпывается, но даже овладение такими нехитрыми приемами позволяет суще­ственно расширить способность к по­иску и созданию нового.

«Склеивание» (агглютинация). Это самый простой прием развития творче­ского воображения. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев ле­генд и мифов, таких, например, как дра­кон, кентавр, русалка, химера и др. Тем же путем созданы и такие конструкции, как амфибия, экраноплан и т.д.

Пример задачи с использованием этого приема: мысленно соединяя час­ти различных животных, попробуй со­ставить из них живое существо с новы-


ми, необычными свойствами. Задание усложнится и станет интереснее, если это существо нарисовать. Основные ха­рактеристики его можно обозначить в начале работы - это сделает процесс поиска более целенаправленным. На­пример, большой и добродушный, как бегемот; плавает, как рыба; летает, как птица, и т.д.

Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, тени, пятна краски, первые ка­ракули малыша), пройдя через наше со­знание, часто ассоциируются со сход­ными реальными предметами. Опира­ясь на них, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, рит­мом. Обратимся к заданиям, позволяю­щим развивать эту способность: сде­лайте из деталей строительного конст­руктора дом, похожий на цветок. Нари­суйте дом, который мы построили бы в пустыне, горах, джунглях и т.п.

Найдите технические объекты, созда­вая которые люди использовали анало­гии с живой природой (например, на ка­ких животных или птиц похожи подъем­ный кран, автомобиль, вертолет, поезд, подводная лодка и др.). Сконструируйте (нарисуйте) автомобиль (вертолет, са­молет, корабль), похожий на божью ко­ровку, рыбу, ежа и др.

Хорошо развивают способность на­ходить аналогии задания, ориентиро­ванные на поиск аналогов какого-либо предмета: найти как можно больше ана­логов корабля (назвать как можно боль­ше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам). Это самолет, поезд, автобус (как и ко­рабль, виды транспорта); рыба, кит, тю­лень (как и корабль, плавают в воде); танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет (как и корабль, могут использоваться в военных целях). Ана­логии можно строить, используя и ху­дожественно-эстетические характерис­тики объекта (цвет, форма, объем и др.). Например, чайка, облака, молоко (как и корабль, белые); дом, кит, айсберг (ог­ромные, как корабль).

Преувеличение и преуменьшение. С помощью преувеличения, как и пре­уменьшения, обычно создают нечто но-


 



Воспитание и обучение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: