Институты образования и науки




Обучение является фунда­ментальным процессом в жизни современного общества. Оно позволяет индиви­ду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способ­ностях, являющееся следствием опыта[4]. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социо­логи называют образованием.

Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учите­ля, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим стату­сам роли.

Школы имеют существенное функ­циональное значение для выживания и сохранения современного общества. Социализация молодежи осуществляется в них «естественным» путем.

Все общества придают индивидам независимо отих ка­честв и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современ­ные общества должны производить отбор молодежи для долж­ностей и профессий, требующих особых талантов. Институт об­разования, как правило, выполняет эту функцию, выступая по­средником в отборе индивидов для определенных типов профес­сиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу.

Но если когда-то университетский диплом давал человеку эли­тарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего клас­са с соответствующей ему оплатой труда. Несмотря на то, что население становится образованнее, относительное по­ложение различных групп в системе стратификации практически не меняется.

Наука — это сфера человеческой деятельности, основ­ной функцией которой является выработка и систематиза­ция общезначимых знаний о действительности[5].

В настоящее время практически нет ни одной сферы че­ловеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Жизнь современного об­щества в значительной мере зависит от успехов науки.

Предмет социологии науки — изучение сложного комп­лекса отношений, складывающихся как в рамках самой науч­ной деятельности, так и между наукой и другими областями общественной жизни[6].

Хотя современная наука невоз­можна без централизации, чрезмерная цен­трализация порождает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас ре­шение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предпола­гает поиск новых организационных форм. Наука как социальный институт становится важнейшим фак­тором социально-экономического развития любого нашего общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

По мнению американского социолога Р. Мертона, научное знание можно определить как эмпирически подтвержденные и логически согласованные утверждения, выражающие существование тех или иных регулярностей (и вследствие этого являющиеся предсказаниями). Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура техничес­ких и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию.

В России наука всегда была зависима от государства. Ис­торически сложилась противоречивая и во многом губитель­ная для ее развития ситуация. С одной стороны, следуя соб­ственным интересам, государство финансировало и поддержи­вало научные учреждения и ученых. С другой стороны, госу­дарственные структуры предпринимали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблематику своей деятельности.

Наука в России представляет собой сферу деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе соци­альной ломки. Это связано с такими факторами:

1) почти полная государственная институциональность науки и научного образования, что делает эту сферу зависимой от государственной политики;

2) зависимость современных научных ис­следований и подготовки кадров от социально-экономическо­го заказа, что в условиях резких социальных изменений требу­ет быстрой переориентировки как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. Однако в силу естественной инерционности этих сфер и традиционно скуд­ного финансирования такие изменения затруднены;

3) существенное влияние на ход процессов в науке и об­разовании общей культурной атмосферы в обществе.

Разумная государственная политика в отношении науки и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях ее су­ществования.

Институт религии

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое со­циальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувст­вах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следую­щие функции:

- Мировоззренческая функция. Религия дает от­веты на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

- Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на во­просы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждаяих в том, что их страдания на земле не напрасны.

- Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разде­ляющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели

- Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей.

- Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведе­нием людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религи­озной общине.

- Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адап­тироваться к новой среде.

- Охранительная функция. Большинство религий оказывает под­держку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации. Церковь охра­няет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

- Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую на­столько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приво­дящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеис­тов, а также изуверские формы поклонения, связанные с челове­ческими жертвоприношениями и самоистязаниями[7].

Современное российское общество находиться на сложном и противоречивом этапе развития. Происходит трансформация не только политического, административного и экономического устройства, но и духовных основ общества. Данный процесс в настоящее время далек от своего завершения, которое можно понимать как оформление в более-менее устойчивых духовных ориентиров, разделяемых членами общества.

 

 

Заключение

 

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт – создан для удовлетворения важнейших потребностей общества и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Таким образом, социальные институты имеют огромное значение для человека. Во-первых, они являются более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни, и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений.

 

Список используемой литературы

1. Волков Ю.Г. «Социология», М., 2003

2. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. М., 2000.

3. Религиозные предпочтения молодёжи // Социс. – 2007. - №2

4. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

5. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова М., 1995.

6. Ядов В.А. Трансформации российских социальных институтов//Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учеб. Пособие. 2005.

 


[1] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова М., 1995 С.227

[2] Ядов В.А. Трансформации российских социальных институтов//Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учеб. Пособие. 2005.

[3]Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

[4] Волков Ю.Г. «Социология», М., 2003.

[5]Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. М., 2000.

[6] Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. М., 2000.

 

 

[7] Религиозные предпочтения молодёжи // Социс. – 2007. - №2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: