Изложение нового материала (2 часть) с параллельным его закреплением.




Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы.

1. Как называются цветочные растения, растущие в теплицах и оранжереях?

а) растения открытого грунта;

б) растения защищенного грунта;

в) комнатные растения.

2. Что используют для опрыскивания опушенных листьев растений?

а) почвенное сито;

б) лейку;

в) пульверизатор.

3. Как называется лесная почва из перепревших листьев, используемая для посадки комнатных растений?

а) листовая;

б) дерновая;

в) перегной.

III.Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы, которая называется «Горох и картофель. Внешний вид растений. Использование зерна гороха и клубней картофеля»). Изучая эту тему, мы познакомимся со строением этих растений, их особенностями, видами, применением и т.п.

Тема урока – «Горох и картофель. Внешний вид растений. Использование зерна гороха и клубней картофеля». Изложение новой темы (1 часть). Отгадайте загадку

Раскололся тесный домик.На две половинки.И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. Учитель: Правильно горох.

-Какой стебель имеет растение гороха и как они удерживаются в прямом положении?

- Как называется плод гороха?

- Как можно отличить недозревшее зерно гороха от зрелого?

Учитель: Ребята, как вы думаете, как давно человек использует горох в пищу?

Историческая справка.

Учитель: На Руси есть такая поговорка «Это еще при царе Горохе было…». Как вы думаете, что она означает?

Учитель: Когда о каком-либо событии говорят, что оно было при царе Горохе, это значит что очень, очень давно.

Учитель: Очень давно горох появился у человека. В археологических раскопках семена гороха были найдены еще в позднем каменном веке (свыше 20 тысяч лет тому назад) в Греции (Фессалия), Хорватии, Швейцарии, западной Германии. Это растение упоминается и в трудах древних историков.

Раскопки показали, что горох использовался в районе Харькова в VI—II вв. до н. э., в районе Минска — в VI—VIII вв. н. э., в Старой Ладоге — в VIII—IX вв. н. э.

Как культура зеленый горошек в России выращивают с 1674 г. Особенно ценился горох из Ярославской губернии.

О происхождении гороха сложены легенды, которые связывают происхождение гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох.

Строение растения гороха.

Учитель: Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем высотой 80 – 100см. встречаются сорта гороха с утолщенным стеблем, который не полегает.Листья растения сложные, с крупными прилистниками, состоят из нескольких листочков, расположенных друг против друга. На концах листьев имеются ветвящиеся усики, которые цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении. Летом на растении появляются душистые цветки белого или фиолетово-красного цвета. После цветения образуются плоды, которые у гороха называются бобами. Боб состоит из двух половинок – створок. Если раскрыть створки боба, то становятся хорошо видны зёрна (семена гороха).

Попробуйте сложить два слова «зёрна» и «бобовые». Какое слово может получиться?

Учитель: Сложив эти два слова, мы получим название гороха как культурного растения – это зернобобовая культура.

(Разбор слов - бобы, створки, зёрна, зернобобовая культура).

Учитель: Сначала бобы плоские, потому что семена в них очень маленькие. Затем зёрна увеличиваются, и плод становится округлым.Недозревшие зёрна гороха мягкие, зеленого цвета, созревшие – твердые, белой, желтой, розово-желтой или зеленой окраски. Где и как применяют различные по зрелости семена гороха, мы с вами будем изучать на последующих уроках, а сейчас вернемся к теме урока.

Изложение нового материала (2 часть) с параллельным его закреплением.

Особенности растения гороха.

Семена гороха начинают прорастать при температуре 4 – 6 градусов тепла. Всходы выдерживают весенние заморозки до минус 4 градусов. Поэтому горох можно высевать ранней весной.Если горох высевают ранней весной и это растение не боится холодов, то, как его мы назовем?

Растения, не боящиеся холодов, называются холодостойкими растениями.

1. Холодостойкое. Гороху необходима влажная почва, особенно в период прорастания семян.

Учитель: Растения, которые любят влагу, называют влаголюбивыми растениями.

2. Влаголюбивое.

На корнях растения образуются маленькие клубеньки. В клубеньках находятся клубеньковые бактерии, мельчайшие живые организмы. Они обладают способностью создавать питательные вещества, необходимые для роста растений, и обогащать ими почву.

Учитель: Как растение гороха влияет на состав почвы?(Растение гороха обогащает почву полезными веществами.)

3. Обогащает почву полезными веществами.

Учитель: Ребята, людям какой профессии необходимы те знания, которые мы сегодня с вами получили на уроке?

Учитель: Агроном, садовод, растениевод обязательно должны знать строение растения гороха и его особенности, чтобы получать хороший урожай.

4Прием «собери слово»

Слова - красивый, арбуз, резать, торт, овощи, февраль, ель, липа и прибавьте Ь.

Учитель: Какое слово получилось? Правильно - это картофель. И сегодня мы с вами познакомимся с самой ценной сельскохозяйственной культурой – картофелем, который завоевал общее народное признание «второго хлеба».

«Картофель – хлебу подпора», - говорили в народе, а крестьяне добавляли: «Картошка – хлебу присошка».

Академик Д.Н. Прянишников придавал настолько важное значение картофелю, что с него начинал чтение курса лекций по растениеводству «Выращивать картофель, - говорил он, - это то же самое, что получать три колоса там, где рос один». В самом деле, поле картофеля дает по кормовым единицам в 3 раза больше, чем поле ржи.

Учитель: - Сегодня, на этом уроке мы познакомимся ещё со строением картофеля, узнаем, как и из чего он растёт. Какие части имеет картофель?

Вот этим овощем мы с вами питаемся, кушаем его. Ребята, а знаете ли вы, давно ли люди сажают картофель и питаются им?

Историческая информация. Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.

Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сначала картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Учитель: -А вы видели, где растёт он?

- Да, картофель растёт в поле, огороде.

- Растёт он кустом, имеет травянистые стебли и растёт прямо.

Листья у него сложные и состоят из отдельных листочков. Картофель имеет подземные стебли, которые называются столонами. На конце столонов образуются клубни – это и есть картофель. Их бывает от 3-х до 10-и штук. Клубни у картофеля бывают округлой или овальной формы, мелкие и крупныеОни покрыты кожурой белого, жёлтого, розового, фиолетового или красного цвета. На картофеле т. е. клубнях есть углубления -это глазки, а в них почки. После посадки картофеля почки прорастают и образуются стебли, листья и корни. Потом картофель цветет. Цветы бывают разные, затем вместо цветка образуется плод. Это семена. Часть картофеля, где глазков больше – верхняя (верхушка), противоположная – основание. Место прикрепления клубня к столону называется пуповиной.

5. Ответы на вопросы.

-Как образуются клубни картофеля?

- Какое строение имеет клубень картофеля?

IV. Итог урока

1. О чем говорили сегодня на уроке?

-Как называются растения, не боящиеся холодов?

- Какое строение имеет клубень картофеля?

VII. Домашнее задание

Стр. 85-89 читать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: