РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБЩИХ ЗАКОНАХ УСТРОЙСТВА МИРА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ
Интуитивные представления
Одно из моих хобби – размышления в каком-нибудь безлюдном месте, на берегу реки, у водопада, в горном ущелье, на берегу горного озера об устройстве Природы, о соотношениях ее процессов и предметов, их превращениях. Такие же примерно сооотношения я нахожу в самом себе, в людях вообще. Эти размышления помогают мне выстраивать общую Картину Мира, более реалистично понимать свою жизнь и строить ее в большем согласии с метазаконами Природы. Ведь чтобы жить по ее законам, нужно их хотя бы иногда чувствовать, активно и длительно переживать и достаточно четко понимать. Для этого я нахожу какой-то красивый, совершенно дикий уголок Природы, уединяюсь в нем и спокойно, сосредоточенно, без усилий смотрю и тихо радуюсь, и размышляю… В таком месте для размышлений – “менданге” (каменном кресле для созерцаний и медитации на перевалах в Тибете) - легче обрести спокойствие и настроить себя на безмолвное созерцание и обдумывание.
Одним из плодов таких медитаций явились представления об устройстве Мира в целом. Они субъективны и не закончены. Процесс спокойного познания будет продолжаться. Тем не менее, мне кажется, что знакомство с ними может помочь кому-то в более четком осознании собственной Картины Мира или побудить к ее самостоятельному отысканию. В результате мы будет учиться жить более естественно и мудро, более интересно и гармонично.
(В тексте понятия “Мир”, “Природа”, “Вселенная” используются как синонимы)
1.Мир в целом существует вечно, но его отдельные предметы конечны, то есть
преходящи по своему существованию в своей уникальной форме во времени. Они исчезают. Мир вмещает в себя одновременно и вечное, и конечное по времени.
|
Мир беспределен по своей протяженности и в то же время он состоит из предметов,
конечных по своим пространственным характеристикам. При этом одни формы и сущности (предметы) переходят в другие.
Мир одновременно вечен и преходящ во времени, одновременно бесконечен и
конечен по своим пространственным характеристикам.
Как целое Мир бесконечен и вечен, отдельные предметы Мира конечны и не вечны. Из этого следует, что Мир никто не творил и не создавал.
2. Природа всегда и везде предметна, т.е. состоит из отдельныхчастей с границами,
хотя одновременно существуют и ее общие, универсальные для всех предметов, вечные и бесконечные, всепредметные - и в этом смысле беспредметные - метахарактеристики. Отсюда следует, что не может быть и никогда не было, например, абсолютной пустоты, гомогенного состояния Мира, или только сверхплотного его состояния. Всегда существовало и существует и то, и это.
Природа всегда одновременно предметна и беспредметна.
3. Мир многообразен, состоит из разных по содержаниюи форме предметов, и, в то
же время, ему свойственны в любой точке и в любое время общие, однообразные метахарактеристики, которые делают Мир целостным и единым, и в этом смысле однообразным.
Мир одновременно многообразен и однообразен.
4. Мир двойственен, полярен в отдельных предметах и в общих своих
метахарактеристиках. И в то же время это двойственность всегда единого, более общего, недвойственного целого. Например, каждый из нас несет в себе одновременно мужское и женское начало. Но эти характеристики умещаются в одном теле, в одной психике. В сутках умещаются и день, и ночь. Но целое - сутки - остается целым. Т.е. Мир как целое одновременно и не двойственен.
|
Мир в одно и то же время двойственен и целостен, един.
5. Мир всегда динамичен - подвижен, текуч, изменчив и непостоянен в своих
конкретных формах и проявлениях. В то же время он постоянен, устойчив и не изменяем в своих общих характеристиках, в своем общем устройстве.
Мир одновременно динамичен и постоянен.
6. Мир креативен - обладает творческим началом и тенденцией к творческой игре
(это один из главных смыслов существования Мира). Он порождает в каждый момент и поддерживает Многообразие в себе за счет этой вечной творческой способности, свободы порождения новых конкретных предметов и форм их функционирования во всегда в чем-то неопределенной ситуации. Одновременно Природа инерционна и рутинна, имеет тенденцию к сохранению уже сотворенных предметов и видов функционирования. Т.е. Мир одновременно стереотипен и склонен к неизменности, к сохранению установленной определенности, порядка.
Мир одновременно креативен и стереотипен.
7. Мир потенциально гармоничен (закон мировой гармонии) - в любой его точке. В
любое время всегда есть некая оптимальная мера согласованности частей предмета (внутренняя гармония) и мера согласованности всего предмета с ближайшим окружающим миром (внешняя гармония) и общими метахарактеристиками Природы (духовная гармония). В то же время актуальное состояние предметов Мира часто дисгармонично, не соответствует мерам оптимальной согласованности. Т.е. Мир одновременно и дисгармоничен.
|
У любого предмета есть внутренняя тенденция как к гармонии, так и к дисгармонии. Существует и оптимальная мера соотношения этих тенденций к гармонии и дисгармонии: для разных классов предметов Мира эта мера оптимальности соотношения частей целого может быть различной - симметричное соотношение, золотое сечение, асимметричное ценностное (психологическое) соотношение.
Оптимальные соотношения могут быть разными для отдельных предметов одного и
того же класса, людей в зависимости от их индивидуальных особенностей. И разными даже для разных периодов существования одного и того же предмета, и даже разными в различных “ жизненных” ситуациях одного и того же периода существования этого предмета. Т.е. состояние гармонии очень динамично - может легко исчезать с изменением внутреннего состояния или внешней ситуации. Оно требует для своего нахождения, поддержания и восстановления всякий раз новых поисков и усилий. Природе приходится прикладывать регулярные усилия для установления этого состояния. Видимо, существует полуавтоматический механизм возвращения всех природных соотношений к некоему оптимальному их балансу, типа механизма гомеостаза в организме животного. Но не всегда Природе известен конкретный путь и способы восстановления гармонии в каком-то своем предмете или группе предметов в каждом конкретном случае. Поэтому это самовосстановление Природного лада - сохранение константы мировой гармонии - вечный творческий экспериментальный процесс. В новой ситуации функционирования предметов необходим новый поиск).